«Земля священная»
В одном из залов Эрмитажа во время Великой Отечественной войны. Фото: РИА Новости

В одном из залов Эрмитажа во время Великой Отечественной войны. Фото: РИА Новости

Как в Екатеринбурге во время Великой Отечественной войны тайно спасали шедевры Эрмитажа

В Музее изобразительных искусств Екатеринбурга открылась выставка «В память о прошлом на будущее». На ней впервые представлены более 200 предметов искусства, подаренные музею Эрмитажем в благодарность за спасение в годы Великой Отечественной войны эвакуированных на Урал из блокадного города экспонатов. Большая часть из них никогда ранее не выставлялась.

На открытии выставки генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил: «Для нас Свердловск и Екатеринбург — земля священная. Здесь наши коллекции хранились во время войны и были спасены. Здесь жили наши сотрудники и их дети. Для нас это целая сага». «Русская планета» узнала, как на Урале спасали шедевры Эрмитажа.

Состав с зенитками и бронированными вагонами

К упаковке музейных коллекций сотрудники Эрмитажа приступили сразу же с начала Великой Отечественной войны. Решение об эвакуации приняли всего через два дня после нападения фашистской Германии. Первый железнодорожный состав увез из Ленинграда около полумиллиона экспонатов уже 30 июня 1941 года.

— План эвакуации коллекции Эрмитажа был разработан еще в 1939 году, когда было ясно, что война неизбежна, — рассказывает корреспонденту РП историк Михаил Вербицкий. — Загодя были сколочены из досок ящики для упаковки экспонатов, было решено, в какой последовательности они будут вывозиться. Благодаря этому удалось в кратчайшие сроки эвакуировать из Ленинграда большую часть музейных сокровищ. И это не получилось бы, если бы на помощь сотрудницам Эрмитажа (большинство ушло на фронт) не пришли все неравнодушные петербуржцы. Они работали и днем, и ночью. Многие даже ночевали там же, в Эрмитаже, чтобы не тратить драгоценное время на дорогу. Все понимали, что спасают не просто картины или скульптуры, а часть национального достояния.

20 июля 1941 года из Ленинграда ушел следующий состав, с которым отправили еще около 700 тыс. предметов. Третий эшелон покинуть город уже не успел — кольцо блокады сомкнулось вокруг северной столицы.

— Начальником первого эшелона назначили Владимира Францевича Левинсон-Лессинга, — продолжает Михаил Вербицкий. — Решили, что он же должен был стать директором филиала Эрмитажа, который будет организован на месте прибытия. Куда направляется состав с бесценными экспонатами, знал только он один — эти сведения не должны были попасть к врагу. И ему же была поставлена задача — после победы в целости и сохранности вернуть все в Ленинград.

Любые сведения, имевшие отношение к эвакуации коллекций, были строго засекречены. Даже железнодорожники не знали, что они везут в вагонах, один из которых — бронированный, почему их прикрывают от бомбежек размещенные на платформах зенитные орудия. Куда направляется специальный литерный состав, они узнали уже в пути.

Засекреченная мансарда

В качестве места хранения почти 1 млн 200 тыс. эвакуированных экспонатов Эрмитажа, представлявших колоссальную ценность, выбрали Екатеринбург — город, расположенный далеко от линии фронта, но близко к железной дороге. Узнать о том, что именно там укрыта от врага важнейшая часть культурного достояния страны, не должен был никто.

В Свердловске ящики с эвакуированной коллекцией Эрмитажа всю войну хранили в трех местах — в подвалах Ипатьевского дома, где была расстреляна семья последнего российского императора Николая II, в польском католическом костеле Зачатия Святой Анны и в Свердловской картинной галерее на улице Вайнера, 11.

— Костел был взорван в 60-е годы. Ипатьевский дом снесли в 1977 году по приказу Бориса Ельцина, который на тот момент был первым секретарем свердловского обкома ЦК КПСС, — уточняет Михаил Вербицкий. — Здание картинной галереи — единственное из трех хранилищ, сохранившееся до нашего времени. Построенное в 1912 году по проекту архитектора Константина Бабыкина для мануфактурного магазина, оно отлично подходило для этой цели — просторные подвалы и толстые стены могли надежно укрыть ящики с коллекцией.

