Новости – Культура
Культура
Александр Абдулов не хотел умирать
На излете мая родился один из самых популярных советских и российских актеров, которому в эти дни могло бы исполниться… всего 65 лет
28 мая, 2018 20:00
18 мин
За годы работы в кино судьба свела меня с Александром Гавриловичем Абдуловым лишь один раз. Это было в начале «нулевых», когда в Минске «запоями» снимались российские фильмы и сериалы а-ля «Каменская».
«Фабрикант слезливых мелодрам» Дмитрий Астрахан не дремал и пригласил Абдулова сыграть главную роль в фильме «Желтый карлик». Съемки одной из сцен фильма о богатом и успешном писателе проходили в минском супермаркете «Центральный». В торговом зале привычно сновали покупатели, а в его центре, напряженно вглядываясь в мониторы, восседал, отсматривая эпизоды со своим участием, сам Абдулов. Рядом стояла полная окурков пепельница, в руке – неизменная сигарета.
Он родился в Тобольске – небольшом городке Тюменской области. Но второй Родиной для маленького Саши стала узбекская Фергана, куда родители переехали, когда малышу едва исполнилось три года.
Гаврила Данилович, которому в возрасте 45 лет судьба подарила третьего, ставшего впоследствии знаменитым, сына, был назначен худруком единственного, на тот момент в Средней Азии Русского театра. Мама, Людмила Александровна, служившая Мельпомене в роли гримера и костюмера, последовала вслед за ним вместе с сыновьями.
Байка или нет?
Абдулов запросто мог не появиться на этом свете. И тогда его роли играл бы кто-то другой. Имевшая непростой опыт воспитания двоих сыновей, Людмила категорически не хотела рожать третий раз, опасаясь, что у нее вновь родится мальчик. Записавшись на аборт, она терпеливо ждала своей очереди, когда советские врачи наплели ей с три короба, что, дескать, судя по анализам (в 1952-то году!) гарантировано будет девочка. Правда вскрылась лишь в момент родов:
- Мамаша, мальчик у вас! Красивый, здоровый!
- Как?!
Но можно ли, заглянув вот в эти глаза, не полюбить такого малыша «с первого взгляда»?
Фото: архив
Юное «исчадие ада»
Актерский стаж Абдулова – 48 лет. В 5-летнем возрасте он вышел на театральные подмостки ферганского театра в спектакле «Кремлевские куранты». Талантом паренька, «с колес» покорявшего сцену, был удивлен даже худрук театра – его отец, воспитывавший в младшем сыне трепетное отношение к сценическому искусству.
Однако за пределами «театрального храма», Саша «давал жару», как мог. Ни одна дворовая драка не обходилась без его участия. А уж если надрывно звенело разбитое окно, то ни у кого не оставалось сомнений: «Сашка Абдулов где-то рядом».
Из всех школьных предметов ему нравилась, пожалуй, физкультура (впоследствии Александр Гаврилович стал мастером спорта СССР по фехтованию). А еще химия, где можно было стащить что-то более-менее взрывоопасное и доводить до нервного шока дворовых бабушек мастерски сделанными взрывпакетами.
- Что делать с таким сорванцом? – разводил руками отец. И, конечно же, сетовала по поводу того, что с мальчишками нет никакого сладу мать. Братья не сидели, сложа руки. Их воспитательные моменты были жестковаты. Однажды они чуть не налысо постригли Сашку. А ведь он так любил битлов, чья музыка уже просачивалась сквозь железный занавес.
В знак протеста против реальности с ее комплексом «сдерживающих» мер, Александр Абдулов начал курить. Было ему то ли 12, то ли 13 лет. В советских магазинах сигареты мелюзге не продавали? Не беда! Вместе с друзьями они подбирали бычки за взрослыми курильщиками, впитывая «махру» с младых ногтей.
После «принудительной стрижки» любовь к «Битлз» стала лишь сильнее. Денег у семьи Абдуловых было немного. И дорогие подарки сыновьям заботливые родители делать, к сожалению, не могли. Поэтому Саша сделал себе гитару сам, «поднимая настроение» жителям двора звонкой песней.
За что и снискал кличку «пятый битл».
Пролетел мимо «Щепки»
Очень часто родители, избравшие профессию режиссера или актера, не желают своей судьбы никому из «потомков». Гаврила Данилович был исключением. Он разглядел в сыне очевидный талант. Полагал, что профессия актера, наконец, дисциплинирует «патлатого сорванца». Настоял на том, чтобы отпрыск поступал в Щепкинское училище в Москве, куда с первого захода Сашу благополучно не взяли.
Провалившему экзамены юноше пришлось возвращаться в Фергану, где его ждали на факультете физкультуры. Трудовую деятельность выпускник ферганской средней школы начал в театре у отца. Рабочим сцены.
Однако, грустные дни всегда сменяются светлыми, и на следующий год Абдулов поступил в ГИТИС.
Первые работы в кино? Ну, конечно же, массовки. «Мелькание» в фильмах а-ля «Золото» или «Возле этих окон» чередовалось с разгрузкой вагонов по ночам. Все это сменилось настоящей работой.
Марк Захаров и судьба
Талантливого мальчика Марк Анатольевич заприметил на дипломном спектакле.
Вскоре вместе с Виктором Проскуриным и Олегом Янковским юноша играл на сцене «Ленкома» свою первую роль – Лейтенанта Плужникова в спектакле «В списках не значился». Это было настолько виртуозно, что в 21 год Абдулова удостоили премии «Театральная весна».
Молодой актер в одночасье стал частью одной из самых лучших, самых прославленных актерских трупп в Москве. В «Ленкоме» работали Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Инна Чурикова, Николай Караченцов.
В легендарной постановке «Юнона и Авось» мастер доверит ему сразу три искрометные роли – Фернандо Лопеса, Человека от театра и «Пылающего еретика». Правда или нет, но говорят, что посетившие премьеру иностранцы, однажды поинтересовались: «Как вам удалось ангажировать душевнобольного человека в такую сложную постановку?». Образ безумца-еретика был воплощен Абдуловым настолько блестяще, что «душевное состояние» исполнителя роли у граждан США, посетивших показ, не вызывало сомнений. Вот вам русская театральная школа, янки!
Киносеанс на несколько эпох
Помнит ли кто-то образ донельзя положительного молодого ефрейтора-связиста Федю Чистякова из фильма «Федор и Вера». Он хорошо проявил себя на учениях и едет в отпуск. Это первая главная роль Абдулова в кино.
- Передайте своей матери благодарность за прекрасно воспитанного сына! – пафосно говорит ему командир, вручая командировочное удостоверение.
Передавать некому. Федя – детдомовец. И в течение этих нескольких дней проводит время с Верой, молоденькой учительницей начальной школы. Он уезжает. Она обещает его ждать. Дождется ли? Вопрос непростой.
История фильма уникальна. Съемки производились Новосибирской студией. И с молодыми (совсем молодыми) актерами там была «напряженка». Студентам театральных вузов волею педагогов тех лет было предписано не сниматься, а заниматься. Но, правдами и неправдами, Абдулова, чья фамилия шла под № 1 лишь потому, что начиналась на «А», удалось «отпросить» на съемки.
Сдружившись за 3 месяца работы не только с исполнительницей главной роли Ольгой Матюшковой, с которой произошел первый производственный роман, но и с военнослужащими местной артиллерийской части, Саша выпросил у них… два снаряда и набор взрывпакетов.
И вопрос даже не в том, как Абдулову удалось это «богатство» получить из рук еще советских военных, не распродававших армию налево и направо, а как все это удалось перевести (на секундочку – самолетом) в Москву?
Наверное, это было…
«Обыкновенное чудо»
В этом году исполняется 40 лет с момента выхода на экраны знаменитого фильма по одноименной пьесе Евгения Шварца. И вряд ли я ошибусь, если скажу, что пройдет еще много-много лет, но картина с Евгенией Симоновой, Евгением Леоновым, Андреем Мироновым, Олегом Янковским и Александром Абдуловым, сыгравшим роль Медведя, ничуть не утратит своей актуальности.
По-настоящему хорошие сказки вечны. Закрепил успех этой картины фильм «С любимыми не расставайтесь», где Александр сыграл роль мужа, расставшегося со своей женой, ищущего пути воссоединения. Роль супруги исполнила его жена Ирина Алферова.
Кадр из фильма «С любимыми не расставайтесь»
«Самая красивая пара в СССР!» - трубили со страниц «Советского экрана». И это было правдой.
После выхода данной картины в актерской судьбе Абдулова, мгновенно завоевавшего любовь миллионов поклонниц на территории огромной страны, все складывалось только удачно. Он легко пережил сразу несколько противоречивых и опасных для представителей актерской братии эпох, когда не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле слова спились и погибли многие.
Перестроечные 80-е
Шикарная сказка «Чародеи», где Александр Абдулов сыграл роль эдакого советского Иванушки, которому во что бы то ни стало необходимо разбудить свою Аленушку, очарованную «инновационными» (насколько это было возможно в те годы) средствами НУИНУ (Научного универсального института необыкновенных услуг).
Кадр из фильма «Чародеи»
Занятость актера на момент съемок этого фильма достигла той пиковой точки, когда его пришлось заменять в некоторых сценах подходящим по телосложению дублером.
Абдулов никогда не брезговал «второстепенными ролями». Он успешно прошел испытание «вторым планом». «Тот самый Мюнхгаузен», «Десять негритят» - в этих фильмах он, конечно же, не промелькнул на экране. Но даже десять-пятнадцать минут экранного времени, которые он прожил в образе обаятельного негодяя в «Десяти негритятах», были запоминающейся и талантливой ролью.
Кадр из фильма «Десять негритят»
Если бы Вера Витальевна Глаголева, с которой мне довелось поработать в жизни, была сегодня жива, она многое рассказала бы о совершенно удивительной, глубокой, поистине драматической роли Абдулова в фильме «Сошедшие с небес».
Я не знаю ни одной картины о Великой Отечественной войне, которая была бы сделана в такой степени мистически, настолько безпафосно и, увы, страшно. Фильм о том, как могла бы сложиться жизнь мужчины и женщины после самой страшной на сегодняшний день в истории человечества кровавой бойни. Двое из двадцати миллионов. Они не пережили войну. Они погибли на ней. Но это становится ясно только в финале.
Кадр из фильма «Сошедшие с небес»
Лихие 90-е
Именно эту эру безвременья не прошли многие из по-настоящему хороших актеров, которые либо погибли, либо ударились во все тяжкие, став сниматься в откровенном «кинохламе».
Вспомните потрясающий фильм «Гений», главный герой которого – Сергей Ненашев по кличке «Папа» – отказался от «скорбной роли» перестроечного инженера и стал эдаким «техно-махинатором», Робин Гудом, который защищает интересы простых граждан и «обувает» новоявленных, повылезавших из расстрельных камер и «помоек перестроечной эпохи» нуворишей и богатеев, воров и мафиози. Их когорту возглавляет Гиля-Принц, роль его шедеврально исполнил Иннокентий Михайлович Смоктуновский.
Картина предвосхитила ту эпоху, когда лидерами мира сего, заправляющими российской системой координат, стали бесконечные Япончики и деды Хасаны, на похороны к которым после их отстрела таскались поплакать нынешние депутаты законодательных собраний всех мастей.
А фильм «Шизофрения», в котором актер сыграл роль снайпера по кличке Немой? Это была одна из последних картин, где можно было, не боясь, говорить о тех «проделках властей» и о тех операциях специальных служб, за разговоры о которых сегодня можно успешно присесть или вообще лишиться головы.
«Нулевые»
Скатился ли Абдулов до «мыльных опер»? А вот и нет. Он неизменно держал ту планку, которая позволяла ему красиво и благородно выглядеть даже в сериалах.
Вспомните «Ледниковый период». Разве не чудо? Отличная история «белой вороны» - униженного, нищего, но отчаянно борющегося за справедливость человека. Он пытается быть честным, когда все кругом берут «на лапу». В этой роли Абдулов – мент, но мент в хорошем смысле этого слова. Тот, который – в отличие от современных героев в погонах – вызывает подлинные симпатии, а не рвотный рефлекс.
Все распродано. Все растаскано. Милиция, прокуратура, суды, адвокаты. А он – знай себе, стоит на своем.
Или, напротив, «Next», - история вора в законе по кличке Лавр, резидента новой реальности, прекрасно адаптировавшегося в предлагаемых обстоятельствах нового времени.
И, конечно же, незабываем Коровьев-Фагот. Бывший регент. Переводчик при «иностранце», рыцарь с никогда не улыбающимся лицом, который расплатился за свою шутку по высшему тарифу – став слугой у сатаны…
Личная жизнь Александра Абдулова не является темой этой статьи. Он жил, как жил, любив многих женщин, которые неизменно отвечали ему взаимностью. У него были друзья, любившие проводить время в компании обаятельного, остроумного человека, который в жизни бывал и дерзок, и жёсток, и жесток, как, наверное, все мы.
Он был удачлив. Взять хотя бы историю, о которой он нередко рассказывал сам и в прессе, и тет-а-тет. Все случилось в эпоху, когда в нашей стране были разрешены азартные игры. На одном из кораблей, где отдыхал Александр Гаврилович, было казино.
Абдулов, непревзойденный мастер рулетки и «Блэк-Джека», решил проверить, не изменила ли ему удача? Он умудрился выиграть все (от слова «совсем»!) деньги в плавающем игорном заведении. Прекратил ли он игру? Конечно же, нет. Ему писали расписки. Он охотно верил на слово. И, пока корабль плыл назад, умудрился спустить все обратно.
Когда Александру Абдулову был поставлен самый страшный диагноз, мне верилось, что ему повезет еще раз. В самой главной игре под названием «Жизнь».
Ему было чуть-чуть за 50…
В августе 2007 года актеру неожиданно пришлось прервать съемки. Александра Гавриловича настигли острые боли. Язва? Если бы. Ему была незамедлительно сделана операция на желудке.
И вдруг… актеру стало значительно хуже. Прихватило сердце. После многодневного пребывания в реанимации, Александра Абдулова направили в легендарный центр Бакулева. Столичные эскулапы, встречавшие каждый Новый год под «Обыкновенное чудо» и «Чародеи», поставили в его истории болезни точку.
Диагноз с кодом «04» - рак на четвертой стадии. Ну, конечно же, вызванный курением. 1,5-2 пачки в день были его «классической нормой». В моменты особо напряженной творческой работы могло быть и 3.
Лично мне так и не удалось увидеть живого Абдулова без сигареты. Сказать о том, что он не знал о проблеме? Да нет, почему же… знал. Рак развивается годами. Александр Гаврилович был в курсе того, что у него, мягко говоря, «не важно» с легкими, несколько лет. Но сила привычки и вера в то, что «все обойдется» (наш традиционный русский «авось») так и не заставили его взяться за свое здоровье. Роль сыграл, в том числе, напряженный график работы. А еще – извечный страх перед докторами, на приеме у которых (вне зависимости от своего социального статуса) ты всегда чувствуешь себя подопытным кроликом.
Грянувший набор проблем с сердцем, с желудком были обусловлен тем, что рак активно метастазировал во все органы.
Он очень хотел жить
И ему было ради кого. Буквально за 9 месяцев до его смерти на свет появилась прекрасная дочурка Александра Гавриловича. Женечка…
Набор действий и спектр упований людей, узнающих о смертельном диагнозе схож. Нетрадиционная медицина. Зарубежные клиники (если на них есть средства). И, конечно, обыкновенное чудо.
Он был очень растроган волной любви и поддержки, которая чувствовалась и в СМИ, и в сердцах людей, которых он любил. Исходила она и от тех, кого он долгие десятилетия напролет радовал своими замечательными ролями.
В сентябре 2007 года, «Локомотив» и «Спартак» во время центрального матча 24 тура Чемпионата РФ провели акцию в поддержку Александра Абдулова, надев майки с его изображением. Актер был в одной из ведущих израильских клиник. Там, в общем-то, и умерла надежда. Ведь, если не спасают даже в Израиле, то где?
Зная, что он обречен, но все еще жив, он простился со зрителем, сказав:
- Я постараюсь выкарабкаться! - в своем последнем, пронзительно-трагическом телеобращении к аудитории.
И верилось, что попытка будет удачной. Но, к величайшему сожалению, рак на четвертой стадии – ситуация, когда у смерти на руках флеш-ройал…
Его не стало 3 января 2008 года.
На похоронах, когда малышку поднесли проститься с ним, Женечка, сидевшая на руках у мамы, наклонилась к папе и потянула его за галстук: «Вставай!».
Но чуда не произошло.
Такая история.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости