«Золото на пирожных — это с жиру»
Олег Зотин нарезает сусальное золото. Фото: Наталья Яковлева // «Русская планета»

Олег Зотин нарезает сусальное золото. Фото: Наталья Яковлева // «Русская планета»

«Русская планета» побывала в мастерской позолотчиков из Омска

В мастерской позолотчиков Зотиных холодно — батареи не работают. Помещение напоминает склад забытых вещей. Чего только нет — инструменты, старые самовары и швейные машинки, доски, железные рамки, оклады, покореженные иконы и даже огромное распятие.

– Недавно выселили, — объясняет Олег Зотин, основатель династии позолотчиков. — Раньше-то в Кресто-Воздвиженском соборе, в удобной мастерской размещались, а сейчас в пристройке  к храму Иконы Божьей матери место нашли. Ремонт надо делать.

Кризис у позолотчиков чувствуется. Впрочем, связан он не с денежным курсом, а с политическим:

– Раньше другой губернатор был, Леонид Константинович Полежаев, так он строил — 200 храмов за 20 лет! Работы было! А сейчас два года доделываем то, что не доделано, да реставрируем.

Династия небольшая — Олег Владимирович и его 25-летний сын Алексей.

– Я не художник, — рассказывает о себе отец. — Самоучка. В 80-м году пришел из армии, брат позвал — поехали в Москву, поработаем. Он и художник, и актер, и священником одно время был. Ну, я подсобником, то там, то здесь. Не идет. А как сусальное золото увидел — понял, мое. Осваивать, конечно, пришлось долго — материал тонкий, нежный. Но за несколько лет мы с бригадой объездили и Томск, и Кемерово, и Новосибирск, в Троицком соборе Александро-Невской лавры работали.

– Теперь художником себя чувствуете?

– Да какой я художник… Работа наша ремесленная — восстановление резьбы, покрытие сусальным золотом.

Олег Владимирович осторожно укладывает на мягкую подушечку книжечку из пергамента 10 на 10 сантиметров:

– Вот оно, золото! — шепчет без особого благоговения, распахивая первую страничку.

И ничего такого там нет — обычная золотинка, в такие конфеты заворачивают.

– Дорогая конфетка-то будет, — хохочет мастер. — Золотинка по толщине — одна миллиардная метра, весит 1,5 грамма.

Олег и Алексей Зотины. Фото: Наталья Яковлева // «Русская планета»

Олег и Алексей Зотины. Фото: Наталья Яковлева // «Русская планета»

– И потрогать можно?

Зотин легко хлопает по моему любопытному пальцу:

– Не стоит. На него и не дышать лучше, быстро скукоживается. Вот в такой книжечке 60 листиков, расковываются в полметра квадратных. Это очень чистое золото, дорогое. Из двух килограммов обычного получается всего 45 граммов.

– А как же вы с ним работаете — тонкое, не ухватишься…

– Лапка специальная есть — лампензель, если  по-научному, — обстоятельно докладывает Олег Владимирович. — Но мы сами их делаем из беличьих хвостов, надежнее так. Режем золото ножиком специальным сколько надо, кладем, лапкой раскатываем. Ну, до этого, конечно, работа большая подготовительная. Вот на Свято-Успенском сначала медь шкурили, потом грунтовки 23 слоя положили, тоже отшлифовали, лаками разными покрыли. Клей очень важен — «мордан» называется. Раньше его вручную делали, у каждого мастера свои секреты. Сейчас его изготавливают на производстве. Купол можно покрыть за полтора-два месяца, не считая подготовки, но, сколько простоит — уже от секретов мастерства зависит. На Успенском соборе работали, сроки ограничены, купол только сделают — сразу готовишь. Сутками не уходили. Хотя работа-то у нас вредная — золото полезно, а лаками дышать не рекомендуется. Ну, что сделаешь — сами выбрали. Работаем мы сноровисто. Все омские храмы — наши. Помню, три огромных иконостаса позолотили за месяц, а их резали только около года.

