Гоголь — це мент?!
Кадр из фильма Гоголь: Начало

Кадр из фильма Гоголь: Начало

Последний день лета представил нам автора «Мертвых душ» в нескучном амплуа

На экраны российских кинотеатров вышла «леденящая кровь» история про сумбурную юность великого русского писателя, потомка Гетмана Правобережной Украины, подрабатывавшего в Третьем отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

В компетенцию этого учреждения, основанного вскоре после восстания декабристов графом Александром Христофоровичем Бенкендорфом, входила слежка за людьми, политическая благонадежность которых вызывала сомнение, а также элементарный сыск.

Принадлежность Николая Васильевича к этому ведомству – не домыслы создателей фильма, а исторический факт. Как известно, к 1828 году дела 19-летнего Гоголя шли неважно. Отец скончался, мать, свято верившая в гениальность сына, благословила его переезд в Санкт-Петербург. Там будущий русский классик ощутил острый дефицит средств. И понеслось. Юный Николай Васильевич пытался поступить то на сценические подмостки, то на государеву службу, пробовал свои силы в литературе, и даже издал под псевдонимом В. Алова романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен».

Порой его обуревали не самые патриотические чувства. Он то уезжал в немецкий Любек, то помышлял о переезде на ПМЖ в США, не безосновательно считая эту страну перспективной.  Удивительно ли, что столь мятущийся молодой человек попал в петербургскую полицию? Вовсе нет. Разумеется, Николай Васильевич оказался там не в роли просрочившего регистрацию мигранта с Украины, а на правах писаря.

В императорскую спецслужбу слабый здоровьем Гоголь-Яновский был трудоустроен по протекции Фадея Венедиктовича Булгарина, который, как известно, повоевал на стороне Наполеона и во искупление грехов был завербован в Третье отделение агентом.  

О фильме.

Есть два способа сделать «хорошее российское кино». Первый – расследовать преступления. Второй – убивать женщин. И то, и другое среднестатистический зритель смотрит с удовольствием. Действие начинается с натурной сцены, в которой трое лихих украинских парубков собираются коллективно «позабавиться» в лесу с выловленной гарной дивчиной. Но появляется украинский черт, который рубит в капусту добрых молодцев. И девицу заодно.

И вот мы видим Николая Васильевича. Его роль исполняет Александр Петров. Не так давно мы наблюдали его в роли не обремененного интеллектом предводителя чертановской гопоты в фильме «Притяжение», а теперь – сам Гоголь! Борясь, что есть силы, с предобморочным состоянием и тошнотой, будущий классик терпеливо записывает монотонные речи дознавателя, осматривающего труп удавленной кем-то помещицы и с неприязнью поглядывающего на болезненного писаря.

В кадре появляется вымышленная легенда русского сыска — Яков Петрович Гуро. Как давно у Олега Меньшикова не было хороших ролей – и вот, на тебе. Оживший, хотя немного постаревший Костик, который перетянул в эту картину лихие фразочки из «Покровских ворот» («А не хлопнуть ли нам по рюмашке?»). В процессе дознания Николай Васильевич отправляется в сумеречное состояние, продолжая, однако, водить рукой по бумаге и записывая странные слова.

Умный следователь в исполнении Олега Меньшикова быстро выстраивает их в логическую цепочку, не дает дознавателю списать дело на залетных разбойников и отправляет на виселицу кучера убиенной. Удивительными способностями юноши Яков Петрович весьма заинтригован, и даже слегка пеняет дознавателю на то, что тот не мог ранее поставить чудаковатость писаря на профессиональные рельсы.

Но увы! Лавры по раскрытию преступления достаются другому. А будущий классик в тандеме с верным слугой плетется по книжным магазинам ликвидировать тираж неуспешного (с авторской точки зрения) «Ганца Кюхельгартена».

Глоток вина – и книжка в печь! Образ классика – комизма ради! — строится на заученных нами с детства стереотипных представлениях, домыслах и слухах о нем. То и дело Гоголь впадает в прострацию, кочуя из одного кошмара в другой! Так, оказавшись заживо в гробу, классик начинает царапать крышку. На тела мертвых женщин смотрит не то с ужасом, не то с вожделением. И – уж конечно! – рефлексирует всю дорогу по поводу неудачных работ, словно предвкушая «зажигательную историю» со вторым томом «Мертвых душ». А еще он Иной. Привет из «Ночного дозора». В нем самом сидит нешуточная чертовщина. Именно поэтому вся нечисть Украины, включая Турчинова и Порошенко, принимает Н.В. Гоголя за своего и делится  инсайдерской информацией, позволяющей продвинуться в раскрытии преступлений.  

Итак, «Русь-тройка» мчится в Полтавскую губернию. Диспозиция ясна: лучшие головы российского сыска — Гоголь и Моголь (то есть, Гуро) — отправились на поиски какого-то Лешего, повадившегося выпиливать перспективных во всех отношениях жительниц русской окраины. Вот вам и новый криминальный тандем. Холмс и Ватсон по-русски? Так да не так.

Представленная нам первая часть киносериала «Гоголь» состоит из двух глав: «Убийства в Диканьке» и «Красная свитка». Где же снимали этот фильм? В базу данных украинского сайта «Миротворец» занесены почти все российские актеры, так или иначе «засветившиеся» в Крыму. Поэтому прекрасные натурные съемки проходили в окрестностях Петербурга и в Псковской области.

Резиденты Малороссии выглядят в фильме идеологически выдержано. То есть, туповато. Шаблон, по которому снят фильм, нам привычен. Местному «прокуратору» и полицмейстеру Александру Христофоровичу Бинху всё «до лампочки». Ему проще повесить убийства на первого попавшегося крестьянина или списать «расчлененку» на несчастный случай, но питерские сыскари из убойного отдела работают, засучив рукава.

Гоголь кочует из одной «фирменной» фантасмагории в другую, западая на молоденькую жену местного помещика. Гуро подбирается к Лешему слишком близко. Настолько близко, что Николай Васильевич вскоре останется в окружении откровенных орков тет-а-тет с врагом, тысячекратно превосходящим его по силе.

И потенциала этой драматической ситуации хватит на еще несколько фильмов, которые мы можем посмотреть в кинотеатрах осенью этого года.

За кем буде перемога? Пока не ясно. 

Светлана Хоркина: Магия Русских побед Далее в рубрике Светлана Хоркина: Магия Русских победЗнаменитая российская гимнастка Светлана Хоркина презентовала свою новую книгу «Магия побед» (ЭКСМО) Читайте в рубрике «Культура» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»