Откровение Эммануила Виторгана
фото автора

фото автора

Что творит легендарный актер, наотрез отказавшийся работать в государственных театрах?

24 мая лил проливной дождь, столичные полицейские, укрытые брезентовыми накидками, безуспешно пытались разрулить глобальные московские пробки, а к старинному особняку в Сеченовском переулке стекались люди, на лицах которых блуждали радостные улыбки.

В фойе КУЛЬТурного Центра Эммануила Виторгана на Остоженке оказалось по-домашнему уютно. Пафоса, порой предваряющего творческие вечера служителей Мельпомены, не наблюдалось. Посетителей приветливо встречала Ирина, супруга актера, которого кто-то знает по роли доброго волшебника Коврова из «Чародеев», а кто-то боготворит за блестяще созданные образы волевых героев и харизматичных, донельзя обаятельных злодеев.

Многие артисты вызывают у нас воспоминание лишь об одной, пускай блестяще сыгранной роли. Василий Ливанов остался в наших сердцах гениальным Шерлоком Холмсом, Александр Демьяненко – трогательным Шуриком. Эммануил Виторган, воплотив бесчисленное количество самых разных образов на сцене и съемочной площадке, остался… самим собой. Такое бывает, когда масштаб личности человека и его жизненный путь по-настоящему уникальны.

В этот вечер здесь собрались представители разных поколений. Многие из них давно достигли возраста мудрости и пришли к человеку, фильмы с участием которого являются достоянием их молодости. Восторженные глаза юных ярче яркого свидетельствовали о том, что для молодежи Эммануил Гедеонович – одна из уцелевших в пожарищах культурного апокалипсиса икон театрального и кинематографического искусства.

Откровение Виторгана, состоящее из блестяще исполненных песен и прочтенных стихов, миниатюр и уморительно смешных двустиший, построено по законам хорошо написанной авторской «пьесы длиною в жизнь». Ее сочинителями являются не только сам актер и его супруга Ирина, но и те, память о ком он бережно хранит в своем сердце.

1939 год. Баку. В семье работника мукомольной промышленности, которая практически непрерывно странствует по городам Советского Союза, появляется на свет мальчик, названный в честь жестоко убитого в ходе погромов времен гражданской войны дяди.

В детстве, которое пришлось на военные и тяжелейшие послевоенные годы, он блестяще учится в школе, получая похвальные грамоты одна за другой. Но… волшебство театрального искусства, приоткрытое ему в драматическом кружке, не оставляет ни минуты времени на то, чтобы штудировать бастионы науки. Окончив школу уже в Астрахани, Эммануил отправляется в Москву в надежде поступить в один из театральных вузов столицы. Но, блеснув талантами, не поступает ни в один из них! «Пятый пункт» — пресловутая графа «национальность», которая не раз будет творить различные препоны в жизни актера, казалось, поставит крест на мечтах юноши.

— И вдруг меня осенило! Я метнулся в Ленинград. И… понял, что это судьба, — вспоминает артист, который благодарен провидению за то, что попал на курс Бориса Зона, где ему составили творческую компанию великолепная Алиса Фрейндлих и неповторимый Сергей Юрский.

О них, блистательном Валентине Гафте и других здравствующих коллегах Эммануилом Гедеоновичем в этот вечер были произнесены самые добрые, если не сказать трепетные слова. Зрители узнали множество интереснейших историй, проникнутых добрым юмором. Они перемежались с искрометными юмористическими двустишьями, вызывавшими в зале смех и овации.

Но вот амплитуда драматической перипетии меняет вектор своего движения, и на экране возникают лица тех, кого уже, к величайшему сожалению, нет. Александр Абдулов, Олег Янковский, Леонид Филатов, Семен Фарада, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, драматург Александр Володин… Алла Балтер. Женщина и актриса необыкновенной красоты, преобразившая по признанию Эммануила Виторгана его жизнь и подарившая тридцать лет счастья.

Со сцены звучит:

Время бесконечной нитью тянется

Многих знал, и слышал я творцов

Только не стареет, не туманится

В памяти Абдулова лицо.

Встретившись с актерами, актрисами

Отвечаю что-то невпопад

До сих пор ищу я за кулисами

Аллочки неповторимой взгляд.

Звучат благодарные слова в адрес Ирины, которая в минуты беспощадной депрессии сумела уберечь актера, решившего было посягнуть на свою жизнь, от рокового шага.

Эммануил Виторган – человек-театр, созданный для сцены, ушел из любимой «Маяковки» вскоре после того, как закончилась эпоха великого режиссера Андрея Александровича Гончарова. В коридоры театра имени В.Маяковского ворвался ветер новых времен, которым не так уж нужны были старые герои.

- Я шел по улице и вдруг… увидел, как раритетные фотографии актеров нашего театра, выброшены на мостовую, словно ненужный мусор. Не выдержав, я ворвался в кабинет нового худрука и… по-русски… по-мужски… высказал ему в лицо всё, что я о нём думаю, - вспоминает Эммануил Гедеонович о состоявшейся когда-то неприятной сцене с уже ушедшим из жизни Сергеем Арцибашевым. Впрочем, и о нем актер старается говорить в максимально доброжелательном ключе. Нарочито ли? Вряд ли. Скорей, исповедуя культ добра, которому подчинено все происходящее на сцене.

Виторган признается, что через несколько дней пожалел о случившемся и вернулся, но… только лишь для того, чтобы ввести на главные роли других актеров: подставлять коллектив театра, которому было отдано более 20 лет жизни, не хотелось. Стоит ли говорить, что предложений от ведущих сценических площадок России было очень много? Но…

— Я вдруг особенно остро ощутил, что не хочу над собой никаких начальников и худруков. И понял, что по-настоящему свободен! – своей необыкновенной, по-настоящему счастливой улыбкой одаряет зрителей мэтр.

Эта замечательная творческая встреча была благотворительной. Все собранные средства пошли на программы фонда «Бюро Добрых Дел», который занимается помощью детским интернатам и домам в 7 регионах России. Не стихают аплодисменты зрителей. Эммануил Виторган в очередной раз удивляет своей уникальностью, непохожестью на многих коллег по цеху. Не прячась в гримерке от благодарного ему за волшебный вечер зрителя, Чародей выходит в фойе и… остается за одним из столиков, закуривая сигарету. В его глазах — усталость человека, который вчера, сегодня, завтра отдал зрителю чуть больше, чем себя.

Выйдя на улицу и, вдыхая пряный майский воздух на пути к метро, я вижу Москву немного другой. Быть может, той чистой, счастливо-вчерашней, какой мы видим ее в лучших фильмах с участием Эммануила Виторгана?

Это время, казалось бы, ушедшее, безвозвратно потерянное, живет в нас и питает своей энергетикой наших детей, которым мы включаем «Чародеев». Хочется верить, что эта картина и другие шедевры советского кино помогут им вырасти хорошими и добрыми людьми.

Ничего лучше пока еще не снято.

В Питере жить! Далее в рубрике В Питере жить!В мае 2017 года российскую читательскую аудиторию ожидает встреча с уникальной книгой, героями которой являются оживающие на ее страницах улицы Северной Столицы России.

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»