Новости – Культура
Культура
Космос наш!
Внимание! Не рекомендовано к просмотру космонавтам
12 октября, 2017 11:45
10 мин
Если 2016 год, пафосно названный Годом Российского кино, так и не подарил зрителю ни одного хорошей кинофильма, то в 2017 году появилось сразу две хороших картины. И обе о покорении космоса.
Одна из них — «Время первых» — вышла весной и стала очень приятным презентом ко Дню космонавтики, фильмом, на высоком художественном уровне взывающим к патриотическим чувствам российского зрителя.
Вторая картина — «Салют-7» — выходит на экраны сегодня. Оговоримся сразу, фильм был обречен на качество, так как его продюсером стал человек, пребывающий в профессии долгие десятилетия и не нуждающийся в представлениях — руководитель компании «СТВ» Сергей Сельянов («Брат», «Брат-2» и др.). Когда за дело берется профессионал, спродюсировавший эпохальные для истории русского кинематографа картины Алексея Балабанова, можно практически не сомневаться — проект удался до того, как начался.
В основу сценария картины, имевшего (а вернее имеющего — объясню почему ниже) несколько версий, была заложена не просто мощная драматическая ситуация, произошедшая в недавней истории нашей страны, а настоящая бомба. Причем не в переносном, а в самом прямом смысле слова.
Ранее вы узнали о том, как 11 февраля 1985 года гордость отечественной космонавтики — орбитальная станция «Салют-7», пустовавшая в течение полугода, перестала выходить на связь с Центром управления полетами, и фактически превратилась в 20-тонный «лапоть», который в любой момент мог рухнуть где-нибудь над штатом Техас, раздавив корову на глазах какого-нибудь изумленного ковбоя, или, к примеру, стереть с лица земли небольшой городок в одной из стран капиталистического лагеря.
Каким бы это было позорищем для советской страны объяснять не нужно. Ну, посудите сами – космос наш, мы — русские собаки, русские мужчины, русские женщины! – первыми освоили необъятные космические просторы. И тут – на тебе!
Сбить этот многотонный «лапоть» ракетой было невозможно. Ибо такое кардинальное решение отбросило бы советский космос лет на 20.
Итак, по факту:
Время падения – неизвестно!
Место падения – загадка!
Что же, собственно, известно? Приблизительное расположение станции в космосе, которую нужно:
- Догнать;
- Вскрыть, словно консервную банку;
- Посмотреть, как там шпроты (виноват – каково техническое состояние) и… вернуться на Землю живыми. Если, конечно же, получится. Что, по сюжету картины, для руководства страны и комитет-церберов, состоящих у него в услужении, не так уж и обязательно, если поставленная задача будет выполнена на «пятёрку».
Об этом на пресс-конференции, состоявшейся после просмотра картины, рассказал автор идеи фильма, журналист и обозреватель телеканала «Звезда» Алексей Самолетов: «У космонавтов, действительно, был билет в один конец. Если бы 20-тонная станция «Салют-7» разгерметизировалась, если ее было невозможно реанимировать, они должны были своим 6-тонным кораблем стащить с орбиты и утопить в Тихом океане. Успели бы они при этом отстыковаться от станции, это никого не волновало!»
Для исполнения главных ролей в этой картины были приглашены, бесспорно, одни из лучших актеров нашей с вами современности. Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко, Мария Миронова и Александр Самойленко. Фамилии персонажей, их семейные предлагаемые обстоятельства удивят тех, кто хотел бы провести слишком уж прямые параллели с судьбами космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных.
Портретного сходства с их прототипами искать не нужно. Если кто-то и похож на своего героя, как две капли воды, так это замечательный актер Александр Самойленко, сыгравший роль бывшего космонавта Шубина, руководившего спасательной экспедицией с Земли (прототип — космонавт Валерий Рюмин).
Фото соцсети
Но главное – не искать сходства сюжетного. Как правильно подметил режиссер Клим Шипенко, реальность кинематографическая имеет право отличаться от реальности космической. Поэтому компетентных консультантов картины, слишком сильно возмущавшихся по поводу того, что в фильме космонавты, отрабатывающие возможность стыковки с орбитальной станцией «Салют-7», занимаются на тренажерах не в кроссовках, а не в предусмотренных инструкцией тапочках, пришлось… горячо поблагодарить.
Фильм начинается с ситуации, которой могло и не быть вовсе. Герои Владимира Вдовиченкова (Владимир Федоров) и Оксаны Фандеры (космонавт Лазарева — в жизни первая женщина-космонавт в космосе Светлана Савицкая) занимаются «апгрейдом» орбитальной станции. Происходит непредвиденное. Скафандр Лазаревой-Савицкой оказывается разгерметизирован в результате случайного прокола, и Федоров спасает ей жизнь, в последний момент перед возвращением в ракету наблюдая некое сияние.
В ходе отчета Государственной комиссии он высказывает предположение, что это были ангелы или сам Бог, который предотвратил гибель Савицкой. Это приводит к немедленному отстранению Федорова от всех видов полётов, включая самолеты-кукурузники и дельтапланы.
Но вот приходит день, когда «Салют-7» зависает на орбите мертвым грузом. И про космонавта от Бога (во всех значениях и контекстах этой достаточно пафосной фразы) Владимира Федорова, как и про его друга инженера Виктора Алехина (в жизни – космонавт Виктор Савиных) вспоминают в ЦУПе. Им предлагают выполнить миссию, которая оказалась невыполнима для других советских космонавтов.
Ситуация осложнена тем, что сама стыковка с «блуждающей» станцией может закончиться столкновением, катастрофой. Большой вопрос – что же случилось на станции? Взрыв? Атака инопланетян? Захват американцами, которые по сценарию картины всё время где-то рядом, всё время начеку, и готовы захватить станцию со своим просто-таки вездесущим «Челленджером»?
Конечно же, последнее – вызывающий некоторое недоверие художественный вымысел (при этом – несколько конъюнктурный). Сценаристы и режиссер словно хотят этим подчеркнуть натянутость в отношениях современной России и США, показав, что «они всегда были нашими врагами».
Смотрится это нелепо, потому что хороший, по сути, фильм создан по лекалам, опять-таки, хорошего голливудского кино. И его создатели, успевшие продемонстрировать картину за пределами России, могут и должны, исходя из высокого художественного уровня картины, претендовать на международное признание, безусловно, состоявшегося проекта.
Подчеркнем достоинства фильма:
- безукоризненная игра вжившихся в роль исполнителей главных ролей отлично продуманный сценарий;
- высокий уровень режиссерской работы.
Сергей Сельянов словно знал, что если взять относительного стартапера-новичка, он сделает больше, чем маститый режиссер за меньшие, возможно, деньги.
Но нельзя не плеснуть щедрую ложку дегтя в эту бочку с медом.
На показе картины космонавт Владимир Джанибеков категорически отмёл любые домыслы по поводу того, что советская власть, прям-таки была готова, «спасая лицо», безжалостно пожертвовать лучшими своими «орёликами».
«Этого не было, — сказал Владимир Александрович. – Нас власти любили. О нас все заботились», – признался он.
Но, опять же, речь идет о двух реальностях – кинематографической и «всамделишной». И прием, повторюсь, взят из американского кино, где герои часто находятся на передовой, а в тылу сидит некий «эгоистичный негодяй», которому куда важнее правильно составить отчет. Быть может, именно поэтом из уже упомянутой «реальной действительности» взята лишь основа, и поэтому в отличие от картины «Время первых», имена реальных космонавтов изменены.
Для кого-то полнейшей несуразицей покажется тот факт, что отчаявшись вернуться на землю, космонавты орудуют кувалдой в безвоздушном пространстве, пытаются «отбить» заклинившую бленду датчика ориентации, чтобы запустить орбитальную станцию «Салют-7» и восстановить подачу заканчивающегося у них кислорода. В реальности это было просто невозможно. Но ведь это в ре-аль-но-сти.
А мы сегодня вечером пойдем смотреть кино, которое, на мой взгляд, куда сильнее пострадало совсем из-за другого. Так славно начавшись, линия взаимоотношений Владимира Федорова и спасенной им «космонавтки» Лазаревой… вырезана напрочь.
В критической ситуации героиня Оксаны Фандера предстает перед женой Федорова, чтобы сказать лишь два слова «Тебе нужно с ним поговорить!» (прим. авт. – читай – мчаться в ЦУП и прощаться с задыхающимся в космосе от нехватки кислорода мужем!) Героиня Маши Мироновой, которая прекрасно сыграла роль земной жены, мечтающей, чтобы муж был под боком, а не над небесами, смотрит на нее так, как будто она все время уводила мужа из семьи.
Судя по всему, что-то похожее было в том сегменте отснятого материала, который мог бы сделать картину более психологичной, более глубокой, познакомить нас с личной стороной жизни космонавта Федорова (или Джанибекова?), если ему бы пришлось разрываться между «женщиной космической», понимающей терзания человека, списанного на землю, и женщиной земной.
Но не случилось. Правда «киношная» - это, конечно, условность, но живые прототипы героев картины могли бы совершенно справедливо сказать: «Не до такой же степени!».
Фото: «Русская Планета»
«Русская Планета» поздравляет своих читателей с замечательной премьерой сезона и желает приятного просмотра!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости