«Золотой» министр
Николаевский рубль после денежной реформы С.Ю.Витте. Фото: wikipedia.org

Николаевский рубль после денежной реформы С.Ю.Витте. Фото: wikipedia.org

Реформаторской деятельности Витте Россия обязана одним из самых успешных периодов в экономической истории страны

Отец будущего министра Христоф-Генрих-Георг-Юлиус Витте родом был из курляндских немцев. Благодаря браку с Екатериной Фадеевой, состоявшей в родстве с князьями Долгорукими, он перешел в православие и стал Юлием Федоровичем. В дальнейшем он служил директором департамента государственных имуществ на Кавказе, и детство Сергея прошло в Тифлисе, где он учился в городской гимназии. В своих воспоминаниях он приводит эпизод, когда его отец проявил решительность в подавлении бунта тифлисского населения против жадных городских мясников: «аборигены» (так их именует в мемуарах Сергей Юльевич) громадной толпой высыпали на городскую площадь, и Витте-старший спас семейство крупнейшего подрядчика по продаже мяса, приказав разогнать людей с помощью пожарных шлангов.

В 1866 году Сергей и его брат стали одними из первых студентов Новороссийского университета в Одессе. В космополитичном приморском городе в те годы им довелось повстречать массу интересных личностей, оставивших тот или иной след в истории. Так, Витте с юмором вспоминал о своих разговорах с Еленой Блаватской, в те годы уже старой и необычайно тучной дамой, ходившей в нестиранных капотах. После смерти отца семья быстро разорилась, и Сергей и его брат смогли учиться в университете лишь благодаря стипендии в 50 рублей в месяц, которую получали от Кавказского наместничества. По словам Витте, в университете он занимался днем и ночью и быстро стал лучшим студентом. Даже готовиться к экзаменам ему не приходилось специально, накануне он занимался в основном тем, что разъяснял билеты товарищам.

Математика ему так нравилась, что он даже хотел остаться преподавать в университете, но мать и дядя-генерал удержали его: не дворянское это дело — дворянин должен служить государству, а математика — для разночинцев. И хотя Сергей ссылался на примеры Кавелина и Чичерина — знаменитых профессоров из дворянских фамилий — непреклонные родственники настояли на том, чтобы он поступил на службу в канцелярию одесского губернатора графа Коцебу. Так началась его государственная деятельность.

Железная дорога, ведущая в гору

Впрочем, канцелярию он покинул быстро, перейдя работать в управление Одесской железной дороги: семья нуждалась в деньгах, а железные дороги тогда являлись настоящей золотой жилой. «Я в действительности в течение полугода прошел все должности, касающиеся службы эксплуатации, — пишет Витте. — Так, я сидел в кассах станционных, грузовых и билетных, затем изучал должности помощника начальника станции и начальника станции, потом контролера и ревизора движения; затем занимал должности на различных станциях, где преимущественно было грузовое движение, и на станциях, где было преимущественно пассажирское движение». Через несколько лет Витте возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги, став непосредственным подчиненным влиятельного в те годы директора «Русского общества пароходства и торговли» адмирала Николая Чихачева, обладавшего удивительной для военного коммерческой смекалкой: он занимался развитием торговли и сообщения на юге России.

Однако на успешной карьере чуть было не поставил крест несчастный случай: 24 декабря 1875 года в сильную метель на Тилигульской насыпи сошел с рельсов поезд, в результате чего погибли около 140 пассажиров — солдат-новобранцев. Чихачев и Витте угодили под суд и получили по 4 месяца тюрьмы каждый. Но Витте в тюрьму не попал: оставаясь на службе, пока велось расследование, он обратил на себя внимание великого князя Николая Николаевича хорошей работой, наладив железнодорожную перевозку солдат и боеприпасов на фронт русско-турецкой войны. Высокий покровитель походатайствовал за него, и Сергею заменили тюрьму двухнедельной гауптвахтой. А через 3 года Витте пригласили в столицу — он занял место начальника эксплуатационного отдела при правлении «Общества юго-западных железных дорог», управлявшего железнодорожными артериями Новороссии. Кроме того, он вошел в состав Барановской комиссии, созданной указом императора Александра II для развития путей сообщения в России.

На основе опыта практической работы Витте разработал целую концепцию ценообразования в своей сфере. В книге «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» он защищал мысль, что при определении размеров провозной платы по железной дороге следует отталкиваться не от расходов транспортных предприятий, а от условий образования цен на перевозимые товары в пунктах отправления и назначения. Работа принесла ему известность среди коллег. Через некоторое время Витте стал управляющим «Общества юго-западных железных дорог», продемонстрировав на этой должности управленческие таланты.

Крушение и подъем

Стремительный взлет в карьере Витте случился благодаря знакомству с Александром III: в присутствии императора дерзкий управляющий принялся препираться с чиновниками, снаряжавшими царский поезд. Витте доказывал, что состав, который везли два мощных паровоза, ходит на опасной скорости. Монарх был скептически настроен по отношению к мнению Витте, однако через два месяца был вынужден с ним согласиться: у станции Борки под Харьковом царский поезд сошел с рельсов. Александр, человек значительной физической силы, лично спас себя и семейство, удержав упавшую на них крышу вагона на плечах. Менее чем через полгода после катастрофы император назначил Витте начальником департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов, а через три года сделал его главой только что образованного Министерства путей сообщения.

Во главе этого ведомства Витте добился впечатляющих результатов: наладил работу железных дорог таким образом, чтобы избегать скопления не перевезенных грузов — настоящего бича того времени. Витте удалось начать процесс унификации тарифов на дорогах, принадлежащих различным владельцам (он был в основном завершен к началу ХХ века). Поставив систему тарифов под государственный контроль, Витте впоследствии неоднократно менял тарифные ставки, чтобы, например, проводить протекционистскую политику в отношении некоторых товаров. Кроме того, именно дальновидный Витте начал скупать и сосредоточивать в руках министерства частные железные дороги, объединяя их в общую сеть. «Когда я поступил на железную дорогу, то тогда железнодорожное дело находилось еще в самом примитивном состоянии. Все-таки в течение этих 40 лет, прошедших с того времени, железные дороги сделали у нас громадный успех. Если сравнить как полотно железной дороги, так и станционное устройство, а в особенности паровозы и вагоны того времени с теперешними, то ясно видно, насколько успех, сделанный железными дорогами, велик. Конечно, не может быть проведено никакого сравнения между теперешним паровозом, ведущим скорый поезд-экспресс, с теми паровозами, которые возили с наибольшею скоростью поезда того времени. Это такая же разница, как, можно сказать, между коровою и заводским бегуном», — писал Витте впоследствии.

На станции КВЖД Маньчжоули, вблизи российско-китайской границы. Среди «отцов-основателей» , подписавших договор о строительстве дороги, будущий премьер России, а тогда министр финансов Сергей Юльевич Витте. Фото: ТАСС

Водка и золото

В 1892 года начинается новый, самый плодотворный период в жизни Витте — он становится министром финансов. Одним из его первых шагов стало лоббирование строительства Транссибирской магистрали. В правоте мнения Ломоносова о том, что «богатство России Сибирью прирастать будет», давно уже никто не сомневался, однако Витте был в числе немногих, кто понимал, что лишь прокладка железнодорожной магистрали позволит использовать потенциал этой части страны. Проведя переговоры с китайским посланником и не остановившись даже перед необходимостью дать ему взятку, он добился согласия восточного соседа на строительство Китайско-Восточной железной дороги в Маньчжурии, что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки.

Последствия финансового кризиса, порожденного Крымской войной, не удалось полностью преодолеть даже за четвертьвековое царствование Александра II и 13 лет правления Александра III, ознаменовавшегося таможенными войнами с европейскими государствами. Предшественники Витте — Николай Бунге и Иван Вышнеградский — с большим трудом стабилизировали бюджет, но рубль при них так и не превратился в прочную валюту. Витте понимал, что курс рубля зависит от общего развития экономики страны, и задумывал реформу в связи с выбранным им принципом: «Финансовая политика не только не должна упускать из внимания нежелательных последствий излишней сдержанности в удовлетворении назревающих потребностей, но, напротив, должна поставить своей задачей разумное содействие экономическим успехам и развитию производственных сил страны». Увеличивая расходы на развитие промышленности и одновременно стараясь не пошатнуть бюджета, Витте решился на повышение налогов: в 1892 году выросли акцизы на производство алкоголя, спичек, табака, нефти, налог на недвижимость и т.п. Крупной реформой стало дальнейшее внедрение винной монополии: она преследовала в первую очередь цель пополнения бюджета, но благотворно отразилась и на здоровье населения. До реформы производством и очисткой спирта, а также торговлей алкоголем мог заниматься кто угодно. Как следствие, имели место случаи отравления. Витте оставил за частными коммерсантами право на производство этилового спирта, но теперь они должны были сдавать весь спирт казне по оговоренным министерством тарифам. Алкоголь проходил очистку на государственных складах и реализовывался в принадлежащих государству винных лавках. Эффект от монополии вышел существенный: в последнем предвоенном году — 1913-м — выручка от продажи алкоголя давала более четверти доходов бюджета империи.

В 1895 году Министерство финансов приступило к денежной реформе, ставшей главным достижением Сергея Юльевича. Основным принципом реформы являлся переход к золотому стандарту. Начались перемены с девальвации: высочайше утвержденными мнениями Государственного совета было разрешено заключение сделок на золото и взнос золотой монеты во все правительственные кассы по фиксированному курсу 1 рубль золотом к 1 рублю 50 копейкам кредитом. Госбанк обязан был разменивать кредитные билеты по этому курсу. Золотая наличность Госбанка была доведена до 1,1 млрд рублей, что примерно соответствовало сумме находящихся в обращении бумажных денег. В 1897 году девальвация была окончена, и началась чеканка золотых империалов и полуимпериалов, чье нарицательное достоинство (15 рублей и 7 рублей 50 копеек) было приведено в соответствие их цене, определенной для обмена на кредитные билеты. Указом были установлены основания выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом. Помимо чеканки пятирублевой золотой монеты, начался выпуск кредитных билетов, которые можно было менять на звонкую монету. Денежная реформа завершилась перечислением таможенных пошлин на новую валюту и изданием нового Монетного устава. В результате Россия получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Вплоть до Первой мировой войны это играло благоприятную роль в привлечении инвестиций и международной торговле.

Николаевский рубль после денежной реформы С.Ю.Витте. Фото: wikipedia.org

Провидец и миротворец

С именем Витте связан последний и самый мощный в дореволюционной истории империи индустриальный подъем: темпы строительства железных дорог были самыми высокими за все время существования страны, развивалась промышленность, внутренняя и внешняя торговля. Витте сознавал ценность квалификации специалистов: ему принадлежит циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием, а также ряд инициатив, поощряющих развитие образовательных учреждений, в том числе частных. Во многих отношениях Сергей Юльевич был более прозорливым деятелем, чем большинство его современников. Так, он принимал участие в разработке рабочего законодательства, осознавая, что отсутствие у рабочих прав ведет к социальному взрыву; задумывал роспуск крестьянской общины — впоследствии Витте будет говорить о том, что идею своей знаменитой реформы Столыпин украл у него.

После отставки с поста министра финансов Витте принимал участие как во внутренней, так и во внешней политике. При его содействии был заключен Портсмутский мир с Японией. Кроме того, Витте принадлежала инициатива опубликования манифеста 17 октября 1905 года, отсрочившего гибель российской монархии путем превращения ее в конституционную.

Несмотря на то, что многие из современников реформаторской деятельности Витте не оценили (у него имелись враги и критики как среди сановников, так и среди публицистов), наиболее просвещенные люди того времени считали его одним из крупнейших деятелей своей эпохи. «Его способность понимать самые трудные вопросы, находить самые разумные решения в запутанных областях управления, выбирать нужных людей — было выражением гениальной интуиции», — отмечал экономист Петр Струве. А германский император Вильгельм II говорил: «Если бы у меня был хоть один такой министр, я бы сделал в Германии чудеса». И, вероятно, Сергею Юльевичу весьма повезло не увидеть, как совершенное им экономическое чудо пошло прахом благодаря затянувшейся войне и последующим революциям: он скончался 28 февраля 1915 года от менингита. 

Церковь без Христа Далее в рубрике Церковь без ХристаЕпископ Стокгольма г-жа Ева Брунне предложила снять кресты с портовой церкви шведской столицы

Комментарии

11 октября 2015, 10:17
Добрый день! Не соглашусь с утверждением автора по поводу винной монополии: "она преследовала в первую очередь цель пополнения бюджета, но благотворно отразилась и на здоровье населения". Еще во времена Витте были изданы труды комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом в связи с введением винной монополии и там четко указывается, что пьянство не только не уменьшилось, но даже увеличилось и "переместилось из кабаков на улицу" а качество хлебного вина (водки) как было скверным, так и осталось. А в плане финансовых интересов государства все точно - в истории нашей страны, всегда, когда государству нужны доходы вводится монополия и "питейные деньги" быстро наполняют бюджет. Причем государство само заинтересовано в большем потреблении спиртного населением, что явно не способствует оздоровлению последнего.
11 октября 2015, 12:35
Так вот оно что! Витте на ниши железные дороги не хватает. Уж он бы точно навёл порядок по части тарифов!
12 октября 2015, 12:59
Ну вроде Якунина выкинули коленом под задний привод, уже здорово
13 октября 2015, 13:05
Коленом под зад выбрасывают с увольнением, а Якунина просто перевели на менее загруженное работой место.
11 октября 2015, 20:27
Сергей Юрьевич Витте был настоящим патриотом России, благодаря ему появился Трансиб, именно он был тем локомотивом России, а не Столыпин. которого постоянно приводят в пример
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»