Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Жизнь, как Hugo

Польский режиссер Матеуш Вайда рассказал, как снимать документальное кино, за которое не будет стыдно
Андрей Карелин
19 апреля, 2018 17:03
13 мин
Перед тем, как отправиться на фильм «Хуго», я спросил у Google про российские документальные фильмы. Каюсь, отработав 10 лет в кинематографе, не мог припомнить ни одного достойного за последние годы.
Опасения подтвердились. Современные российские документалисты, как и коллеги, практикующие в художественном кинематографе, предлагают тот контент, который массовому зрителю предлагали в канун Второй мировой.
Пафосный. Шапкозакидательский. Воинственный. Бравурно-обличающий.
Судите сами:
  • «Американский отдел. Капкан на ЦРУ», о противостоянии сверхдержав.
  • «Мировая закулиса. Тайные общества», конспирологическая документалка о том как руководят миром «сами знаете кто».
  • «Крым. Небо Родины», о наших соколах
  • «Сорос. Квант разрушения», об их мерзавцах.
  • «Бактерии. Война миров» про разную дрянь.
Захотелось чего-то светлого? Можете посмотреть «Будущее за углом», ваши смелые фантазии уже реализованы.
Мы не знали. Спасибо. А где, прошу прощения, документальный мануал про то, как выжить на пенсию в 12000? Про специфику правовой системы координат? Про жизнь спасенных Яровой детей в иных  детдомах? Я дошел до 14-й страницы, но не нашел правдивых документальных историй о жизни дорогих, понимаешь, россиян.
Немудрено. «Реалити-социалка» про трудности маленького человека в предлагаемых обстоятельствах далеко не всегда ласковой к нему системы, была модной лет 30 назад, в 80-е. Именно тогда задачей журналистов, режиссеров, документалистов было показать, где у нас плохо. Сегодня «тренды» диктуют демонстрировать как у нас хо-ро-шо.
А вот в недружественной Польше «жизнь, как она есть», показывать не стесняются. 19 апреля в рамках конкурса документального кино был продемонстрировал уникальный фильм «Хуго» о жизни простого польского деда по имени Здзислав Мисек, которого все называют Дзидек.
Человек, снискавший славу короля аттракционов, в последние годы жизни обнищал и потерял дочь Олимпию, но обрел внука по имени Хуго – китайчонка, доставленного под его опеку из Испании, где преждевременно и нелепо оборвалась жизнь дочери Дзидека. Девушка связала судьбу с гражданином КНР, который оказался в тюрьме. 
Веселый улыбчивый парнишка, получивший гражданство Польши по матери, оказался не нужен никому – ни бабке, ни теткам, ни дядьке. Лишь дед не отдал малыша в приют. Пришлось обустроить их быт на пустыре, где когда-то размещался городской «Дзидколенд», пускай и не дававший никакой форы заокеанскому «Диснейленду», но веселый и прекрасный.
Дед посвятил Хуго остаток своей жизни. Они вместе играли, ходили на рыбалку. Дзидко учил малыша, ставшего ему и внуком, и сыном, польскому. А еще — любить мир, Бога и всех созданных им существ: старую лошадку, прибившуюся к пустырю собаку и, по возможности, людей.
Окружающие недоумевали по поводу этой странной и донельзя безобидной системы координат, состоящей из старика, ребенка и домашних животных. Бдительные европейцы, смущенные пребыванием непольской внешности ребенка и странного пожилого мужчины, то и дело «наяривали» в полицию.
Поначалу у местных копов были вопросы лишь по части неправомерного содержания на территории собаки, которую на глазах у Хуго забрали в приют. А затем, ближе к освобождению нелегально находившегося на территории Польши папы-китайца, судебная система поставила вопрос о том, насколько законным является жизнь никому на этом свете кроме друг друга не нужных малыша и деда.
Жилищные условия было необходимо улучшать. Трейлер – расширять. Средств на это катастрофически не хватало. А тут и папа, пребывавший в Испании, в статусе нелегала, освободился, решив забрать ребенка в Китай.
Встретив отца своего внука на выходе из испанской тюрьмы, Дзидек попытался объяснить, что ни он без Хуго, ни мальчик без него прожить не смогут. Сама жизнь с ее невообразимыми причудами связала их с внуком накрепко – морским узлом.
Тщетно.  У отца были планы на «честную жизнь». Но сына он забирать почему-то не спешил, отложив это до тех времен, когда он сможет крепко стать на ноги и обеспечивать ребенка. Долгосрочная, надо сказать, перспектива.
Дзидек вернулся домой. И, как сообщают титры, создававшегося долгих 4 года фильма, вскоре умер. Исследовав польскую прессу, мы узнали, что он не болел, а ушел внезапно. Сердце отвергнутого и вечно преследуемого дотошными властями старика, дверь жилища которого не закрывалась перед зачастившими в «Дзидколенд» инспекторами опеки, судебными исполнителями и прочими чинушами, не выдержало.
8-летний малыш, который обнаружил утром деда холодным, побежал к людям, рассказать, что с Дзидеком что-то не так. Ни умом, ни сердцем малыш так и не принял, что главный человек в его жизни ушел в никуда, оставив его одного, как когда-то оставила мама.
—Дедушка, а когда человек долго мертвый в гробу, остаются кости? – пытливый Хуго задает в фильме один непростой вопрос за другим.
— Да. Остаются кости, - держа в руках фотографию его матери, мрачно отзывается дед.
— А откуда ты знаешь? – вдруг интересуется любопытный малыш.
— Просто знаю. Так есть, - отвечает Дзидек.
Фильм проникнут простыми человеческими диалогами все еще наполовину беззубого малыша и его уже наполовину беззубого деда, который преодолевая нарастающую боль в руках и ногах, из последних сил делал для него все, что мог.
Дзидек ушел из жизни в сентябре 2016. Но, как оказалось, судьба маленького китайца с польским гражданством не решена по сей день, хотя ему исполнилось уже 10 лет.
После просмотра фильма режиссер Матеуш Вайда согласился ответить на вопросы:
—Как вы нашли Дзидека и Хуго?  
— История фильма началась в театре, где я работал режиссером по свету, — вспоминает Матеуш Вайда. — Я готовил спектакль «Мастер и Маргарита». Сценограф предложила, чтобы декорации состояли из элементов парка аттракционов. Мы искали такие аутентичные элементы. Нашли предложение на польском аналоге Avito. Оказалось, что оно выставлено от имени пожилого человека по имени Дзидек. Сам он никогда не пользовался интернетом. Но его друг и сосед, зная о трудном материальном положении мужчины и его внука, предложил продать часть парка аттракционов, который Дзидек создавал всю жизнь. Сценограф поехала к нему. Оказалось, что наш будущий герой человек очень открытый, готовый общаться, идти на сотрудничество. Он и его история могли лечь в основу фильма.  
— Почему вас заинтересовала эта история?
— Она возникла в моей жизни в тот момент, когда для меня семья стала самым главным. У меня родился сын. И я подумал, что история человека, который остается один на один с усыновленным внуком и парком аттракционов, может многому научить не только зрителей, но и меня самого.
— И как  же развивались ваши отношения с Дзидеком?
— Мы завоевывали доверие героя в течение примерно полгода. Он очень хотел с одной стороны, чтобы этот фильм был сделан, а с другой стороны, его доверие было очень ограниченным. В течение долгих шести месяцев мы проходили период адаптации, пока он ждал, когда мы оправдаем его доверие. Дзидек был очень достойным человеком, но поначалу насторожено относился к нам. Однако настал переломный момент — «испытательный срок» закончился. Произошло это как раз в то время, когда Дзидек искал для внука (а фактически – сына) врача. У него не хватало средств, но он очень хотел, чтобы ребенок попал к хорошему доктору. Обычно документалист не вмешивается в развитие истории его героя. Но мы решили, что если вмешаемся именно в этой ситуации, то это не нарушит концепции фильма. И мы ему помогли. Все это, впрочем, осталось за кадром. Для нас Хуго был катализатором ситуации. Если бы не он, мы бы мало узнали о Дзидеке.  Именно Хуго был и остается продолжателем его жизни.
— В фильме присутствуют искусственно создававшиеся «сцены-реконструкции». Например, разговор на пляже с другом об ушедшей жене и дочери является постановочным или документальным?
Сцена на пляже абсолютно документальна. Сделана без какого-либо вмешательства и реконструкции. В этой сцене была операторская, не режиссерская проблема. Когда происходит такой доверительный диалог на открытом пространстве, оператору трудно спрятаться. Но никакого вмешательства с моей стороны не было. Зденек, друг Дзидека, чех. Вкупе с внуком китайцем такой нюанс был эдаким «дополнительным международным моментом», мы с ним общались и думали о том, какова будет его роль в этом фильме.
— А сцена, в которой Дзидека пытает вопросами о причинах плохого материального положения инспектор опеки?
— Могу говорить правду и только правду?
— Да.
— Признаюсь: сцена с инспектором сделана с участием актрисы. Нам не удалось уломать чиновницу сняться в кино. Но мы записали звук реальной встречи Дзидека с инспекторшей. А потом актриса выучила эти «чиновничьи» интонации, жесты. И мы сделали реконструкцию. Такой эпизод был необходим в фильме. Поэтому я, все-таки, настаиваю на том, что он документален. Как, впрочем, и реакция Дзидека на вопросы. Она абсолютно естественна. Я надеюсь, что реконструкция, все же, не так очевидна, и лишь ваш кинематографический опыт позволил это заметить.
— В фильме вы не побоялись поднять многие правовые моменты. Острые. Мальчик и дедушка против системы, которая не дает им покоя.   
— Правовые аспекты беспрецедентно важны в этой картине. К сожалению, очень многие из тех проблем, которые затронуты нами, до сих пор они не решены.
— А судьба Хуго?
— Отец Хуго — гражданин Китая. На сегодняшний день, насколько мне известно, он все еще находится на нелегальных основаниях в Испании. А Дзидек был официальным законным опекуном Хуго в Польше. Но сегодня, когда его уже нет в живых, главный голос принадлежит Семейному суду. Кстати, 25 апреля будет судебное заседание, которое и решит, что же будет с Хуго дальше. Я там буду. Держите кулачки за парня. Ему уже 10 лет.
— Будем держать. Какое отношение вы имеете к польской кинематографической фамилии Вайда? Что вы ставили, кроме «Мастера и Маргариты» в театре?
В театре я работаю, как режиссер по свету, не как режиссер-постановщик. Обожаю российские пьесы. Мой самый длительный спектакль «Анна Каренина». Он шел целых 4 часа. Параллельно работаю в кино.
Не так много есть режиссеров, которые могут работать 4 года над одной темой. Сложная стезя?
— Это тема, которая могла бы стать поводом для дискуссии: «Что значит быть документалистом?». В течение съемок надо опекать героев, заботиться о них, брать на себя ответственность. Документалист – это профессия, которая позволяет снимать для тех людей, о ком мы снимаем кино, тех, кто увидит этот фильм и сделает для себя выводы. И даже для тех, кто снимает – для нашего собственного творческого и человеческого развития.
После просмотра фильма «Хуго» и встречи с Матиушом Вайдой подумалось, что за 4 года в российской киноиндустрии можно было снять 6 сезонов сериала «Сваты» и бесконечное количество телепотасовок с участием проплаченного американца Майкла Бом или украинца Вячеслава Ковтуна, а также бесконечное множество спортивных драм, в которых красивые и статные герои прошлых лет выходят за рамки человеческих возможностей под восхищенные стоны аудитории. Прокат одной из таких картин стартует, как раз, сегодня. 
Пронзительные истории, сродни этой, больше интересуют режиссеров-энтузиастов, в поле зрения которых судьба человека. Был и в нашем кино период, когда снимались такие картины.
Кадр из фильма «Судьба человека»
Да сплыл.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