– Нет, самый срочный заказ, папа, был, на памятнике жертвам чернобыльской катастрофы, — напоминает Алексей. — Привезли, сказали, чтоб через четыре часа золотую ленточку сделали. Мы прямо там палатку поставили — клей варить, сушить. На драмтеатре тоже нужно было быстро-быстро буквы позолотить на мемориальной доске.

– Правда в песне поется: «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал…»?

– Ну, насчет того, как часто Господь нас замечает, не скажу, — мастер перекладывает старые иконы. — А золото — металл дорогой, но надежный. Кислотные дожди даже выдержать может. Боится только ветра с песком — вмятинки остаются, все же мягкая материя.

Только не все купола золотом кроют. В Кремле все золотое, и через каждые 30–40 лет обновляется. А кто победнее, тот другую технологию использует. Сейчас такие платины из нержавейки делают с золотым напылением! Тоже красиво, невооруженным глазом и не заметишь, что это не золото. Потом тускнеет, конечно. У нас вот в Омске мимо церквей едешь, видишь, купола на солнце квадратиками блестят — это и есть сусальное золото.

– А почему просто покрасить-то нельзя?

Мастер только смотрит с легким презрением. Переводит тему:

– Вот киоты, иконы — это я на реставрацию взял, тоже тонкая работа, это же не ровный купол — резьба, листья. Делать-то быстро — 3–4 часа, а готовишь месяцами.

– Это вам тоже церкви заказывают?

– Да и люди тоже. Только в Сибири-то такого богатства отродясь не было. Из Ярославля, Костромы, Новгорода привозят. Помнишь, Аркадий Гайдар свой городок Арзамас описывал — 40 церквей было. И говорит, по улице не пройдешь, чтоб священника не встретить.

– То есть комсомольцем-то вы были, раз Гайдара помните, наверное, и партийным тоже? — ловлю на слове.

Олег Владимирович хитро улыбается:

– Комсомольцем был, а как иначе. Ну, а сейчас верующий. В меру. Посты стараемся соблюдать. Старину люблю — самоваров видишь сколько, люди приносят, реставрирую.

Одна из работ Алексея — резные детали покрыты золотом

Одна из работ Алексея — резные детали покрыты золотом. Фото: Наталья Яковлева // «Русская планета»

– За деньги?

– Да за красоту! Чтобы не пропали, и смотреть приятно было. Машинки швейные зингеровские еще люблю, стоят, пока не до них.

У нас порода мастеровых. Кустари, кузнецы, шорники. Отец шил, даже полушубки да дубленки. Дед по коже работал. Его в 30-х годах как врага народа арестовали. Приехал к ним один учить сельскому хозяйству. А дед возьми да скажи — мы тут веками работаем, а ты книжек начитался, да учишь. В шахты его послали кузбасские, правда, шахтером не работал — ремни кожаные да приспособления разные ремонтировал.

– Ничего, если я тут погужу? — вклинивается в беседу Алексей, включая электронное устройство. Я больше с современностью работать люблю, — перекладывает аппарат в другую руку. — Мебель итальянскую заказывают магазины, а приходит уже с ободранной позолотой. Тут загадки разгадывать надо — не знаешь ведь, какой технологией мастер пользовался, подбираешь, чтобы сходилось. Позолота на мебели бывает натуральная, бывает искусственная. Кстати, натуральную часто люди на потолки заказывают.

– Чиновники, бизнесмены?

– Да они нам не представляются, — смеется Алексей. — Мы — ремесленники. Раз деньги есть — чего бы красоту не сделать. Ну, не сильно дорого и получается — 20 тысяч рублей метр. Но число таких заказов резко уменьшилось. В музее Врубеля потолок видели? Наша работа. Ну, как там без позолоты — каминный зал, рояль? Вот когда золотом — а сусальное оно ж еще и пищевое бывает — пирожные сыплют, прямо передергивает. Или дамочки для красы золотые обертывания делают — это уже с жиру.

Я представляю дом Зотиных — сплошь из золота.

– Нам здесь хватает, — хмыкает Алексей. — У нас даже мама больше серебро любит. Золото для нас — рабочий материал. Брат Денис и вовсе сказал — ну вас, с золотом вашим, в электронщики подался.

Алексей, впрочем, продолжателем династии позолотчиков тоже быть не собирается. Просто интересно ему все. Вот недавно с бизнесменами познакомился, которые старые самолеты реставрируют. Помогает просто так, от души:

– Мне приятно, когда из ничего вдруг получается красота. Летчиком собираюсь стать, с техникой у меня порядок, а в воздух хочется. И мир посмотреть.

– В Бога-то верите?

– А на кого летчику еще надеяться — на себя да на Бога. Пойдемте, я вас в мастерскую иконописцев отведу — там люди истинно верующие.

В соседней мастерской две женщины в скромных платочках пишут иконы.

– Иконописец должен быть не просто художником, а истинно верующим, знатоком богословия. И обязательно чувствовать атмосферу иконы. А позолотчики — наши первые помощники. Видите, часть иконы позолочена ровно по контуру. Это как нужно ощущать дух иконы, чтобы все так четко сделать! — восклицает иконописец Ольга Забродина. — Невозможно работать с божественным, не веря в Бога.

К звездам не отправляются без шампанского Далее в рубрике К звездам не отправляются без шампанскогоАлексей Леонов восхищен работой современных космонавтов, а Сергей Крикалев надеется на космонавтов будущих Читайте в рубрике «Культура» Дмитрий Грачев: «Смех действительно продлевает жизнь»Новый герой рубрики «Наши люди» на «Русской Планете» рассказал о «механике» русского юмора Дмитрий Грачев:  «Смех действительно продлевает жизнь»

Комментарии

12 апреля 2015, 13:14
Всегда уважал людей у которых руки откуда нужно растут, и они ими что то полезное делают. Хотя никогда и не одобрял всю эту мишуру церковную. как в цирке получается. блеском завлекают. В душе Бог должен быть, а не в стоимости иконы. А то посмотришь нынешние церкви, да батюшек наших обвешанных золотом, и думаешь: неужели где больше золота, там и веры больше?
12 апреля 2015, 22:21
не они это придумали, со старины идет, а нарушать традиции никому не охота, еще раскольником оъбявят. но меняться им надо, как-то осовремениваться, переходить на нормальную одежду
13 апреля 2015, 10:45
Полностью разделяю ваше мнение! Что-то я не припомню, чтобы Иисус в своих проповедях что-то про золото говорил...!!!
12 апреля 2015, 16:09
И не поспоришь. И дело не в том, что все это дорогого стоит и куплено на деньги нищих стариков, а в том, что порой обратившись к такому священнослужителю получаешь в ответ холодное - у меня обед. Тут вера в церковь и терпит крах. После такого иной раз думается, что домашняя икона и молитва единственно верная и честная церковь.
13 апреля 2015, 14:18
каждому свое
14 апреля 2015, 21:11
В принципе согласен, но иногда человеку просто необходимо общение и духовная поддержка священника. Только вот веры к этим священникам с каждым годом все меньше и меньше...
13 апреля 2015, 05:07
А что дамочки золотом делают, обертывания, вроде для оздоровления? Ну смешные, ведь за такие деньги можно бригаду врачей нанять, которая будет год бегать рядом и пылинки сдувать.
13 апреля 2015, 09:32
А про золотой батон Януковича почему не спросили? Может тоже их работа?
13 апреля 2015, 10:59
Вредные не только лаки, но и золото для репродуктивной функции мужского организма. Женщинам не вредно, а мужикам да.
13 апреля 2015, 12:26
Ну и смысл статьи в чем? Рассказать о тонкой работе мастеров или о том, как зажрались те, кто есть пирожки с золотом?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»