Новости – Культура
Культура
Никита Михалков: Кино должно быть вне политики
Президент Московского международного кинофестиваля на встрече с журналистами рассказал «Русской Планете» об одной интересной национальной особенности…
22 июня, 2017 22:45
9 мин
В Москве стартовал 39-й Московский международный кинофестиваль. За неделю, с 22 по 29 июня, жители и гости столицы смогут увидеть без малого 247 фильмов, из которых, правда, в Основную конкурсную программу попали лишь тринадцать, которые и сразятся за «Золотого Георгия» - главный приз московского кинофорума.
По традиции, перед самой «красной дорожкой» с журналистами встретился Президент ММКФ и председатель Союза кинематографистов России, Никита Михалков, чтобы поговорить о самом Фестивале и, конечно, о кино как таковом.
Приводим ниже выдержки самого интересного из почти часового выступления Никиты Сергеевича перед журналистами:
О Московском международном кинофестивале:
- Когда-то, еще при советской власти, это был гигантский праздник. Я хорошо помню себя молодого, стоявшего в очередях, чтобы посмотреть иностранное кино. Уже в наше время, в не столь далекие годы, ММКФ стал местом скорее тусовочным – по принципу: чем больше иностранных гостей соберем, тем лучше фестиваль.
Сейчас же волею судеб случилось так, что у нас уже нет тех возможностей. Лично мне теперь нередко приходится сталкиваться с отказами от участия от своих друзей – прекрасных актеров и режиссеров. Я могу их понять и потому не осуждаю, но конечно тот факт, что политика довлеет над искусством, создает определенное неприятное ощущение.
Но с другой стороны нет худа без добра. Западные санкции открыли, наконец, шлюз для возрождения нашей национальной экономики, та же картина наблюдается и здесь. Тусовочный привкус у Фестиваля ушел в сторону, наконец-то возник интерес именно к кино. А его на нынешнем 39-м ММКФ много и оно разнообразно.
Про отбор фильмов на Конкурс:
- В позиции отбора фильмов для нашего Фестиваля я придерживаюсь абсолютно принципиальной позиции. Отбор фильмов для Фестиваля «от» и «до» лежит на Отборочной комиссии, возглавляемой Кириллом Разлоговым. И все вопросы по отбору фильмов – персонально к нему и к его команде профессионалов. Я же никогда не пытался влиять на это, равно как и на работу жюри.
Конечно, наш фестиваль существует в условиях жесткой конкуренции. Понятно, что, с точки зрения режиссера, куда почетнее и престижнее представлять свой фильм где-нибудь в Каннах, в Венеции или в Берлине. Нам приходится работать над подготовкой каждого нового Фестиваля в очень непростых условиях – члены нашей отборочной комиссии неустанно колесят по миру.
А злые языки при этом не упускают случая сказать, что мы не отбираем, а, скорее, якобы «подбираем» фильмы, которые не взяли другие. В программе нынешнего кинофестиваля действительно есть картины, которые пробовались на другие форумы и их не взяли.
Значит ли это, что мы их «пожалели», а они плохи? Однозначно нет. Полагаю, что авторитет и признанный вкус людей, посвятивших свою жизнь кино, таких как Кирилл Разлогов или Петр Шепотинник, дает очевидный ответ на этот вопрос. Я им доверяю.
Мы следуем общим принципам фестивального отбора, который подразумевает, что находящаяся в конкурсе картина не представлялась на других фестивалях и не выходила в прокат. Впрочем, думаем уже серьезно о том, чтобы, возможно, в будущем отступить от этого правила. Так поступили, например, в Пекине – и не прогадали!
Про Дворец Фестивалей:
- Осенью этого года начнется долгожданное строительство «Дворца Фестивалей», который станет «домом» для ММКФ. Проект долгожданный и выстраданный о котором я разговаривал еще с Юрием Михайловичем Лужковым, в бытность его мэром Москвы.
На сегодняшний день уже есть утвержденный проект, есть инвесторы. Дворец будет расположен в Лужниках и, как минимум на бумаге, выглядит он просто превосходно. Со сдачей этого дворца наш фестиваль будет «упакован» в прекрасное здание с выходом на Москва-реку - если Господь управит, думаю, через 2-3 года это случится. И надеюсь, что сам смогу, в качестве президента Фестиваля, выйти на сцену этого Дворца.
О критике и критиках:
- Мне интересна абсолютно любая критика в мой адрес. Даже если критик несет полную ахинею, не зная не только моего творчества, но и вообще слабо ориентируясь в кинематографе.
Блогеры – мощная сила, с ними нужно общаться. Но, понимаете ли, это ведь обоюдоострая вещь. Это свобода, но это и ощущение полной безнаказанности, возможность выпустить в свет, в публику что угодно и про кого угодно и не нести при этом никакой ответственности – даже не уголовной, просто человеческой. Но что ты, огульно критикующий, сам сделал в этой жизни, чтобы со своей «высоты» судить героя твоего пасквиля?
