Космос наш!
Космос наш!

Внимание! Не рекомендовано к просмотру космонавтам

Если 2016 год, пафосно названный Годом Российского кино, так и не подарил зрителю ни одного хорошей кинофильма, то в 2017 году появилось сразу две хороших картины. И обе о покорении космоса.

Одна из них — «Время первых» — вышла весной и стала очень приятным презентом ко Дню космонавтики, фильмом, на высоком художественном уровне взывающим к патриотическим чувствам российского зрителя.

Вторая картина — «Салют-7» — выходит на экраны сегодня. Оговоримся сразу, фильм был обречен на качество, так как его продюсером стал человек, пребывающий в профессии долгие десятилетия и не нуждающийся в представлениях — руководитель компании «СТВ» Сергей Сельянов («Брат», «Брат-2» и др.). Когда за дело берется профессионал, спродюсировавший эпохальные для истории русского кинематографа картины Алексея Балабанова, можно практически не сомневаться — проект удался до того, как начался.

В основу сценария картины, имевшего (а вернее имеющего — объясню почему ниже) несколько версий, была заложена не просто мощная драматическая ситуация, произошедшая в недавней истории нашей страны, а настоящая бомба. Причем не в переносном, а в самом прямом смысле слова.

Ранее вы узнали о том, как 11 февраля 1985 года гордость отечественной космонавтики — орбитальная станция «Салют-7», пустовавшая в течение полугода, перестала выходить на связь с Центром управления полетами, и фактически превратилась в 20-тонный «лапоть», который в любой момент мог рухнуть где-нибудь над штатом Техас, раздавив корову на глазах какого-нибудь изумленного ковбоя, или, к примеру, стереть с лица земли небольшой городок в одной из стран капиталистического лагеря.

Каким бы это было позорищем для советской страны объяснять не нужно. Ну, посудите сами – космос наш, мы — русские собаки, русские мужчины, русские женщины! – первыми освоили необъятные космические просторы. И тут – на тебе!

Сбить этот многотонный «лапоть» ракетой было невозможно. Ибо такое кардинальное решение отбросило бы советский космос лет на 20.

Итак, по факту:

Время падения – неизвестно!

Место падения – загадка!

Что же, собственно, известно? Приблизительное расположение станции в космосе, которую нужно:

  • Догнать;
  • Вскрыть, словно консервную банку;
  • Посмотреть, как там шпроты (виноват – каково техническое состояние) и… вернуться на Землю живыми. Если, конечно же, получится. Что, по сюжету картины, для руководства страны и комитет-церберов, состоящих у него в услужении, не так уж и обязательно, если поставленная задача будет выполнена на «пятёрку».

Об этом на пресс-конференции, состоявшейся после просмотра картины, рассказал автор идеи фильма, журналист и обозреватель телеканала «Звезда» Алексей Самолетов: «У космонавтов, действительно, был билет в один конец. Если бы 20-тонная станция «Салют-7» разгерметизировалась, если ее было невозможно реанимировать, они должны были своим 6-тонным кораблем стащить с орбиты и утопить в Тихом океане. Успели бы они при этом отстыковаться от станции, это никого не волновало!»

Для исполнения главных ролей в этой картины были приглашены, бесспорно, одни из лучших актеров нашей с вами современности. Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко, Мария Миронова и Александр Самойленко. Фамилии персонажей, их семейные предлагаемые обстоятельства удивят тех, кто хотел бы провести слишком уж прямые параллели с судьбами космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. 

Портретного сходства с их прототипами искать не нужно. Если кто-то и похож на своего героя, как две капли воды, так это замечательный актер Александр Самойленко, сыгравший роль бывшего космонавта Шубина, руководившего спасательной экспедицией с Земли (прототип — космонавт Валерий Рюмин).

Фото соцсети

Но главное – не искать сходства сюжетного. Как правильно подметил режиссер Клим Шипенко, реальность кинематографическая имеет право отличаться от реальности космической. Поэтому компетентных консультантов картины, слишком сильно возмущавшихся по поводу того, что в фильме космонавты, отрабатывающие возможность стыковки с орбитальной станцией «Салют-7», занимаются на тренажерах не в кроссовках, а не в предусмотренных инструкцией тапочках, пришлось… горячо поблагодарить.

Фильм начинается с ситуации, которой могло и не быть вовсе. Герои Владимира Вдовиченкова (Владимир Федоров) и Оксаны Фандеры (космонавт Лазарева — в жизни первая женщина-космонавт в космосе Светлана Савицкая) занимаются «апгрейдом» орбитальной станции. Происходит непредвиденное. Скафандр Лазаревой-Савицкой оказывается разгерметизирован в результате случайного прокола, и Федоров спасает ей жизнь, в последний момент перед возвращением в ракету наблюдая некое сияние.

В ходе отчета Государственной комиссии он высказывает предположение, что это были ангелы или сам Бог, который предотвратил гибель Савицкой. Это приводит к немедленному отстранению Федорова от всех видов полётов, включая самолеты-кукурузники и дельтапланы.

Но вот приходит день, когда «Салют-7» зависает на орбите мертвым грузом. И про космонавта от Бога (во всех значениях и контекстах этой достаточно пафосной фразы) Владимира Федорова, как и про его друга инженера Виктора Алехина (в жизни – космонавт Виктор Савиных) вспоминают в ЦУПе. Им предлагают выполнить миссию, которая оказалась невыполнима для других советских космонавтов.

Ситуация осложнена тем, что сама стыковка с «блуждающей» станцией может закончиться столкновением, катастрофой. Большой вопрос – что же случилось на станции? Взрыв? Атака инопланетян? Захват американцами, которые по сценарию картины всё время где-то рядом, всё время начеку, и готовы захватить станцию со своим просто-таки вездесущим «Челленджером»?

Конечно же, последнее – вызывающий некоторое недоверие художественный вымысел (при этом – несколько конъюнктурный). Сценаристы и режиссер словно хотят этим подчеркнуть натянутость в отношениях современной России и США, показав, что «они всегда были нашими врагами».

Смотрится это нелепо, потому что хороший, по сути, фильм создан по лекалам, опять-таки, хорошего голливудского кино. И его создатели, успевшие продемонстрировать картину за пределами России, могут и должны, исходя из высокого художественного уровня картины, претендовать на международное признание, безусловно, состоявшегося проекта.

Подчеркнем достоинства фильма:

  • безукоризненная игра вжившихся в роль исполнителей главных ролей отлично продуманный сценарий;
  • высокий уровень режиссерской работы.

Сергей Сельянов словно знал, что если взять относительного стартапера-новичка, он сделает больше, чем маститый режиссер за меньшие, возможно, деньги.

Но нельзя не плеснуть щедрую ложку дегтя в эту бочку с медом.

На показе картины космонавт Владимир Джанибеков категорически отмёл любые домыслы по поводу того, что советская власть, прям-таки была готова, «спасая лицо», безжалостно пожертвовать лучшими своими «орёликами».

«Этого не было, — сказал Владимир Александрович. – Нас власти любили. О нас все заботились», – признался он.

Но, опять же, речь идет о двух реальностях – кинематографической и «всамделишной». И прием, повторюсь, взят из американского кино, где герои часто находятся на передовой, а в тылу сидит некий «эгоистичный негодяй», которому куда важнее правильно составить отчет. Быть может, именно поэтом из уже упомянутой «реальной действительности» взята лишь основа, и поэтому в отличие от картины «Время первых», имена реальных космонавтов изменены.

Для кого-то полнейшей несуразицей покажется тот факт, что отчаявшись вернуться на землю, космонавты орудуют кувалдой в безвоздушном пространстве, пытаются «отбить» заклинившую бленду датчика ориентации, чтобы запустить орбитальную станцию «Салют-7» и восстановить подачу заканчивающегося у них кислорода. В реальности это было просто невозможно. Но ведь это в ре-аль-но-сти.

А мы сегодня вечером пойдем смотреть кино, которое, на мой взгляд, куда сильнее пострадало совсем из-за другого. Так славно начавшись, линия взаимоотношений Владимира Федорова и спасенной им «космонавтки» Лазаревой… вырезана напрочь.

В критической ситуации героиня Оксаны Фандера предстает перед женой Федорова, чтобы сказать лишь два слова «Тебе нужно с ним поговорить!» (прим. авт. – читай – мчаться в ЦУП и прощаться с задыхающимся в космосе от нехватки кислорода мужем!) Героиня Маши Мироновой, которая прекрасно сыграла роль земной жены, мечтающей, чтобы муж был под боком, а не над небесами, смотрит на нее так, как будто она все время уводила мужа из семьи. 

Судя по всему, что-то похожее было в том сегменте отснятого материала, который мог бы сделать картину более психологичной, более глубокой, познакомить нас с личной стороной жизни космонавта Федорова (или Джанибекова?), если ему бы пришлось разрываться между «женщиной космической», понимающей терзания человека, списанного на землю, и женщиной земной. 

Но не случилось. Правда «киношная» - это, конечно, условность, но живые прототипы героев картины могли бы совершенно справедливо сказать: «Не до такой же степени!».

Фото: «Русская Планета»

«Русская Планета» поздравляет своих читателей с замечательной премьерой сезона и желает приятного просмотра! 

Цветущая классика Аптекарского огорода Далее в рубрике Цветущая классика Аптекарского огородаКонцерты известного баритона Дениса Апполонина «Цветущая классика» пройдут 14 и 28 октября

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»