Новости – Люди












Люди
«Здесь не принято скрывать свои мысли»

Прежде чем переехать в Россию, живущие здесь иностранцы советуют хорошо выучить русский язык. Фото: Илья Питалев / РИА «Новости»
Иностранцы из Сибири рассказали, какой они видят Россию
18 июля, 2015 09:00
15 мин
Согласно опросу ВЦИОМ, 13% россиян мечтают уехать на постоянное место жительства в другие государства. Между тем многие иностранцы перебираются именно в Россию. Корреспондент «Русской планеты» встретилась с теми из них, кто поселился в Красноярске и не собирается уезжать.
«Женщины — самоотверженны и красивы»
Дэниэл Хуберт, Австралия, 28 лет, фитнес-тренер
— В первый раз в Красноярске я оказался случайно: меня пригласил к себе в гости друг, с которым мы познакомились на серфинге. Я подготовился к поездке в Сибирь — купил пуховик, теплую шапку и ботинки. Друг говорил, что летом здесь тепло, но я не верил. А когда вышел из самолета, очень об этом пожалел: было намного жарче, чем у нас в Сиднее. Был июль. В тот визит меня сильнее всего поразили две вещи — бескрайняя тайга на Столбах (Столбы — заповедник. — РП) и вареные пирожки с мясом. Пельмени! Меня ими просто закармливали, говорили, что я обязан их съесть, потому что это главное сибирское блюдо. Но полюбить их я смог только потом, намного позже.
Вернувшись домой, я вдруг обнаружил, что меня тянет назад. Понял, что хочу вернуться. У моего друга собственный фитнес-клуб, он предложил мне работу тренера, и вот так два года назад я оказался в Красноярске. Уезжать пока не собираюсь.
Самым неприятным сюрпризом стала сибирская зима. К холоду еще можно привыкнуть, а вот к тому, что солнце появляется всего на несколько часов в день, — тяжело. Зимой у меня почти всегда плохое настроение, мне не хватает света и простора.
Сложно понять, почему в Сибири почти все живут не в собственных домах, а в маленьких квартирах, когда кругом тысячи гектаров неосвоенной земли. Можно строить и строить, на всех хватит.

Дэниэл Хуберт из Австралии. Фото из личного архива
В Австралии мы намного больше времени проводим на природе, но дома у нас все равно намного просторнее. А в Сибири зимой из дома не выйдешь, приходится почти все время сидеть в помещении. Поэтому дома или как минимум квартиры должны быть очень большими, чтобы не развивалась клаустрофобия, не было вредно для здоровья, чтобы можно было двигаться. Мне кажется, это одна из первых вещей, которую русским нужно поменять. Собственные дома изменят менталитет, придадут людям уверенность, научат их уважать свою и чужую собственность. Очень сложно воспитать в детях чувство достоинства, когда растишь их в крохотной бетонной коробке, где у них часто нет даже своей комнаты.
Мой совет всем, кто захочет переехать в Россию: заранее сделайте одну из двух вещей. Или хорошо выучите русский язык, потому что английский здесь понимают очень немногие. Или же найдите хороших друзей, которые готовы будут потратить на вас почти все свое время, пока вы адаптируетесь. Со временем вы привыкнете и начнете любить местные традиции, образ жизни.
Главным бонусом от жизни в России я считаю знакомство с русской кухней. Сначала она мне категорически не понравилась, а потом стала главным моим увлечением. Единственное, что я до сих пор не сумел полюбить, — это черный хлеб и окрошку с квасом. Последняя больше всего напоминает мне салат, залитый газировкой. Зато я научился каждый день есть супы, что для австралийцев очень непривычно. Научился готовить щи, борщ, рассольник, заправлять их сметаной, которую раньше никогда не пробовал. Буду кормить ими свою девушку, а может, со временем стану профессиональным поваром — мне нравится угощать людей вкусной едой. Полина одобряет мою идею: сама она не любит и не умеет готовить, может только пожарить яичницу.
Вообще, я заметил, что русские мужчины готовят чаще и лучше русских женщин. Они собирают рецепты, обмениваются опытом при встречах, настойчиво зовут в гости, на шашлыки. Кулинария здесь — чисто мужское хобби. В Австралии не так. Зато у русских женщин свои достоинства: они хорошо зарабатывают и следят за чистотой в доме, много работают над своей внешностью, чтобы нравиться своему мужчине. Ни одну австралийку не заставишь весь день проходить на каблуках, чтобы лучше выглядеть. А здесь я видел девушек, которые на высоких каблуках идут даже на Столбы — 7 километров в гору. Русские женщины самоотверженны и красивы.
Познакомившись с Россией поближе, я сразу понял, что женюсь только на русской. Потому что здесь еще сохранились семейные ценности. Простой пример: в России принято заботиться о старых родителях, никто не сдает их в дома престарелых, что у нас, к сожалению, стало нормой. В русских семьях все помогают друг другу, родные очень близки. Я хочу такую же крепкую семью. Сначала русские кажутся угрюмыми, но потом понимаешь, что это просто такой стиль общения. Они готовы отдать друзьям последнее, а ради родных и вовсе в лепешку расшибиться, как здесь говорят.
«Здесь улыбаются, только когда рады»
Мелани О’Грейди, Канада, 32 года, преподаватель английского в языковой школе
— Я мечтала о Сибири с детства. Мои предки по материнской линии происходят из Красноярска, они уехали из России после прихода к власти большевиков. Последней своими глазами Сибирь видела моя прабабушка. Она много рассказывала о жизни здесь моей маме, а она потом — мне.
Для меня Сибирь была сказочным краем, чем-то вроде страны Оз, где тебя ждут удивительные приключения. Я много работала, чтобы осуществить свою мечту и приехать сюда: учила русский язык, получила диплом преподавателя английского как иностранного.
Правда, потом, уже в Красноярске поняла, что все равно знаю русский недостаточно хорошо. В канадских университетах изучают совсем другой язык, не тот, на котором действительно общаются русские. Разговорная лексика здесь иная, чем думают наши преподаватели. Хотя они и родом из России, но уехали слишком давно, язык за это время изменился. Пришлось почти заново учиться на практике.
После переезда моя жизнь радикально изменилась. Например, я научилась жить без машины. В Канаде без нее никак: нужно в магазин — садись за руль. А здесь запросто можно доехать туда, куда тебе требуется, на общественном транспорте. И я очень рада, что могу обходиться без автомобиля. Ведь водители на красноярских дорогах просто сумасшедшие! Люди, которые при встрече будут обниматься, сев в машины, никогда не уступят друг другу дорогу. К тому же в городе огромная путаница с указателями на дорогах. В один и тот же двор можно заехать с нескольких сторон, нет знаков на съездах. В итоге каждый волен делать, что хочет, и это создает дополнительную путаницу. Ты не чувствуешь себя в безопасности даже на пешеходном переходе. Я много раз видела автомобили, которые не останавливались на красный свет светофора, давили на газ, не обращая внимания на людей, переходящих улицу.

Мелани О’Грейди из Канады. Фото из личного архива
С другой стороны, никаких строгих правил нет и в общении. В Канаде мы заранее договариваемся о визите — минимум за неделю. А здесь считается достаточным позвонить за полчаса, чтобы прийти в гости.
Перед отъездом меня многие предупреждали, что люди в России очень неприветливые, злые, что нужно быть с ними острожной. Это оказалось совершенно не так. Люди действительно меньше улыбаются, но это не значит, что они на тебя злятся. Просто здесь принято улыбаться человеку только тогда, когда ты ему рад.
На улице не увидишь человека, который громко поет песню просто потому, что у него хорошее настроение. Окружающие решат, что этот человек сошел с ума. Открыто выражать свои эмоции не принято. Но зато если ты подружился с кем-то, то он откроет тебе всю душу. В Канаде ты можешь меньше знать о своих родственниках, чем здесь о простых знакомых.
Сибиряки, когда узнаешь их поближе, очень душевный и простой народ, они не хотят и не умеют лицемерить. Можно попробовать разговорить любого. Например, бабушку, которая продает выращенную своими руками зелень у остановки. Она или пошлет тебя куда подальше, или расскажет всю свою жизнь. Ни в одной стране мира такого больше нет. Если здесь говорят «да», это и означает «да», а если «нет» — значит «нет». Иногда это обижает, но потом привыкаешь к такой прямоте, начинаешь понимать, что это очень удобно. Мне, конечно, не очень приятно слышать от моих русских подруг, что сегодня я плохо выгляжу или не так одета, но зато, когда они меня хвалят, я понимаю, что это искренне, без фальши.
В России вообще не принято скрывать свои мысли. Мне часто задают очень неудобные вопросы, и я все еще учусь на них отвечать. Мои канадские друзья, с которыми я часто болтаю по скайпу, говорят, что я и сама переняла эту манеру, став слишком прямолинейной. Может быть, теперь и я немного русская.
Сибиряки очень гостеприимны. Они приготовят настоящий пир, изведут все запасы, чтобы накормить гостя до отвала. До переезда в Россию я была вегетарианкой, а в Красноярске столкнулась с проблемой: куда бы я ни пришла в гости, мне везде предлагали почти исключительно мясные и рыбные блюда, особенно зимой. Обижать хозяев не хотелось, поэтому пришлось пересмотреть свою позицию.
Через год я поняла, что, наверное, в Сибири и нельзя быть вегетарианцем без вреда для здоровья — зимой здесь нет хороших свежих овощей и фруктов. Они лежат на прилавках супермаркетов, но есть их опасно. Из-за того, что их везут издалека, они пропитаны химией, витамины в них не сохраняются. Однажды я попала в больницу из-за того, что съела салат из помидоров. Врачи диагностировали отравление. Зато здесь много магазинов и кафе, работающих круглые сутки, и это очень здорово. В Канаде в 23:00 все закрывается, город вымирает.
Серьезный недостаток жизни в России в том, что здесь очень дорогое жилье. Аренда квартиры обходится намного дороже, чем в Торонто, а качество просто смешно сравнивать, оно намного ниже. Отдав за студию $700, ты вдруг обнаруживаешь, что у тебя отключили горячую или холодную воду. До переезда в Россию я вообще не представляла, что такое возможно. Про отключения воды ни в одной стране мира больше не слышали.
Напоследок хочу дать маленький совет всем, кто учит русский, чтобы понять Достоевского. Знание языка вам в этом не поможет. Нужно приехать и узнать самих русских. Тогда станет ясно, о чем писал Достоевский. Россия совсем другая, чем думают на Западе.
«В Красноярске лучше, чем в Москве»
Али Амака Окума, Нигерия, 36 лет, парикмахер в салоне красоты
— В Россию я приехала потому, что в Москве работала моя подруга и очень хвалила этот город. Но там слишком шумно, все куда-то спешат, злятся друг на друга. Для меня в столице России все было слишком быстрым, кроме пробок, в которых можно простоять пять часов подряд, не двигаясь с места. И еще мне не понравилось, что, когда я спрашивала, как куда-нибудь пройти, от меня часто отмахивались.
В Красноярске люди более заботливые. Если спросишь, тебе не только все подробно объяснят, но могут и проводить до нужного места. Один раз в автобусе бабушки даже поссорились, обсуждая, на какой остановке мне нужно выходить, очень хотели помочь. В первые месяцы моей жизни в Сибири мне часто помогали выбрать продукты в магазинах, рассчитаться на кассе, купить билеты.
Решать бытовые вопросы оказалось тяжело. Сложнее всего было найти подходящую квартиру. Когда начинаешь звонить по телефонам, то люди слышат твой акцент. Сообразив, что разговаривают с иностранцем, сразу начинают предлагать очень дорогие квартиры. Никто не понимает, что бывают иностранцы не богатые, а самые обычные. Все русские почему-то убеждены, что иностранцы купаются в деньгах и им подойдет только самое лучшее.

Али Амака Окума из Нигерии. Фото из личного архива
Здесь очень красиво, особенно ночью. Зажигается много огней, дома выглядят, как в сказке. Мое любимое место для прогулок — в Академгородке, вдоль Енисея. Обожаю любоваться этой очень красивой, огромной и чистой рекой, сопками, тайгой. Главное — успеть вернуться домой до 11 вечера, потому что после этого времени автобусы совсем не ходят.
Когда я посылаю домой фотографии, как я катаюсь по снегу с гор, леплю снеговиков, мои друзья из Нигерии мне очень завидуют. Для них снег — это экзотика, доступная лишь богатым. Они не понимают, что снег только на фотографиях выглядит красиво. Когда все вокруг покрыто снегом полгода, это ужасно надоедает. Зимой мороз такой сильный, что ресницы слипаются. Я до сих пор не привыкла к холоду. Надеваю по четыре пары брюк, одни на другие, и все равно замерзаю, часто простываю. Я мерзну даже в квартире, поэтому купила два обогревателя, и никогда их не выключаю. Гости приходят и говорят, что у меня тепло, как в Африке. Но в Африке такая температура зимой!
Русские друзья меня уговаривают искупаться зимой в Енисее, но я уверена, что умру, если окунусь в ледяную воду. Когда мои родные спрашивают меня, что такое мороз, я советую им засунуть руку в морозилку и подержать ее там полчаса. Брат попробовал и не поверил, что при такой температуре можно жить. Говорит, что я чокнутая и мне нужно к психиатру, если я по полгода терплю такой ужас.
В России много возможностей, о которых в Африке можно только мечтать. Поэтому меня поражает, что красноярцы настолько не ценят то, что имеют, например свою работу. Если им что-то не нравится, они тут же разворачиваются и идут устраиваться в другое место. Рабочих мест очень много, тебя всегда возьмут в соседний салон. Наверное, поэтому девушки не стремятся любой ценой понравиться клиентам, мало стараются. В Нигерии не так. Хорошая работа — это большое счастье, его нельзя упустить.
Красноярск быстро растет, здесь много строят, работы хватает на всех. Это хорошо, но очень развращает людей, они все время хотят большего и недовольны своей зарплатой.
Так же легко здесь относятся и к браку: понравились друг другу — поженились, надоело — развелись. Мужей меняют почти так же часто, как работу. Для меня это дико. Еще мне не нравится, что на улицах много девушек, которые открыто курят, не стесняются, что их видят мужчины. Это так некрасиво! В Нигерии ни одна девушка не станет так себя позорить.
Я живу в Красноярске третий год. И теперь мне очень жалко, что в Африке ничего не знают о России, боятся ее, потому что верят всему, что про нее рассказывают. Русские совсем не злые, а наоборот, очень добрые и очень честные. Они обо всем говорят прямо. Это, наверное, многих пугает, но мне лично очень нравится.
К иностранцам сами русские относятся очень доброжелательно, иногда даже чересчур. Меня часто останавливают на улицах и просят со мной сфотографироваться, как будто я какая-то обезьянка из цирка. Это обижает. Наверное, так происходит, потому что я африканка, а нас в Сибири очень мало. На моей родине открыто таращиться на людей не принято. С другой стороны, зато все сразу понимают, что я иностранка, стараются мне подсказать и помочь. Несколько раз с меня даже не брали денег за такси и просто так дарили подарки на улице. Это очень круто!
Единственное, что может заставить меня уехать из России, — это если начнется война с Украиной. Этого очень не хотят и боятся все мои русские друзья.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости