Чума в Ленинграде!
кадр из фильма

кадр из фильма "Три дня до весны" / kinopoisk.ru

Такое кино.

Примерно за полтора часа до начала пресс-показа нового детища киностудии «Ленфильм» (военного детектива режиссера Александра Касаткина «Три дня до весны») в фойе Дома актера прильнули к прозрачным дверям бабушки и дедушки с живыми и умными лицами созерцателей любого бесплатного кино. К самому началу показа подтянулись студенты профильных специальностей.

Представлял картину и ту часть команды, которая сумела доехать из Питера до Москвы, сценарист и режиссер Виктор Мережко. Моложавый и подтянутый в преддверии 80-летнего юбилея он живо поинтересовался у зрителей, как они сумели прорваться через перекрытые для репетиции парада ко Дню Победы улицы? А затем честно сознался в том, что добрался в Дом кино на метро, встретив по дороге двух знакомых женщин, наперебой приглашавших его домой. «Не поехал», — сокрушенно вздохнул-сыронизировал мэтр, и, плавно переходя к повестке дня, расписался в любви к Петербургу, сказав, что предпочитает снимать свои фильмы именно там, хотя и живет в Москве.

Не стал мастер скрывать и причины своей нехитрой творческой стратегии: «Артисты в Питере дешевле, пусть простят меня москвичи. А вообще в Ленинграде живут великие люди, хотя и гастарбайтеров тоже много. Но где их сейчас нет?». Уже уходя со сцены, Виктор Иванович вдруг радостно вспомнил о том, как накануне презентации включил телевизор и с удовольствием посмотрел на то, как главный редактор издания «Politrussia» Руслан Осташко дал в морду польскому русофобу Томашу Мацейчуку в программе у Норкина. «Я бы тоже дал», - мечтательно произнес Мережко. Зал взорвался одобрительными аплодисментами.

Исполнитель главной мужской роли Кирилл Плетнев в Москву приехать не смог: востребованность, съемки. Евгений Сидихин, выразительно играющий в последнее время молчаливых до немоты генералов, тоже не явился. А вот у актрисы Елены Лотовой, исполнившей роль Ольги Марицкой — мужественного врача-инфекциониста с нетипичной для девушек 40-х любвеобильностью, поучаствовать в презентации картины получилось. Взяв слово, Елена на два шага вперед вышла из строя, в котором помимо нее стояли директор картины, девушка-скрипт, а также актер Владислав Абашин. Ему досталась «партия антагониста» — злого энкавэдешника Холина. Лаконично сообщив, что фильм снят с любовью к участникам Великой Отечественной войны, Елена Лотова вернулась в строй.

После торжественной преамбулы свет в зале погас и… всё завертелось. В экспозиции картины, имевшей рабочие названия «БлокАда» и «Ленинградский вальс», но стартующей в прокате 4 мая под более романтичным названием «Три дня до весны», прибывший в северную столицу офицер госбезопасности Андреев (Кирилл Плетнев) воочию наблюдает картины надвигающейся социальной катастрофы. Воссозданные в картине ужасы голодной зимы 1942 года потрясают воображение даже тех зрителей, которые хорошо знакомы с историей блокадного Ленинграда. Не удерживаются от преступления даже те, кто призван стоять на страже правопорядка. Судьба сводит Андреева и Марицкую в тот миг, когда придя к одному из своих пациентов, молодая врач обнаруживает его бездыханное тело. Светлое чувство, согласно замыслу сценаристов, (творческий тандем Аркадия Высоцкого и Александра Бородянского) начинает зарождаться между героями картины на фоне заботы об останках умершего, в квартиру которого могут нагрянуть мародеры.

Так уж сложилось, что правдивые показания Марицкой помогают Андрееву изобличить работников милиции, преступивших от голода и безысходности грани закона. Но осознание того, что, дав экспертное заключение, она ставит под угрозу их ни в чем не повинные семьи, удручает молодого врача. Она решается на отчаянный поступок: явиться в НКВД и сообщить, что более углубленное исследование подтверждает невиновность задержанных.

Так Ольга Марицкая попадает в поле зрения чекиста Холина, устанавливающего «несоветское» происхождение девушки и подводящего ее под трибунал. Марицкой грозит «вышка», но — вот, новый поворот! — обнаружение в Ленинграде трупов с признаками чумы позволяет Андрееву, начинающему испытывать к Ольге ответные чувства, отсрочить ее арест на 72 часа. Их двое – Ольга Марицкая, уникальный специалист, расправа над которой отложена на 3 дня. И Андреев, человек, потерявший на этой войне всех и… просто не имеющий права утратить обретаемую любовь.  

Стоит ли смотреть кино? Безусловно! И в первую очередь тем, кто ждет от современных кинематографистов нового «откровения о войне». Тем, кто любит смотреть фильмы, в которых кинематографисты учат нас на примерах великих предков патриотично умирать за Родину. И в особенности тем, кто фанатеет от очередного патриотично-постановочного мордобоя на ТВ. Если надо – умрем. Если надо – набьем. В подтверждение искренности своих намерений сообщаю, что 18 октября 2016 года в Череповецком военкомате по адресу регистрации прошел военную комиссию. Категория допуска «А». Готов к отправке на фронт.

Тем же, кто хотел бы за Родину жить, стоит подождать кинокартины, повествующей об актуальных проблемах нашей с Вами современности. Порассуждать о таких проблемах великолепно получалось во времена пресловутой советской цензуры у всё того же Виктора Ивановича Мережко в его сценариях к совсем непафосным и до сегодняшнего дня не устаревшим фильмам «Полеты во сне и наяву» или «Родня».

Но с отображением современной российской реальности и ее резидентов у нас — увы и ах! — сплошной дефицит. На экране либо отзвучавшая 72 года назад война, либо «глянцевая», «невсамделишняя» и «сериальная» Россия, жить в которой мечтает каждый. Но не у всех получается.

Честно говорить со зрителем о дне сегодняшнем и учить его не умирать за Родину, а жить за нее, на поверку, оказывается значительно  сложнее.

И от этого становится грустно. 

Русское? Далее в рубрике Русское?Тихо и незаметно справил свой 10-летний юбилей один из самых ярких спектаклей Школы современной пьесы «Русское варенье».

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»