Свердловская картинная галерея на время войны была закрыта — в здании больше не оставалось места для посетителей. Ящики из Ленинграда заняли не только подвалы, но и почти все свободное пространство на первом и втором этажах, до самого потолка. Чтобы перекрытия не рухнули от такой тяжести, пришлось даже установить подпорные столбы под балки перекрытий нижнего этажа.

— Один из залов галереи превратили в сейф, — рассказывает Анна Гилевич, историк, дочь сотрудницы Свердловской картинной галереи, работавшей в ней в годы ВОВ. — Там были кирпичом заложены все окна и двери, на оставшихся входах поставили крепкие стальные решетки. В этом зале хранились самые ценные экспонаты.

Для людей в здании галереи фактически не осталось места. Официально в штате организованного в Свердловске филиала государственного Эрмитажа числилось 18 человек. В их распоряжении была всего одна потайная комната на верхнем этаже в мансарде.

— Наверх вела крутая винтовая лестница, — продолжает Анна Гилевич. — Окна в комнатке были тщательно закрыты, чтобы лишний раз не привлекать внимание к тому, кто и что находится внутри. Секретность была превыше всего. Если бы сведения о том, что здесь хранится, просочились наружу, фашисты могли разбомбить галерею или взорвать ее, отправив диверсионную группу.

Всю войну научные сотрудники Эрмитажа продолжали работать в этих нечеловеческих условиях. Оставить коллекцию без присмотра они не имели права. Необходимо было периодически, по графику, вскрывать ящик за ящиком, чтобы проверить, как хранится в неподходящих условиях тот или иной экспонат, нужно ли принимать экстренные меры по его спасению.

— Иногда они организовывали небольшие выставки для свердловчан. Например, в августе 1943 года была открыта экспозиция «Военное прошлое русского народа», где можно было увидеть личное оружие князя Пожарского или мундир и шляпу Петра I, — добавляет Анна Гилевич. — Интерес к культурному наследию тогда вообще был огромный. Главной валютой был обычный кусочек хлеба. И вот представьте, что находились люди, которые обменивали хлебные карточки, чтобы посетить выставку или сходить в театр. Они хотели понимать, что они защищают.

Подарок баснословной ценности

В Ленинград музейные реликвии вернулись лишь после окончания Великой Отечественной войны. Первые составы покинули Свердловск в октябре 1945 года. А всего через две недели после прибытия всей коллекции в Эрмитаже была организована выставка — она должна была наглядно продемонстрировать, что за все военные годы ни один экспонат не был утерян, и лишь небольшой части из них потребовалась реставрация.

Возвращение из эвакуации экспонатов Эрмитажа. Фото: wikipedia.org

— В благодарность за спасение экспонатов в 1946 и 1947 годах сотрудники Эрмитажа приняли решение подарить часть спасенной коллекции Екатеринбургу, — рассказывает Михаил Вербицкий. — Свердловской картинной галерее было передано более 200 картин российских и западноевропейских художников, ряд скульптур, собрание художественного стекла и фарфора, коллекция бронзы, шедевры мебельного искусства, уникальные книги.

На открытии выставки «В память о прошлом на будущее» Михаил Пиотровский заявил, что это был именно подарок. Инициатива в этом случае исходила не от государства, принудительно изымавшего многие предметы Эрмитажа для других музеев. Дар для Екатеринбурга отбирали сами эрмитажники, тщательно и с любовью. И уже тогда, в 40-е годы XX века, на базе переданной в Свердловск коллекции можно было создать филиал Эрмитажа. Но сделать это не получилось.

Шанс снова, как и в военные годы, стать филиалом Эрмитажа появился у Екатеринбургского музея изобразительных искусств (такое название сегодня носит Свердловская картинная галерея) лишь сейчас. В здании на улице Вайсмана к 2018 году планируется создать культурно-просветительный центр «Эрмитаж-Урал». А в мансардном этаже, где когда-то теснились эвакуированные сотрудники Эрмитажа, будет открыт мемориальный зал, чтобы все желающие могли увидеть, в каких условиях им приходилось жить и работать.

«Все мои отрицательные эмоции уходят в штангу» Далее в рубрике «Все мои отрицательные эмоции уходят в штангу»Диана Шамсеева — о том, как вынести трудности, слишком тяжелые для человека со слабыми ногами

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»