«Крым» не наш
«Крым» не наш

Трейлер самой ожидаемой премьеры осени оказался интереснее фильма

Принято ругать 90-е годы — легендарный период безвременья, когда на экраны выходили бесконечные «Улицы разбитых фонарей» и «Бандитские Петербурги». Но если сравнивать кинопродукт, который мы видели 20 лет назад, с тем, что созерцаем на экране сегодня, решив посетить фильм «Крым», можно констатировать: лучше не стало. Но стало хуже. Многократно хуже.

Трейлер фильма «Крым» производил самое положительное впечатление своей завораживающей динамичностью, выхваченными «вкусными» моментами.

«Агрессивная российская пропаганда!» — понеслось тут и там. «Братская» Белоруссия вняла претензии украинского посольства в Минске, предусмотрительно не пустила фильм в прокат. Однако фильм, который вышел на экраны в минувший уикенд, пропагандой назвать нельзя. Это плохая агитка с неинтересным, не всегда связным сюжетом и откровенно пустыми персонажами, лица которых практически не меняются в течение фильма.

Обычно так бывает, когда актер не знает судьбы своего героя и не понимает, что он делает в своей роли. Итак, бывший морпех Саня из Севастополя знакомится с киевской журналистской Аленой, снимающей в Крыму фильм про «древних украинцев, из пены морской выходивших на берег Черного моря», что вызывает закономерную иронию Александра. Обменявшись парой искрометных реплик в стиле («Да ладно!» — «Фигадно!»), молодые люди сходу проникаются симпатией друг к другу и бороздят просторы Крыма на «Уазике» Александра. Как сказал бы русский сатирик Аркадий Аверченко: «Все завертелось!».

Саня знакомит Алену со своими подчеркнуто добрыми родителями, единодушно-слащаво, как в фильме «Кубанские казаки», принимающими потенциальную невестку. Затемнение - и лютая зима сменяет лето! Алена заправляет бутылки с адской смесью на Майдане, когда перед ней возникает спонтанно решивший ее навестить Александр со своим другом — стримером Веней, у которого, кажется, на лице написано: «Меня скоро убьют!».

Важный нюанс! Здесь и далее герои находят друг друга быстрее, чем это сделали бы СБУ и ФСБ, объединив усилия своих оперативных подразделений.

Майдан! На «жовта-блакiтном» пианино играет тапёр. Возникает главный демон этой картины – Микола, с которым, судя по всему, не скучала эти полгода Алена. Но разбираться в «предлагаемых обстоятельствах любовного треугольника» у морпеха Сани нет ни времени, ни желания.  

Снайперы уже стреляют с крыш, обрывая аккорд на самой звонкой ноте! «Беркут» пытается взять ситуацию под контроль. Но в его бойцов летят бутылки с зажигательной смесью, которые изготовила Алена. Александр спасает охваченного огнем беркутовца Петра (Алексей Комашко). Последний мгновенно становится ему другом.

Затемнение -  и Саня направляется на автобусе домой, в расстроенных чувствах покидая стоящую насмерть «девчину с майдана», с которой у него наметилось полнейшее непонимание на политической почве. Где-то под Корсунью автобус атакуют «правосеки» (Правый сектор запрещен в РФ), убивая ни в чем не повинных людей. Саня теряет друга, предательски убитого стримера Веню, и, успев запомнить одного из нападавших, отправляется в нокаут.

Решив навестить его в больнице, вездесущая Алена встречает более чем холодный прием своего севастопольского друга: «Зачем ты приехала?!» - вопиет он к ней. Оскорбившись, «гарна дiвчина» бежит прочь. Но ее останавливают добрые родители Сани. Все идут пить водку.

Неожиданным сюрпризом для Алены становится тот факт, что и Саня, и его крымчане-родители недостаточно «свiдомые». Ужас! Для киевской журналистки большой сюрприз, что жители Севастополя не являются адептами идей майдана. Саня зачем-то отвозит вконец расстроенную Алену в гостиницу на корабле. Ах, вот зачем! Нам необходимо раскрыть глубоко законспирированное логово запрещенного в РФ «Правого сектора».

В одном из официантов Саня узнает человека, нападавшего на автобус под Корсунью и, пока Алена копошится в номере, набирает Петру. Материализовавшийся откуда ни возьмись спецназовец, понимает, что дело  плохо. Из логова экстремистов можно и не вырваться! Надо спасать Алену…

Но тут парням объясняет что к чему слоняющийся здесь под видом алкоголика-рыбака морской офицер российского флота Алексей (Павел Трубиннер), который — о, боги! – намекает Сане и Петру, что они вмешались в опасную игру между российскими силовиками и украинскими «гiвнюками».

Попытка нагнать и убить живого свидетеля и его друга-беркутовца не увенчалась для штурмовой группы «правосеков» успехом. Слепо доверяя Миколе, Алена уезжает на Севастопольский вокзал с ним. И здесь наивную дурочку поджидает очередной сюрприз: она видит лица людей, которые пришли встречать поезд с националистами, вознамерившимися навести порядок в Городе русских моряков.

В очередной раз потрясающая своей оголтелой наивностью, она понимает, что Севастополь, как бы, не совсем Украина.

Тут как тут и Саня с Петей! Они вычисляют лежбище снайпера на крыше. По логике «хромого сюжета» Саня должен остаться один. Петр гибнет от пули снайпера, и морпех театрально оплакивает человека, которого видит второй раз в жизни, как боевого товарища, с которым бок о бок провел много лет.

Устанавливая рекорды откровенной пошлости, героиня вусмерть напивается в ресторане, заказывая седьмой раз подряд песню «Я скучаю по тебе». Обнаружив пьяную вдрызг возлюбленную, Саня не находит ничего лучшего, чем вступить с ней в половую связь. Следует сцена, послужившая поводом для установления возрастного ценза 16+. 

Всё, как всегда, портит Микола, «пожелавший влюбленным доброго утра» после весьма бурной ночи! Его целью является вовсе не Алена, а Саня, папа которого «работает военным» на «секретной базе», местонахождение которой известно каждой собаке.

Оставив Алену с одним из своих людей, Микола берет в заложники Сашу и, угрожая убийством всеми любимой девушки, проникает с помощью Александра на базу. Неоценимую поддержку ему оказывают снайперы, прорастающие, как черти из табакерки, прямо из-под земли. Надо ли говорить, что молодая журналистка тем временем разоружит своего «цербера»? Старо как мир и очевидно!

«Противоборство достигает кульминации»! Российский военный Алексей ведет изнурительно неинтересные переговоры с украинским полковником, сдающим свои позиции «вежливым людям» так, как будто он ждал их всю продолжительную карьеру. Его роль играет замечательный актер Борис Щербаков. Незавидная участь — изображать слоняющегося по войсковой части офицера «Незалежной», руки которого медленно опускаются ниже колена! Как и папа Сани, он «все понимает», и рад бы «переучиться на повара», но — увы! – время безнадежно упущено.

Алена и мама Сани, обеспокоенные отсутствием связи с женихом и мужем, мчатся в войсковую часть на такси. А в это время добро побеждает зло! Урфин Джюс (Микола) хотевший было нанести ракетный удар по российскому флоту и развязать войну, повержен.


Хеппи-энд! Саня и Папа идут навстречу к Маме и Алене, которая устала от всего, разочаровалась во всем и заявляет, что ненавидит всех. 

«Посмотри! Одни пришли убивать, а другие защищать!» — пафосно-театрально вопиет к ней Саня. Но они расстаются.

Алена вернется на полуостров через год снимать фильм про «древних украинцев», и попытается дозвониться до Сани. Из короткого диалога с ним она узнает, что молодой человек воюет на Донбассе. Связь внезапно обрывается! На лице девушки слезы. Перед камерой у Алены так и не получается назвать Крым «временно оккупированной территорией». Идут титры… Мы слышим телефонные разговоры русских и украинцев, которые еще вчера были братьями, сегодня стали врагами. Кем они станут завтра? Четких гипотез у Пиманова на этот счет нет. У меня тоже.

Обещавший нам так много «Крым» убивает несвязностью сюжета и лишенных естественности персонажей. О развитии/раскрытии их характеров говорить не приходится. Это люди без своей судьбы, без убеждений, без понимания того, в чем причина их действий, что они делают в кадре, а главное… кто они?! Слово «русский» не произнесено в фильме ни разу. Звучит слово «украинцы». Лишь однажды. Вскользь.

Рискну предположить, что в задачу создателей картины входило показать «Как оно было?». Причем показать с тех позиций, которые бы позволили зрителю расставить точки над «i», понять причины российско-украинского противостояния, изменившего ситуацию во всем мире, увидеть сквозь призму судьбы героев истоки конфликта, разделившего нас на «укров» и «ватников».

Всего этого нет. Потому что, взявшись снимать российское патриотическое кино, его создатель Алексей Пиманов, избрал избитый шаблон средненького американского боевика и создал картину, которая, как и блаженной памяти «Защитники», демонстрирует некий «параллельный мир», очень далекий от реальности.

Взяв ситуацию, из одних лишь острых углов состоящую, более того, происходящую здесь и сейчас, в основе которой лежит серьезнейший мега-драматический конфликт, режиссер предпринял отчаянную попытку сгладить эти углы, списать все на некую стороннюю силу, пытающуюся рассорить этих вечных братьев – русских и украинцев. Один, стало быть, народ. Пиманов исключил упоминание имен и названий, свел сюжет к ситуации, которая могла произойти в любой стране мира, где глупая девочка, связавшись с компанией плохих парней, не может сделать вполне очевидный выбор. В результате, вместо острого и обжигающего «чили» мы получили безвкусную и пресную кашу, комки которой, тем не менее, застревают в горле. Это что угодно, но не кино, открывающее нам глаза о том, как это было. Это не тот «Крым», на который возлагалось столько надежд.

В этом смысле любой «Воскресный вечер с Соловьевым» (или, напротив, эфир с Ганапольским) намного ближе к жизни, чем то, что показали на экране.

Можно снимать плохое кино, можно пилить бюджеты. Нельзя считать зрителя всеядным и подсовывать ему наспех сделанный
«кинокорм». «Крым» явно снят не для уважающего себя зрителя. Результаты голосования на «Кинопоиске» — лучшее тому подтверждение.

Похоже, этот «Крым» не наш...

Юрий Любимов: «Я был таганская шпана!» Далее в рубрике Юрий Любимов: «Я был таганская шпана!»До своего столетнего юбилея мэтр отечественного театра не дожил 2 года. Как складывалась жизнь «гражданина Таганки»? 

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»