Новости – Культура
Культура
Откровение Эммануила Виторгана
фото автора
Что творит легендарный актер, наотрез отказавшийся работать в государственных театрах?
28 мая, 2017 21:30
6 мин
24 мая лил проливной дождь, столичные полицейские, укрытые брезентовыми накидками, безуспешно пытались разрулить глобальные московские пробки, а к старинному особняку в Сеченовском переулке стекались люди, на лицах которых блуждали радостные улыбки.
В фойе КУЛЬТурного Центра Эммануила Виторгана на Остоженке оказалось по-домашнему уютно. Пафоса, порой предваряющего творческие вечера служителей Мельпомены, не наблюдалось. Посетителей приветливо встречала Ирина, супруга актера, которого кто-то знает по роли доброго волшебника Коврова из «Чародеев», а кто-то боготворит за блестяще созданные образы волевых героев и харизматичных, донельзя обаятельных злодеев.
Многие артисты вызывают у нас воспоминание лишь об одной, пускай блестяще сыгранной роли. Василий Ливанов остался в наших сердцах гениальным Шерлоком Холмсом, Александр Демьяненко – трогательным Шуриком. Эммануил Виторган, воплотив бесчисленное количество самых разных образов на сцене и съемочной площадке, остался… самим собой. Такое бывает, когда масштаб личности человека и его жизненный путь по-настоящему уникальны.
В этот вечер здесь собрались представители разных поколений. Многие из них давно достигли возраста мудрости и пришли к человеку, фильмы с участием которого являются достоянием их молодости. Восторженные глаза юных ярче яркого свидетельствовали о том, что для молодежи Эммануил Гедеонович – одна из уцелевших в пожарищах культурного апокалипсиса икон театрального и кинематографического искусства.
Откровение Виторгана, состоящее из блестяще исполненных песен и прочтенных стихов, миниатюр и уморительно смешных двустиший, построено по законам хорошо написанной авторской «пьесы длиною в жизнь». Ее сочинителями являются не только сам актер и его супруга Ирина, но и те, память о ком он бережно хранит в своем сердце.
1939 год. Баку. В семье работника мукомольной промышленности, которая практически непрерывно странствует по городам Советского Союза, появляется на свет мальчик, названный в честь жестоко убитого в ходе погромов времен гражданской войны дяди.
В детстве, которое пришлось на военные и тяжелейшие послевоенные годы, он блестяще учится в школе, получая похвальные грамоты одна за другой. Но… волшебство театрального искусства, приоткрытое ему в драматическом кружке, не оставляет ни минуты времени на то, чтобы штудировать бастионы науки. Окончив школу уже в Астрахани, Эммануил отправляется в Москву в надежде поступить в один из театральных вузов столицы. Но, блеснув талантами, не поступает ни в один из них! «Пятый пункт» — пресловутая графа «национальность», которая не раз будет творить различные препоны в жизни актера, казалось, поставит крест на мечтах юноши.
— И вдруг меня осенило! Я метнулся в Ленинград. И… понял, что это судьба, — вспоминает артист, который благодарен провидению за то, что попал на курс Бориса Зона, где ему составили творческую компанию великолепная Алиса Фрейндлих и неповторимый Сергей Юрский.
О них, блистательном Валентине Гафте и других здравствующих коллегах Эммануилом Гедеоновичем в этот вечер были произнесены самые добрые, если не сказать трепетные слова. Зрители узнали множество интереснейших историй, проникнутых добрым юмором. Они перемежались с искрометными юмористическими двустишьями, вызывавшими в зале смех и овации.
Но вот амплитуда драматической перипетии меняет вектор своего движения, и на экране возникают лица тех, кого уже, к величайшему сожалению, нет. Александр Абдулов, Олег Янковский, Леонид Филатов, Семен Фарада, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, драматург Александр Володин… Алла Балтер. Женщина и актриса необыкновенной красоты, преобразившая по признанию Эммануила Виторгана его жизнь и подарившая тридцать лет счастья.
Со сцены звучит:
Время бесконечной нитью тянется
Многих знал, и слышал я творцов
Только не стареет, не туманится
В памяти Абдулова лицо.
Встретившись с актерами, актрисами
Отвечаю что-то невпопад
До сих пор ищу я за кулисами
Аллочки неповторимой взгляд.
Звучат благодарные слова в адрес Ирины, которая в минуты беспощадной депрессии сумела уберечь актера, решившего было посягнуть на свою жизнь, от рокового шага.
Эммануил Виторган – человек-театр, созданный для сцены, ушел из любимой «Маяковки» вскоре после того, как закончилась эпоха великого режиссера Андрея Александровича Гончарова. В коридоры театра имени В.Маяковского ворвался ветер новых времен, которым не так уж нужны были старые герои.
- Я шел по улице и вдруг… увидел, как раритетные фотографии актеров нашего театра, выброшены на мостовую, словно ненужный мусор. Не выдержав, я ворвался в кабинет нового худрука и… по-русски… по-мужски… высказал ему в лицо всё, что я о нём думаю, - вспоминает Эммануил Гедеонович о состоявшейся когда-то неприятной сцене с уже ушедшим из жизни Сергеем Арцибашевым. Впрочем, и о нем актер старается говорить в максимально доброжелательном ключе. Нарочито ли? Вряд ли. Скорей, исповедуя культ добра, которому подчинено все происходящее на сцене.
Виторган признается, что через несколько дней пожалел о случившемся и вернулся, но… только лишь для того, чтобы ввести на главные роли других актеров: подставлять коллектив театра, которому было отдано более 20 лет жизни, не хотелось. Стоит ли говорить, что предложений от ведущих сценических площадок России было очень много? Но…
— Я вдруг особенно остро ощутил, что не хочу над собой никаких начальников и худруков. И понял, что по-настоящему свободен! – своей необыкновенной, по-настоящему счастливой улыбкой одаряет зрителей мэтр.
Эта замечательная творческая встреча была благотворительной. Все собранные средства пошли на программы фонда «Бюро Добрых Дел», который занимается помощью детским интернатам и домам в 7 регионах России. Не стихают аплодисменты зрителей. Эммануил Виторган в очередной раз удивляет своей уникальностью, непохожестью на многих коллег по цеху. Не прячась в гримерке от благодарного ему за волшебный вечер зрителя, Чародей выходит в фойе и… остается за одним из столиков, закуривая сигарету. В его глазах — усталость человека, который вчера, сегодня, завтра отдал зрителю чуть больше, чем себя.
Выйдя на улицу и, вдыхая пряный майский воздух на пути к метро, я вижу Москву немного другой. Быть может, той чистой, счастливо-вчерашней, какой мы видим ее в лучших фильмах с участием Эммануила Виторгана?
Это время, казалось бы, ушедшее, безвозвратно потерянное, живет в нас и питает своей энергетикой наших детей, которым мы включаем «Чародеев». Хочется верить, что эта картина и другие шедевры советского кино помогут им вырасти хорошими и добрыми людьми.
Ничего лучше пока еще не снято.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости