Карп отмороженный

"Карп отмороженный", реж. А.Котт, кадр из фильма

История русской бабушки-самурайки довела до слез гостей и участников 39-го ММКФ.

Не первый год с экранов телевизоров и кинотеатров нам демонстрируют удивительную и незнакомую страну. Называется она Россия. Нет-нет! Вовсе не та, где прошло чье-то реальное детство, юность или зрелые годы, а лубочная. Реальность в ней похожа на советский шедевр Ивана Пырьева «Кубанские казаки». Помните? Первые послевоенные годы. Счастливые белозубые женщины. Мужчины в ослепительно белых рубахах… Сытые кони. Колосящиеся поля. Сегодня на смену им пришли прекрасные деловые мужчины на «Майбахах», одевающиеся в лучших модельных домах женщины, послушные и беспроблемные дети, отравляющиеся в зарубежные вояжи.

Снимать фильмы про «другую Россию», в которой живут пенсионеры с пенсией 10 тысяч рублей, приходящие после оплаты лекарств и коммуналки в продуктовые магазины, как в музей, считается моветоном. В неудобное положение попадают режиссеры, явившие миру картины, где обнаглевший чиновник или оборотень в погонах, пошевелив мизинцем, скручивают простолюдина в бараний рог, а переехавшие тебя пополам на крейсерской скорости в тихом дворике жены воров и сами нувориши, легко взыскивают с оклеветанного пострадавшего моральный ущерб.

«Они не любят Россию», — укоризненно пишут патриотично настроенные комментаторы. Уймитесь. Показывать нашу жизнь такой, какая она есть, как делал это безвременно ушедший Алексей Балабанов или его ученик Юрий Быков (фильмы «Дурак», «Майор»), с несколько безучастным и потерянным видом прогуливающийся сегодня в коридорах кинотеатра «Октябрь», где проходит Московский Международный Кинофестиваль, это вовсе не значит «не любить страну». Но лучше это делать в юмористическом ключе. Так легче.

Пардон за долгую преамбулу! Вечером, 26 июня, на полях 39-го ММКФ зритель увидел картину «Карп отмороженный» режиссера Владимира Котта. В этой удивительно смешной и немного грустной картине, снятой по сценарию молодого автора Андрея Таратухина, мы встретились с великолепной Алисой Фрейндлих, а также вернувшейся на большой экран после многолетнего перерыва Мариной Нееловой и Евгением Мироновым, сыгравшим роль ее сына.

Показ фильма предварял казус. Перед началом картины на сцену вышли члены съемочной группы, среди которых, как бы, случайно «затесалась» сама Алиса Фрейндлих, скромно постоявшая «сбоку припёку» в момент произнесения режиссером, а затем и продюсером картины, взаимохвалебных речей.

Затаив дыхание, зритель ждал, что слово дадут легенде российского театра и кино! Но вот нам пожелали удачного просмотра, и Алиса Фрейндлих, озорно, совсем не протокольно помахав зрителю и вызвав бурю оваций, направилась за кулисы. Неловко, правда? Хоть и запоздало, это понял даже человек на авансцене, роль которого в киносъемочном процессе науке до конца неизвестна, — то есть, продюсер. В срочном порядке он вернул всех на сцену и… возобновил свой спич в русле «вспомним всех поименно». В итоге мы, к сожалению, так и не смогли услышать от Алисы Бруновны ни слова о картине, в которой она сыграла одну из своих самых ярких и неожиданных ролей. А жаль.

Свет в зале погас. И мы перенеслись в забытый Богом уголок Ленобласти, где пожилая учительница русской литературы Елена Михайловна Никифорова (Марина Неелова) в кабинете своего ученика, ставшего кардиологом (Александр Безруков), с потерянной улыбкой выслушивала длиннющий смертный приговор. Он был резюмирован словами: «Это может случиться в любую минуту».

А далее перед нами открывался путь донельзя интеллигентной, бесконечно решительной и позабытой всеми на свете русской бабушки, мужеству которой могут позавидовать адепты кодекса самурая Бусидо. Супруг Елены Михайловны давно умер. Сын Олег (Е.Миронов) построил в Питере неплохой бизнес на пустом месте и теперь вешает аудитории на уши лапшу о том, как ставить в жизни правильные цели и мотивировать себя на их достижение. Но есть лучшая подруга – беззлобная матершинница и обаятельная хулиганка Людмила (А.Фрейндлих), а также взращенные стихами Есенина и баснями Крылова ученики. Один из них, спившийся рыбак, дарит Елене Михайловне карпа, чудесным образом «воскресшего» после нескольких часов в морозилке, а другие, претерпевая неслабый шок, скрепя сердце, готовы помочь любимой учительнице в достижении ее цели. А хочет она — всего лишь! — уйти из жизни «по-английски», крадучись, никому не помешав.

Пересчитав все имеющиеся в наличии средства, осознав, что от великих карьерных свершений сыночка отрывать не комильфо, Елена Михайловна спешит в морг к бывшему троечнику Сереже Анисимову, избравшему для себя стезю патологоанатома — за справкой о смерти! А затем добывает в загсе свидетельство, подтверждающее, что бабушка благополучно «перекочевала» в лучший мир.

"Карп отмороженный", реж. А.Котт, кадр из фильма

Перестав существовать для государства, Елена Михайловна активничает пуще всех живых и продолжает решать все актуальные вопросы с организацией собственных похорон. «Затаривается» на поминки (согласно заранее подготовленному списку), выбирает для себя домовину в ритуальном магазине, где в короткой, но блистательной роли гробовых дел мастера перед нами предстает Александр Баширов.

Но вот «День Х» заканчивается, а «Костлявая»… не идет и не идет забирать старушку. Как быть? Мелкими семенящими шажочками Елена Михайловна спешит в соседний дом, к подруге Людмиле (А.Фрейндлих). Зачем? Чтобы та помогла ей сдержать обещание, данное ученику-патологоанатому, просившему «не подводить под статью» и умереть «по расписанию». Тут-то всё и начинается!

Завершая свой легкий спойлер, скажу лишь одно: те, кто прочитав рецензию, посчитали, что их ожидает унылая («бабушкина») история, серьезно ошиблись. Каждая реплика в сценарии Андрея Таратухина, слетающая с уст настоящих звезд советского и российского кино вызывала в зале… гомерический хохот. А финал был немного смазан, но зато открыт. И дал возможность каждому сделать свой собственный вывод.

На большой экран «Карп…» выйдет только осенью. Может, оно и правильно? В унылую пору так важно поднимать людям настроение по-настоящему хорошими фильмами о невыдуманной реальности. Местами страшной. А порой очень смешной.

Ну, правда!

Симпатичный «Утопленник» Далее в рубрике Симпатичный «Утопленник»Специальный корреспондент «Русской Планеты» передает с «полей» 39-го Московского Международного кинофестиваля Читайте в рубрике «Культура» Как умирал Дмитрий МарьяновПричиной смерти знаменитого актера стали тромбоэмболия, заторы на подмосковных дорогах и… нехватка машин «Скорой помощи» Как умирал Дмитрий Марьянов

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»