Про «народное искусство»:
- Возможность выхода в свет, на большую аудиторию сегодня настолько упрощена, что буквально каждый думает, что если в его смартфоне есть видеокамера, то он тоже может снять кино. Но снятое на телефон видео превращается в Кино только тогда, когда это сделал человек талантливый. Да, это «демократичное» кино, но мы смотрим его и понимаем сразу, снял ли это талантливый человек, или же тот, кто просто научился пользоваться камерой на телефоне.
Несколько лет назад мне написала одна женщина, которая, ругая меня, дала, на мой взгляд, простое и гениальное определение настоящего искусства. Это то, что хочется увидеть, услышать или прочесть ещё раз. Так, кстати, появляется классика, передающаяся от поколения к поколению. Много ли такой классики снято любителями поиграться с «айфонами», без серьезной подготовки, без воспитанного вкуса?
Мне, конечно, зададут резонный вопрос: а много ли картин, представленных на ММКФ можно отнести к настоящему искусству? Не стану лукавить – совсем немного. И потому они, веротно, останутся в своем времени.
О трендах:
- Мы прекрасно видим, что существует определенный, хотя и негласный набор критериев, согласно которым тот или иной российский фильм может на что-то претендовать в Каннах, Венеции или Берлине.
Но мы сознательно отстраняемся от политики и судим кино по законам этого искусства, а не по каким-то внешним веяниям, не по конъюнктуре. В этом, на мой взгляд, важное отличие Московского международного кинофестиваля от всех европейских.
Сейчас Россию на Западе не любят, потом полюбят и мода сменится. Но плохое кино останется плохим, а хорошее – хорошим.
Кстати!
- На Церемонии закрытия нынешнего ММКФ мэр Москвы Сергей Собянин вручит три специальных приза фильмам, в которых присутствует Москва – призы, откровенно говоря, щедрые: первая премия составит 50 миллионов рублей, вторая 30 миллионов и третья 20 миллионов.
Эксклюзивно для «Русской Планеты»
- В последнее время нередко можно на самых разных уровнях услышать о необходимости введения системы «квот» на присутствие российского кино в прокате, о какой-то минимальной доле. Вы поддерживаете такую идею?
- В России часто бывает так, что внешне идея выглядит замечательно, а вот когда дело доходит до ее реализации…
В одной летописи XII века есть такой фрагмент: где-то что-то у кого-то не получилось потому, что делалось «с тяжким звероподобным рвением». Вот такое «звероподобное рвение» – оно же вообще в нашей национальной традиции.
Тема квот для российского кино в прокате очень серьёзная, подходить к ней нужно ответственно и если уж утверждать, то прорабатывать сразу и механизмы – как эта система будет работать без ущерба для всех участников. Это совсем не так просто решаемая проблема, какой она может показаться на первый взгляд. Французы, кстати, сразу после войны ввели квоты на присутствие своего кинематографа на широких экранах, но в конечном итоге эта мера оказалась не работающей – как минимум не работающей так, как от нее ожидалось.
- В Основном конкурсе за статуэтку Святого Георгия в этом году поборятся сразу две картины…
-… А представьте, что в истории нашего фестиваля был такой момент, когда ни одной российской картины вообще в конкурсной программе представлено не было. Был скандал, руководство Министерства культуры яростно недоумевало, мол, неужели мы не смогли найти ни одной достойной картины для Фестиваля, чтобы наша страна тоже была представлена? Но вот не оказалось в тот год действительно ни одной достойной российской картины. Что поделать? И отборочная комиссия решила: нет – значит и не надо! Мы не можем безраздельно пользоваться тем, что мы, как хозяева Фестиваля, можем поставить в конкурс какую угодно национальную картину, лишь бы страна была представлена.
А ведь достаточно вспомнить, каких усилий в свое время потребовалось Чухраю добиться, чтобы гран-при Московского кинофестиваля получила картина «8½» Феллини, а не «Знакомьтесь, Балуев!», представленный на конкурс СССР и заметно уступавший по качеству. Но была тогда установка, что на нашем фестивале должны побеждать только наши фильмы, при любых условиях.
- Судя по тому, что из тринадцати фильмов Основного конкурса два – «Карп отмороженный» и «Купи меня» - российские, в нашем кино всё далеко совсем не плохо, как любят рассуждать отдельные коллеги?
- Я могу сейчас ответственно сказать, что нынешний уровень российских картин, представленных на Московском международном кинофестивале, гораздо выше, чем годы тому назад.
Российское кино в последние годы стало глубже, интереснее, затрагивает огромный спектр проблем. При этом, замечу, оно пока не получает «Золотого Георгия». Просто находились претенденты сильнее, а мы – Московский международный кинофестиваль - вне политики.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости