Новости – Культура
Культура
Полный уЛёд!
Современные кинодеятели с маниакальным упорством снимают фильмы о спортивных победах. Мелодрама «Лёд», вырвавшаяся в лидеры кинопроката, не стала исключением
20 февраля, 2018 15:00
8 мин
Казалось бы, кино появилось чуть более ста лет назад! Но кинематографистов можно считать представителями самой древней из существующих в мире профессий. Ведь именно «киношники» держат руку на пульсе российского общества, создавая те киношедевры, которые на 146% отвечают вкусам и запросам потребителя — современной отечественной аудитории!
Россия живет в состоянии войны практически со всем окружающим миром. У нас нет друзей. Большинство кормящихся за наш счет «стран-партнеров» прозрачно намекают на то, что могут переметнуться на сторону противника. Что снимать? Что, спрашивается, показывать в этой ситуации зрителю?
Нашу реальность? Может, придумаем фильм о том, как старик живет на пенсию, которая совсем чуть-чуть не дотягивает до размера его счета за коммунальные услуги? Экранизируем историю о том, как пьяный судья протаранил машину женщины с ребенком и ушел от ответственности? Создадим киношку про меткого дагестанца с ружьем, которого прошляпили «спецсубъекты»? Или картину о том, как живут без рук и ног люди, которых взорвали в метро?
Чушь! Во-первых, такое кино – это вам не реальность. Во-вторых, никто и никогда не будет это смотреть. В-третьих, давайте-ка вспомним Великую Отечественную войну. «Два бойца», «В 6 часов вечера после войны», «Парень из нашего города», «Жди меня». Народу были нужны фильмы, поднимающие боевой дух, вселяющие неискоренимую уверенность в Победе. Их снимали в Алма-Ате даже в 1941-1943, когда перелом еще не наступил и перспективы советского народа в схватке с фашистами были далеко не столь однозначны, как, предположим, во второй половине 1944-го.
Вот и сейчас не стоит обращать внимания на беды и горести русского народа, его трудности, растущий в геометрической прогрессии разрыв между бедными и богатыми слоями населения. Нам нужны фильмы о победах. Любых. Желательно русских. И тогда никакие санкции, никакие экономические пертурбации не смогут перешибить свинцовым веслом патриотичный настрой населения.
Девочки должны расти на правильных идеалах а-ля Зоя Космодемьянская. А мальчики, те самые «пацаны», которые сейчас умирают в Сирии, уметь при необходимости станцевать вприсядку на протезах, как делал это Алексей Маресьев.
Но на одних военных фильмах целое поколение не воспитаешь. Это стало ясно после того, как выпускнику экономического факультета доверили снимать фильм «28 панфиловцев», и он построил его практически на одних пиротехнических эффектах и компьютерной графике, иллюстрировавшей, как в бою летают оторванные руки/ноги.
Поняв, что тема героизма советского народа во время Второй мировой войны благодатна, прекрасна, но начинает надоедать, кинематографисты вышли… в открытый космос.
Сразу два прекрасных фильма о нем («Салют-7» и «Время первых») потрясли воображение зрителя в 2017 году. А дальше, вспомнив про успех «Легенды № 17», сценаристы вернулись к жанру спортивной драмы. И не ошиблись!
Картина «Движение вверх», рассказывающая о победе советской сборной по баскетболу над американцами, стала фильмом всех времен и народов, установившим абсолютный рекорд по сборам.
И вот — «Лёд»! Красивая добрая сказка об иркутской девочке с ужасной координацией движений. Она мечтала о фигурном катании, рано потеряла любившую ее до потери пульса (не в переносном, а в прямом смысле этого слова) маму. И своим трудом достигла сногсшибательных высот в мире фигурного катания.
Главную роль Нади Лапшиной в этой музыкальной мелодраматической картине играет молодая, очень талантливая, правда, не имеющая актерского образования дочь Ксении Раппопорт Дарья-Аглая Тарасова. Сама Раппопорт играет безмерно верящую в свое чадо, но, увы, быстро умирающую маму.
Бредящий фигурным катанием ребенок и ее родительница настойчиво добиваются права обучаться в школе-интернате у свирепого тренера Шаталиной (бесподобная Мария Аронова). Снискавшая славу «великого инквизитора» Шаталина берет не каждого. Однако именно она, дама, исповедующая казарменно-армейский стиль работы с юными фигуристками, может научить кататься на коньках даже бегемота.
Так и происходит с Лапшиной, единственной ученицей, удостоенной спустя годы долгой и кропотливой работы права пройти кастинг на роль партнерши легендарного Владимира Леонова (сербский актер Милош Бикович) — талантливого фигуриста и отъявленного авантюриста, по вине которого Надя падает во время исполнения неотработанного элемента и оказывается, казалось бы, навеки прикована к инвалидному креслу.
Леонов по наущению своего импресарио — прощелыги Севы (блистательный Ян Цапник) оперативно находит себе другую партнершу. А возле упавшей не только телом, но и духом Нади возникает хоккеист-неудачник третьего хоккейного дивизиона Александр Горин (актер Александр Петров, он же Сева, он же Гриша, он же Алекс, он же Гоголь).
Горин — эдакий Иванушка-дурачок. И тут, справедливости ради, стоит отметить, минимальное совпадение кино и реальности. У дурачков в России, действительно, часто получается, если не все, то очень многое. Народная традиция.
Всячески издеваясь над девушкой, и забивая ей шайбы в голову (предусмотрительно нацепив на инвалида защитную маску вратаря), Горин полюбил ее, сам попал под машину, но… поставил-таки девку на ноги! Ура!
Опомнившись, прискакал мерзавец Леонов, которому союз с новой пассией не принес хайпа и спортивной славы. Однако любовь Горина и Нади оказалась, на сей раз, выше перспектив, которые сулило девушке воссоединение с предавшим ее фигуристом. Кое-как катающийся на коньках Горин и Надя вместе выходят на лед. Их всепобеждающей любви поет оду весь зал.
Ну, как вам? Мне «симпо». Еще одна отличная история о победе. Правда, не над пиндосами, а над болезнью. Но… на экране вновь та восхитительная «параллельная Россия». Плохие получают по морде. Хорошие – по медали. Болезни побеждены. Наш человек не обижен, не обделен вниманием Родины, Партии и Правительства. Полезного в практическом отношении смысла, как и положено, в сценарии почти нет. Думать не над чем. Можно отдыхать.
Научная фантастика, короче, как и 97% нашего кино, посмотрев которое, даже живые легенды космоса деликатно просят поменять фамилии персонажей. Дескать, не было такого, чтобы кувалдой по ракете постучать, а она — возьми да и починись!
А кто вам, уважаемые, сказал, будто зрителю интересно, как оно там было? Нам интересно, как оно может быть, если однажды мы попадем в это славное «кинематографическое» зазеркалье, где нет ни одной осточертевшей нам проблемы, а те, которые появляются, быстро решаются сами по себе.
Ну, как в кино!
Некоторые, посмотрев «Лед», усмотрели в картине намек на события, происходившие с фигуристкой Еленой Бережной в 1996 году. Удар коньком партнера в височную часть головы в ходе тренировки приковал ее к постели. Спортсменка, продемонстрировавшая уникальную силу воли, заново училась не только ходить, но и говорить, а помогал ей в этом новый партнер Антон Сихарулидзе… Но это кино не про них.
Череда спортивных драм продолжается. После бешеного успеха «Движения вверх» и триумфа картины «Лед», созданной режиссером, снимавшим до этого одни лишь клипы Тимати, нас ждет еще одна спортивная феерия «Тренер». Она повествует о роковой ошибке нападающего сборной России по футболу.
Краткий спойлер! Проигравший румынам Юрий Столешников отправляется на тренерскую работу в глухомань, где его ждет встреча с девушкой Варей, помогающей ему (опять-таки — вот ведь!) реабилитироваться после судьбоносного поражения.
Но это уже другая история. И пусть вас не печалит, что снял фильм не Тарковский, а Козловский. Практика показывает: для того чтобы делать кино в наши дни о наших победах и силе русского духа вовсе не обязательно быть режиссером или сценаристом.
Достаточно быть патриотом.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости