Новости – Культура
Культура
Обломовщина или тихое счастье фотографа - интроверта
Икуру Куваджима: о себе, Обломове и загадочной русской душе
27 апреля, 2018 13:52
3 мин
Проект молодого фотографа Икуру Куваджимы «Я, Обломов», представленный в рамках Photobookfest 2018, посвящен исследованию русской души через призму персонажа романа Ивана Гончарова «Обломов» и интерьеры постсоветских квартир.
На выставке в Центре фотографии братьев Люмьер представлено порядка сорока работ автора, уже завоевавшего признание на Венецианской биеннале современного искусства. В пространство экспозиции также включена и одноименная авторская фотокнига с шестью вариантами обложки-подушки, изданная при поддержке PHOTOBOOKFEST в 2017 году и в итоге, победившая на фестивале.
Икуру рассказывает, что хотя он родился и все свое детство провел в Японии, - японским фотографом себя ни в коей мере не считает. Он рано уехал в США, поступил на факультет журналистики в Миссурийский университет, а затем жил в Румынии, на Украине, в Кыргызстане, Казахстане и России.
«Впервые я начал фотографировать в Америке, а нашел свое фотографическое «Я» - в России. Конечно, у меня остались «японские элементы бытия», - прежде всего, это дисциплина в общем подходе к фотографии. Но я много перенял от европейской манеры, потом чуть взял у России, в итоге получился некий гибрид»
В целом, по-японски аккуратная серия автопортретов интересна своим многообразием пространств для размышления, в которых находит себя спящим интроверт Куваджима. Это и квартиры Казани, Симферополя, Москвы, Кирова, Алма-Аты, Киева, Бишкека и др. городов.
«Приехав четыре года назад в Казань, признаюсь честно, я очень разленился. Мне нередко приходилось подолгу лежать, поглощенному депрессией, ленью, плохой погодой и… похмельем», - тихо рассказывает Икуру – Обломов.
«Как-то, один из моих русских друзей - фотографов посоветовал мне почитать на досуге «Обломова», сказал, что я найду в этом произведении себя и пойму многое о загадочной русской душе.
Дочитав книгу до конца, я – да, понял, что за девять лет, прожитых на постсоветском пространстве, обломовщина вполне может стать реальностью для любого японского фотографа»
Икуру уверен, что это загадочное русское состояние - «обломовщина» осталось актуальным и для нынешней России. В Японии существует близкое понятие «Хикикомори», - когда молодые люди прячутся от реального мира в своей комнате, но это, по мнению Икуру, совсем другое.
«Я бы сказал, что Хикикомори это уже патологическое состояние полной депрессии, когда человек не может вообще выходить из дома. В японском сленге есть другое словосочетание, как «сотокомори», - вот оно, на мой взгляд, больше подходит.
Это можно перевести, как состояние человека, который оказался за границей и расслабился. И сегодня, через серию своих лежачих автопортретов и фотографий интерьеров мест своего обитания я представляю свою интерпретацию этого феномена.
«…В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения, которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов».
Именно с этой первой строчки романа Гончарова начинается мое путешествие во времени и пространстве, к истокам «загадочной русской души»
Опираясь на текст Гончарова и других русских писателей, Икуру рассказывает одновременно и о себе, о глубине собственных снов. Он передает зрителю весь свой опыт изучения темы инертности, безделья и всего того, что принято называть «обломовщиной».
«Честно признаться, мне лень фотографировать», - говорит он в заключении встречи. «В последнее время я больше работаю над документальными фотопроектами, в основном в странах СНГ. И не знаю, вернусь ли я к фотографии дальше вообще…»
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости