Новости – Культура
Культура
Три сестры вышли на пенсию
Не пропустите! Смотреть всем! В октябре стартует прокат уникальной экранизации легендарной пьесы А.П. Чехова
29 сентября, 2017 17:55
11 мин
Творчество Антона Павловича Чехова можно сравнить с бездонным колодцем, заглядывая в который в разные годы жизни, ты всегда видишь что-то новое, неизведанное.
Такова русская литература. Именно те шедевры, которые созданы великими гениями нашего Отечества еще много веков будут визитной карточкой русской культуры. «Chekhov!» — это имя знают во всем мире. И хотя бы относительно понимают, о ком и о чем идет речь.
Но… всегда ли понимаем Чехова мы, русские, коль уж от «Дяди Вани» и «Трех сестер» нас отделяет целых 120 лет?
Так ли понятны современному зрителю из Вологды и Череповца, Москвы и Питера, Владивостока и Хабаровска терзания 24-летней девочки, лепечущей о том, что мозг ее высох, она похудела, подурнела, постарела и уходит все дальше и дальше от настоящей прекрасной жизни в какую-то пропасть?
Будет ли внимать вздохам интеллигентных, юных, начитанных пермских провинциалок с их знаменитым кличем «В Москву! Москву!» циничный российский зритель? Увы.
«Девчата, вам в Москву? Плацкарт 2500, купе дороже! Возле Белорусского вокзала неплохие хостелы с бельем. А со знанием 4-х иностранных языков вас с радостью возьмут кассиршей в метрополитене накануне Чемпионата мира по футболу».
Но режиссер Юрий Грымов рискнул сделать российскому зрителю по-настоящему царский подарок, получить который «наложенным платежом» можно уже в октябре, когда фильм выйдет в прокат.
Пока «Фонд кино» финансирует продолжение фильма о высадке марсиан в районе Чертаново, Юрий Грымов, экранизировавший классику и ранее, на свой страх и риск совершил то, что в реалиях современной киноиндустрии совершить невозможно не только на практике, но и в теории. Решил снимать кино без денег.
«Я знал, на что иду, — признается Юрий Грымов. — Затеял съемки, понимая, что будут сложности. Частные деньги практически ушли из кинобизнеса России. Это факт! Но мне кажется, что это очень важно. Подойти к такому автору, как Чехов, и убрать лже-глянец нашей школьной программы. Открыть его заново».
Режиссер стал обзванивать актеров, которых хотел видеть в своей картине, честно признаваясь, что у него, мягко говоря, «дефицит средств».
О том, как это было, вспоминает заслуженная артистка России Анна Каменкова.
«Мне позвонил Юрий Грымов», — рассказывает о самом удивительном режиссерском предложении в своей карьере Анна Семеновна. — «Здравствуйте, я хочу предложить вам сыграть роль Маши в моем фильме «Три сестры»… «Ну, что сказать? — продолжает актриса. — Была пауза на километр!
Когда-то я мечтала о Маше, играя в театре у Анатолия Васильевича Эфроса, но… он видел меня в роли Наташи (олицетворение откровенной пошлости в пьесе Чехова – примечание редакции). Пришлось отказаться. Я подошла к зеркалу и сказала себе: «Аня, какая ты Маша? Ты уже бабушка Маша!».
Но я не знала о замысле режиссера… А ведь у него родилась потрясающая идея! Одно дело, когда девушка в 25 лет живет с нелюбимым мужем. У нее всё впереди! Ни у кого не вызовет сопереживания 27-летняя женщина, которая скажет: «Неудачная жизнь», но… когда эти слова произносит 60-летняя, лично у меня появляется ком в горле. Я, конечно же, согласилась».
В хорошем материале с уникальной идеей: приблизить чеховских героев к реалиям нашего времени, пронизанным узнаваемыми и понятными всем деталями, согласились сниматься Александр Балуев, Игорь Ясулович, Владимир Носик, Игорь Яцко, Ирина Мазуркевич, Людмила Полякова. Работала бесплатно и вся съемочная группа! Признаюсь, за 16 лет работы в кино о таком слыхать мне не доводилось!
В самый последний момент проект по экранизации пьесы русского классика сподобилось поддержать Министерство культуры, вероятно, выделив из «общака» то, что осталось после распределения средств на очередные «блокбастеры современности» или создание патриотического «кинокорма».
Выделили 25% от запрошенной суммы. Спасал русскую идею и краудфандинг! Целый миллион рублей собрали российские зрители, которые захотели увидеть новую экранизацию отечественной классики.
«Спасибо людям! Их деньги ушли на звук», — сердечно благодарит свою аудиторию режиссер и вспоминает о счастливом моменте запоздалого поступления дотации от «профильного ведомства. — Когда к Новому году нам дали небольшие деньги от Минкульта… Актеры были не то что счастливы, а удивлены.
Они не верили! Но мы раздали всем – и актерам, и съемочной группе, всем, кто принимал участие, по чуть-чуть! Это была большая радость. На этом проекте я убедился, что люди готовы инвестировать в русскую культуру даже в этих предлагаемых обстоятельствах. И не комплексовать по поводу того, сколько людей посмотрит это кино. Тарковский как-то сказал: если в моем зале сидит 8 человек, то я снял фильм для этих 8-ми человек…»
« Работая с текстом Антон Павловича, мы пережили за три недели съемочного периода минуты настоящего счастья!» — берет на пресс-конференции слово народный артист России Игорь Ясулович, искрометно сыгравший роль 80-летнего военного доктора Чебутыкина, впадающего то и дело в запои от пережитых ужасов одной из нечеловеческих войн.
«Какой именно?» – спросите вы? Да мало ли какой. Братскую интернациональную помощь русские в ХХ веке оказывали во Вьетнаме, Эфиопии, Анголе. Много где.
После просмотра картины не обошлось и без ложки дегтя. Нашлись желающие упрекнуть режиссера в умышленном очернении российской реальности.
Да, повод упрекнуть, действительно, имеет под собой все основания. Реальность и эстетику фильма глянцевой не назвать. Это вам не «Кубанские казаки». Фильм снят в черно-белых тонах. И по заявлению старшей из сестер (Ольги, возраст которой на момент начала действия достигает 65 лет) на ее пенсию невозможно прокормить даже кур. Именно поэтому она всё еще работает в школе.
Но почему очернить? Скорее, показать такой, какая она есть? Или это неправда, и на пенсии в 5000-12000 рублей российские пенсионеры безвылазно торчат на Бали?
Андрей Сергеевич Прозоров (блистательный, но увы не часто появляющийся в хорошем кино на экране Владимир Носик) служит в мэрии и играет в подпольном казино, о котором знают все, кому не лень. А разве на практике это не так? Айда со мной, я лично покажу вам, где находятся в Москве казино, имеющие «надежную крышу» на хорошем уровне!
Ну а уж в тот момент, когда в городке происходит пожар, и в доме Прозоровых ютятся бедные погорельцы (русский батюшка и гастарбайтеры из Средней Азии), в зале раздаются аплодисменты и смех.
«Москвичей уже нет, Одни приезжие кругом. Жуть — все перекопано! — сетует Вершинин, роль которого исполнил Максим Суханов. — А вообще, какая разница? Русскому человеку свойственны возвышенные мысли!»
Режиссер ли порочит реальность? Может, реальность порочит сама себя? 120 послечеховских лет миновали, а ничего не изменилось. Исчезающая русская интеллигенция (те самые – «арбатские удивительные люди», коих остались единицы) всё также увлечены «возвышенными мыслями».
Так проходит день за днем, год за годом. И, конечно, это славное сословие вскоре исчезнет вовсе. Канут в Лету эти «ветераны войны с надвигающейся новой реальностью», в которой нет место ни книгам, ни размышлениям, ни углубленному языкознанию, ни даже элементарной общечеловеческой вежливости. Они уступят место людям более ушлым – трамвайным хамам и нуворишам.
Их легион представлен, конечно же, Наташей, на роль которой (как нельзя кстати!) подошла юная певица из Владивостока Натали Юра, вернувшаяся в Россию после съемок аж в двух голливудских блокбастерах.
Современная Наташа (ну, прям как автор «прописал»!) носится с новорожденным Бобиком, подвигает сестер в их собственных владениях и разговаривает лозунгами сегодняшнего дня: «Мы — интеллигенция, мы должны выглядеть соответствующе!» или «Косметология идет семимильными шагами!.. Я в шопе купила новый стол и вазочку».
Наташа «троллит» окружение не по-детски! Она покупет в IKEA инновационную лампочку (подарок сестрам), а после потрясшего город пожара делает селфи с притащившим ораву узбеков попом, говоря на камеру: «Пожар закончился!».
К людям, которые хорошо приспособлены к нашей с Вами действительности, относится и Ферапонт, служивший в пьесе Чехова швейцаром. В фильме Юрия Грымова он протягивает вконец проигравшемуся Андрею Прозорову на подпись документы об отчуждении его родового имения и глубокомысленно рассуждает:
«Говорят, в Питере был мороз градусов 200. Померло человек тысяч двадцать… Значит, жилье подешевеет!»
Ну не картина ли сегодняшнего дня представлена режиссером и замечательными актерами? Синтез невероятных домыслов, граничащих с маразмом, и «новорусского прагматизма», свойственного подавляющему большинству современных деловых людей.
Самым главным… самым проникновенным эпизодом фильма является тот момент, когда Маша (Анна Каменкова) собирает чемодан и в 65 лет собирается уйти от мужа (роль учителя гимназии Кулыгина играет фантастически талантливый, но катастрофически недооцененный актер второго плана Александр Пашутин) к Вершинину.
Эх… недаром Максим Суханов ходил весь фильм в пальто. Мертвой, нечеловеческой хваткой вцепляется в него Маша, осознавшая – вдруг! – что пришел он не забрать ее с собой, а проститься, потому что возвращается к ненавистной жене.
«Маша… Маша!!!» – Срываясь на крик, пытается оторвать ее руки старшая сестра Ольга (Людмила Полякова). И в эти секунды – еще до того, как треснет ткань! – актриса на наших глазах — без использования современных технических средств кинематографа, за счет одного лишь актерского мастерства! – превращается из моложавой женщины, почти что девочки, вернувшейся в юность, в 90-летнюю старуху, которую в жизни ничего светлого уж точно не ждет…
Не светит счастье и младшенькой 60-летней Ире, роль которой сыграла утонченная Ирина Мазуркевич. Ее героиня, как в пьесе Чехова, по-прежнему работает на телеграфе, хотя в мире давно изобрели интернет.
Режиссер, как и обещал, верен сюжету классика. Возлюбленного Иры (Тузенбаха) застрелит Соленый, роль которого исполнил Александр Балуев, на первый взгляд, ему чуть-чуть не хватило фуражки маршала Жукова (в него Александр Николаевич не так давно перевоплотился в одноименном сериале).
Соленый пишет стихи, ценит творчество Высоцкого и закономерно не любит, когда ему лезут в душу, особенно, когда в нее плюют. Поэтому участь Тузенбаха предопределена.
Интересны размышления о будущем «новочеховских» героев, которым режиссер прибавил лет.
«Будут летающие суперкары вместо машин, откроют шестое чувство и разовьют его!» – незадолго до смерти «вангует» Тузенбах, роль которого сыграл Игорь Яцко.
Но что в действительности ждет героев? Ничего. Мурашки от этого идут по коже значительно лучше, чем после просмотра фильма «Оно».
Хочется искренне верить, что потрясающий русский фильм, который выходит в прокат 19 октября, найдет аудиторию, и залы будут полны. Но душа современного зрителя просит «Марсиан в Чертаново» и «Гоголя навыворот».
Поэтому с большей вероятностью будут летать суперкары, под завязку «заправленные шестым чувством».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости