Новости – Культура
Культура
Любовь Земная и Любовь Небесная или тайны острова Искья
Какая бывает любовь? С древних времен люди пытались разобраться в ее природе и классифицировать ее виды. Не обошла стороной она и великого Микеланджело Буонаротти
14 февраля, 2018 17:00
9 мин
Прямо напротив Арагонского замка, в итальянском городке Искья-Понте, находится башня Гевара, которую сегодня еще называют башней Микеланджело.
До сих пор на острове существует красивая легенда о любовной истории великого мастера, в которую, однако, многие искренне верят…
В свои шестьдесят, он уже выглядел дряхлым стариком - сморщившимся, сгорбленным, с взрывным тяжелым характером, которого боялись даже папы. У него ломило суставы, болели зубы, донимали мигрени и невралгия.
Его интересная, насыщенная биография была полна ярких моментов, драматических событий и в ней не было место для женщин.
Микеланджело Буонаротти
Микеланджело Буонаротти
Он никогда не был женат. Священнику, выразившему сожаление, что он не женился, и нет у него детей, которым он мог бы оставить «плоды своих почтенных трудов», отвечал: «И без женщин достаточно терзаний доставило мне искусство, а детьми моими будут произведения, которые я оставлю после себя»
Она – уставшая, 47-летняя женщина. Давно не молода по возрастной шкале своего времени. Своенравна, некрасива, с сильным мужским характером. Талантливая поэтесса. Вдова, потерявшая не только мужа, но и детей. Для себя она поняла, что проклята и, основав монастырь, ушла в религию от земной жизни. Навсегда.
Что могло связывать этих двух, таких разных людей? Какая магическая сила могла притянуть их друг к другу так, что любовь величайшего итальянского художника эпохи Ренессанса Микеланджело Буонарроти и внучки герцога Урбанского и вдовы знаменитого полководца маркиза Пескаро, - Виттории Колонна, осталась в веках?
Виттория Колонна
Виттория Колонна
Именно своей любимой женщине Виттории, великий гений Микеланджело посвятил посмертный сонет, который стал последним в его поэтическом творчестве. И именно в эту пору строгой и светлой любви к Виттории Микеланджело создал свои последние крупные живописные и скульптурные произведения: «Страшный суд», фрески капеллы Паолина и гробницу Юлия II.
В своей жизни Микеланджело не знал женской ласки и нежного участия, что отразилось в свою очередь и на его дальнейшей судьбе. Всю свою жизнь он искал тот идеал, который смог бы увлечь его душу. И нашел его лишь в зрелом возрасте.
Одна лишь Виттория, обладающая необыкновенным умом и врожденным тактом, смогла понять в полной мере душевное состояние одинокого гения. На протяжении десяти лет до самой ее смерти они постоянно общались, обменивались стихами, вели переписку, которая стала настоящим памятником исторической эпохи.
Виттория овдовела в 35 лет, когда горячо любимый ею муж умер от полученных ран в битве при Павии. Целых 10 лет до встречи с Микеланджело она оплакивала свою потерю, и только в вере и поэзии находила облегчение своему горю, хотя при семейной жизни жестоко страдала от постоянных и довольно показных измен супруга.
После похорон, она собралась уйти в монастырь, но от пострига ее отговорил папа Климент VII. Вскоре Виттория Колонна открыла в себе талант и обрела славу едва ли не самой выдающейся итальянской поэтессы эпохи Возрождения.
Когда она встретилась с Микеланджело, то их интерес стал подогреваться именно стихами и философскими размышлениями о бренности земной жизни. Религиозные искания давно занимали и находили отклик как в ней самой, так и в томящейся душе стареющего Микеланджело.
Внешне спокойная и сдержанная, даже холодная, она вносила в его душу тот мир и безмятежность, которые сама черпала у других. Ее биограф, Филонико Аликарнассео, писал, что маркиза была «скорее некрасива, но до страстности интеллектуальна».
В одном из своих сонетов Виттория признавалась, «грубые чувства, бессильные создать гармонию, производимую чистою любовью благородных душ, никогда не пробуждали в ней ни наслаждения, ни страдания… Ясное пламя, — прибавляет она, — возносит мое сердце на такую высоту, что низкие мысли оскорбляют его».
Удалившись на Искью, она неустанно оплакивала смерть своего мужа и воспевала свою преображенную любовь в уединении прекрасного острова.
Она укрылась от земного мира в фамильном Арагонском замке - Кастелло Арагонезе, где в течение нескольких лет отказывалась от нескольких предложений руки и сердца. Именно на Искье она начала создавать те Rime spirituali , которые в итоге, стали отличительными чертами ее творчества. В свое время Арагонский замок, который возвел на скалистых утесах в середине XV века Альфонс V Арагонский, служил местом убежища для жителей Искьи во время нападений морских пиратов, а в итоге стал надежным убежищем для Виттории.
Напротив замка была возведена башня Гевара, судьба которой была во многом похожа на судьбу Арагонского замка – она была построена на фундаменте оборонительного сооружения и была предназначена для защиты замка.
Именно в ней, бывая на острове, Микеланджело не раз останавливался, якобы для того, чтобы иметь единственную возможность видеть свою любовь, гуляющую в садах Арагонского замка.
И что каждое утро, выходя на балкон, Микеланджело с волнением вглядывался в одинаково одетых монахинь, пытаясь увидеть в них ту, единственную, которая так сильно затронула нити его сердца.
Надо отметить, что действительно, сады, где гуляла Виттория Колонна, видны прекрасно, но чтобы разглядеть лицо человека, нужна хорошая оптика.
Душа у Виттории, как и у Микеланджело, была страстной, но слабой; ей было необходимо верить в бога и она была не в силах противостоять авторитету церкви. «Она не переставала мучить себя постами и власяницами, пока на костях оставалось мясо», - писал ее биограф.
Религия всецело ее захватила с 1534 года. И именно эта одержимость маркизы Пескра внезапно положила конец их частым встречам с Микеланждело, о чем он очень сильно переживал. Но она все же продолжала, хоть и изредка, но посещать Рим только для того, чтобы навещать своего любимого.
Кондиви, написавший биографию Микеланждело еще при его жизни, отмечал, что «Особенно велика была любовь, которую он питал к маркизе, влюбившись в ее божественный дух и получив от нее безумную ответную любовь. До сих пор хранит он множество ее писем, исполненных самого чистого и сладчайшего чувства... Сам он написал для нее множество сонетов, талантливых и исполненных сладостной тоски»
Накануне своей смерти Виттория велела перенести себя из монастыря во дворец двоюродной сестры Джулии Колонны, где и умерла 15 февраля 1547 года в присутствии Микеланджело в возрасте 57 лет.
Предчувствуя скорую кончину, она написала свой последний сонет, с которым с радостью предвкушала грядущую встречу с Творцом: «Вы видели, в каком хаосе неведения я обреталась, в каком лабиринте ошибок я блуждала, имея тело в непрестанном движении, с целью обрести покой, и душу и непрерывном волнении, с целью обрести мир!» Она призывала смерть, как освобождение:
«Вижу, тучи прочь разгоняя, все ближе Всевышний подходит.
Из сердца вон моего, туманы
Земной любви! на лик чтоб Его осияный
Случайно теней не отбросить, порочных излишне…»
Микеланджело написал на ее смерть два сонета. Один из них, всецело пропитанный платоническим духом, отличается тяжелой изысканностью и, по словам критиков, бредовым идеализмом. Микеланджело сравнивает Витторию с молотом божественного ваятеля, извлекающего из материи возвышенные мысли.
«Она хотела мне величайшего добра», - печально вздыхал он, - «И я со своей стороны хотел ей того же. Смерть похитила у меня великого друга».
Поэзия всегда была для Микеланджело четвертой музой, быть может, самой спорной и до сих пор вызывающей множество вопросов. Он не любил пускать свои стихи в свет. Его поэтическое дарование проявилось в полной мере только под конец жизни и многие произведения не поняты до сих пор. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений.
«Он возвел ее на пьедестал, но вряд ли его любовь к ней можно назвать гетеросексуальной: он звал ее «мужчина в женщине» и скорее всего это была платоническая любовь», - уверял соотечественников Кондиви.
Согласно мнению исследователей интимной жизни Микеланджело, его пылкая страсть к маркизе являлась плодом подсознательного выбора, поскольку ее святой образ жизни не мог представлять угрозы его гомосексуальным предпочтениям. Якобы Виттория всегда была предана своему умершему мужу, а к Микеланджело питала только великую дружбу.
Но что могут знать исследователи и ученые о Любви земной и Любви небесной? Сам же Микеланджело, из - за смерти любимой долгое время оставался растерянным и как бы обезумевшим. До конца жизни он жалел лишь об одном - когда он пришел посмотреть на Витторию, уже неживую, то поцеловал только ее руку, а не в лоб или в лицо…
«Хоть сам уже я старый и нелепый,
Стремлюсь все к ней усталыми мечтами.
Наполни же ты грудь мою слезами,
Коль слезы для тебя – замена хлеба…»
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости