Новости – Культура
Культура
Художественные Страсти по Фрейду
10 февраля 2018 года в ARTPLAY открывается новая мультимедийная выставка с говорящим названием «Страсти по Фрейду»
2 февраля, 2018 11:13
5 мин
Главный посыл: Что сказал бы Зигмунд Фрейд, если бы Караваджо, Климт, Шиле, Тициан, Рембрандт, Рубенс и Гойя были его пациентами?
Новая инсталляция в этом понимании – в помощь!
По словам кураторов, выставка способна перенести невинного зрителя на «темную сторону» знаменитых художников. Посетители увидят соблазнительную невинность и хладнокровное насилие, ужас рождения и радость смерти, тело как объект восхищения и желания, а также блуждания человеческого сознания вне тела.
«Страсти по Фрейду», - этакая безумная смесь современной музыки и классических полотен, которая поможет каждому открыть собственные бессознательные желания, - первый проект компании Artplay Media, который посвящен не отдельным художникам, а телесности и сексуальности.
Разделенная на 7 новелл, каждая из которых исследует тему телесности по-своему, выставка рассказывает о тех высоких чувствах и низких желаниях, которые, собственно, присущи каждому из нас. И исследует работы художников с помощью психоанализа, как это сделал бы Зигмундт Фрейд.
На этот раз создатели не ограничились одним лишь переосмыслением работ старых мастеров. Специально для экспозиции были отсняты видео с участием контрмодельного агентства Lumpen, пропагандирующего неклассическую для индустрии модельную внешность.
Эти видео станут частью мультимедийного контента. А в аванзале можно будет увидеть фотовыставку, рефлексирующую на тему телесности с участием тех же моделей.
В проекте «Страсти по Фрейду» нашлось место и современной российской литературе. В мультимедиа зале зрители услышат закадровый текст, состоящий из отрывков различных произведений Игоря Яркевича.
Мнение критики о Яркевиче колеблется по всему диапазону — от «живого классика» до «самого страшного и скандального писателя» в современной литературе.
В 2011 году писатель стал лауреатом премии «Нонконформизм» (с формулировкой «за новые типы прозаического мышления, стиля и языка»).
Несмотря на то, что сам Зигмунд Фрейд называл себя дилетантом в искусстве, исследованию этой темы он посвятил целую книгу – «Художник и фантазирование». Художественное произведение для Фрейда — прежде всего проявление бессознательного.
В своем исследовании он пишет: «Мы должны почувствовать те аффекты художника, особое состояние его психики, то, что стимулировало его к творческому акту.
Может быть, великие творения искусства и не нуждаются в специальном анализе? И все же произведение должно допускать такой анализ, коль скоро оно является воздействующим на нас выражением намерений и душевных движений художника».
Интересны взгляды Фрейда на личность художника: художник отличается от обыкновенного человека силой внутренних влечений, которые подавляются реальностью, поэтому он, как невротик, обращается к миру фантазии, мечты, чтобы там найти замену неудовлетворенным желаниям.
По Фрейду художник — это особая личность, некий сейсмограф эпохи, чувствительность которого заставляет его более остро, тонко ощущать конфликты культуры и нередко приводит его не только к бегству в алкоголизм, невроз, но даже к безумию.
Однако, по мнению великого психоаналитика, если невротик переселяется в нереальный мир фантазий, грез и маний, то художник благодаря своей высокоразвитой способности к сублимации переключает энергию низших влечений на художественную деятельность. Тем самым, как считает Фрейд, он избегает невроза и, более того, помогает своим зрителям, читателям, слушателям освободиться от их внутренних напряжений.
Важна ли личность художника и образ его жизни для понимания его работ? На выставке посетителям предложат ряд конкретных примеров.
Например, Микеланджело Буонарроти не скрывал своей тяги к юношам, и его лирика — сплошная платоническая гомоэротика.
Леонардо да Винчи биографы обвиняли в сексуальных связях с учениками, и его картины «Вакх» и «Иоанн Креститель», прославляющие красоту молодого мужского тела, не оставляют сомнений в ориентации художника. Чуть позже появляется и лесбийский сюжет — например, популярная история Овидия о Юпитере, принявшем облик Дианы, чтобы соблазнить нимфу Каллисто, на полотне Рубенса.
Что касается Микеланджело да Караваджо, то основную часть сведений о его жизни исследователи черпают из полицейских протоколов. Всего за ним насчитали три точно доказанных убийства.
Обнаженной женской плоти в его картинах почти нет, а вот красивых полуголых юношей – очень много. Этот факт породил множество версий о действительном предмете его чувств и уже в ХХ веке сделал Караваджо «гей-иконой».
Наш современник, живший в 20 веке художник Эгон Шиле, считается весьма противоречивой фигурой в истории искусства из-за почти порнографических рисунков. На заре своей творческой карьеры Шиле был арестован по обвинению в совращении несовершеннолетней – речь шла о его модели, любовнице и бывшей куртизанке Валери Нойзель.
Выставка продлится в Центре дизайна ARTPLAY до 31 мая 2018
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости