Затянутое поколение
Истребитель СУ-35. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС 

Истребитель СУ-35. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС 

Министерство обороны России сокращает объемы закупки новейших истребителей

Министерство обороны России может в несколько раз сократить количество планируемых к закупке перспективных истребителей пятого поколения Т-50. Об этом недавно объявил заместитель главы военного ведомства обороны Юрий Борисов. По его словам, «в новых экономических условиях» российским ВВС гораздо выгоднее иметь задел в виде проекта Т-50 и выжать все возможности из истребителей поколения «4+» путем их модернизации. Впрочем, у возможного сокращения объемов закупки перспективных боевых самолетов может быть и еще одна причина — трудности, с которыми столкнулась компания «Сухой» при разработке самолета.

Гладко только на бумаге

Программа летных испытаний перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации Т-50 продвигается относительно успешно. Серийные поставки Т-50 в войска планируется начать уже в 2016 году. При этом окончательный технический облик истребителя сформируют лишь через несколько лет после поступления на вооружение. Причиной этого можно отчасти считать разрушительные 90-е годы, отбросившие оборонно-промышленный комплекс на десятки лет назад, а также отсутствие надежных производственных мощностей. Но все трудности пока еще преодолимы.

Сегодня в программе летных испытаний Т-50, известного также под аббревиатурой ПАК ФА, принимают участие пять летных прототипов, а до конца 2015 года к ней должны присоединиться еще три самолета. О том, что там не все идет гладко, свидетельствует тот факт, что из четырех самолетов участие в летной программе авиасалона МАКС-2013, прошедшего в подмосковном Жуковском, приняли только три «пятидесятых». Причем у одного из них во время взлета произошел помпаж двигателя; машина прервала разгон и в дальнейших демонстрационных полетах уже не участвовала. Летом 2014 года на аэродроме в подмосковном Раменском на истребителе, проходившем летные испытания, произошел пожар тоже из-за помпажа двигателя. Машину восстановили и вернули на испытания.

Периодические переносы сроков принятия истребителя на вооружение косвенно указывают на различного рода сложности в ходе реализации программы разработки Т-50. Так, в 2013 году главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев объявил, что Т-50 поступит на вооружение только в 2017 году. «Я думаю, что самолет до 2017 года мы доведем, и может быть, даже раньше. Если все пойдет нормально, то программа испытаний, возможно, будет сокращена, но с 2017 года мы планируем закупать эти самолеты и поставлять их в наши военно-воздушные части», — заявил главком.

Многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50. Фото: ТАСС

Ранее руководство Министерства обороны России заявляло, что Т-50 будет серийно поставляться в войска с 2015 года, однако позднее пересмотрело этот срок и назвало новую дату — 2016 год. Так что, если военные вдруг объявят, что Т-50 начнет поступать в войска в 2018 или 2019 году, удивляться не стоит.

Кроме того, еще в 2010 году утверждалось, будто в 2013 году Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава получит первые десять опытных машин Т-50. Этого не произошло. Да и нужного для поставки количества машин пока еще не собрано.

Эти вполне понятные трудности отчасти связаны с периодом, когда из-за распада СССР, необходимости формировать новую экономику, а затем масштабного кризиса военные программы были практически свернуты. Жертвами стали проекты истребителей пятого поколения МиГ-1.44 и Су-47. Впрочем, часть наработок, полученных в ходе создания Су-47, использована при проектировании ПАК ФА.

Еще в 90-х годах наметилось значительное отставание российской электронной промышленности. Итогом стало долгое проектирование и производство новых электронных комплексов. Поэтому приемо-передающие модули бортовой радиолокационной станции Т-50 сегодня выпускаются не на одном из предприятий разработчика (в данном случае — НИИП имени Тихомирова), а штучно на НПП «Исток» в подмосковном Фрязино. Такое штучное производство делает всю систему дороже и негативно отражается на сроках производства, хотя сам радар для перспективного самолета показывает превосходные характеристики.

В целом же из всего проекта всем срокам соответствует только вооружение для самолета, разрабатываемое корпорацией «Тактическое ракетное вооружение». Часть ракет для нового боевого самолета уже готова и проходит испытания, другая находится на завершающей стадии разработки. Испытания ракетного вооружения для Т-50 на борту самолета начались уже весной 2014 года.

Не хватает определенности и с так называемой силовой установкой второго этапа для Т-50. Сейчас последние прототипы самолета, а в будущем и первые серийные образцы выполняют полеты при помощи двигателей АЛ-41Ф1 («Изделие 117»), в значительной степени унифицированных с силовыми установками АЛ-41Ф1С («Изделие 117С») для Су-35. Позднее, если все пойдет по плану, Т-50 получат собственные двигатели пятого поколения, которые известны пока как «Тип 30».

По этим двигателям работы находятся на начальной стадии: до сих пор завершены только техническое проектирование силовых установок и выпуск технической документации, необходимой для производства демонстратора газогенератора и двигателя. Ожидается, что опытно-конструкторские работы по проекту «Тип 30» будут завершены в 2015–2016 годах. Однако следует учитывать, что новизна силовых установок и их техническая сложность потребуют проведения тщательных стендовых и летных испытаний. Это означает, что на самолеты новые движки установят только в 2025–2027 годах. В проект новых силовых установок входят несколько этапов: разработка компрессора низкого давления, газогенератора, компрессора высокого давления, камеры сгорания, турбины высокого давления, турбины низкого давления, форсажной камеры и сопла.

Все перечисленные сложности, которые, впрочем, официально не подтверждались, вполне преодолимы, и правительство России о них осведомлено. Во всяком случае, во время разработки и принятия госпрограммы вооружений России на 2011–2020 годы было предусмотрено не только финансирование покупки и разработки новых вооружений и военной техники в сумме 20 триллионов рублей, но также и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, модернизация оборонно-промышленного комплекса и омоложение кадров. На два последних пункта программы до 2020 года планируют дополнительно потратить более 3 триллионов рублей.

Истребитель Су-34. Фото: Невар Виталий / ТАСС

Дело техники

Пока же о перспективном российском истребителе известно немного. Несмотря на то, что ПАК ФА начиная с МАКС-2011 уже почти пять лет выполняет публичные полеты, проект все еще засекречен. Не известны ни технические, ни летные характеристики перспективной машины.

Ранее официально сообщалось только, что истребитель использует несколько технологий малозаметности, а в его конструкции широко применяются композиционные материалы. Истребитель будет отличаться высокой интеллектуализацией борта, сможет совершать взлет и посадку на взлетно-посадочных полосах длиной 300–400 метров и выполнять боевые задачи в любую погоду и время суток. Российский истребитель также будет сверхманевренным и способным совершать крейсерский полет на сверхзвуковой скорости.

Основным отличием Т-50 от других тяжелых истребителей станет наличие не только основной радиолокационной станции, но также заднего и боковых обзорных активных и пассивных радаров. Эти системы должны будут обеспечить истребителю круговой обзор. Вооружение самолета сможет поражать воздушные цели не только в передней, но и в задней полусфере. Получать всю необходимую информацию о воздушной обстановке летчики Т-50 будут благодаря новой системе отображения данных на нашлемном дисплее. Созданием такой системы занимается научно-производственное предприятие «Звезда». Новый шлем для системы разрабатывается на основе защитного шлема ЗШ-10.

С учетом всех перечисленных трудностей, с которыми столкнулись разработчики ПАК ФА, удивляться тому, что Министерство обороны России может сократить объем покупки самолетов, не стоит. Изначально государственной программой вооружений России на 2011–2020 годы планировалась покупка 52 самолетов Т-50 (общая потребность российских ВВС в истребителях пятого поколения оценивается в 150–200 единиц), однако теперь речь уже идет о 12 ПАК ФА. После того как будет подписан контракт на поставку первой партии боевых самолетов в войска, военные намерены окончательно определиться с количеством Т-50, которое может быть куплено, и со средствами, которые могут быть потрачены на покупку самолетов.

Перспективы

С экономической точки зрения закупка Т-50 малыми партиями и модернизация имеющегося парка тяжелых истребителей поколения «4+» — Су-27, Су-30 и Су-35 — выглядят довольно разумно. Дешевле совершенствовать технические характеристики уже принятых на вооружение машин, чем заниматься наполнением войск новыми самолетами, да еще и теми, окончательное техническое формирование которых завершится когда-то далеко в будущем. С другой стороны, сегодня многие развитые и развивающиеся страны уже занимаются созданием собственных истребителей пятого поколения, а значит, сократив закупки Т-50, Россия может упустить инициативу.

При этом российские предприятия оборонно-промышленного комплекса уже приступили к созданию истребителя шестого поколения. Пока, очевидно, только на бумаге. Впрочем, по оценке летчика-испытателя Сергея Богдана, участвующего в испытаниях ПАК ФА, на создание шестого поколения боевых самолетов потребуется как минимум 15 лет. Каким будет российский истребитель шестого поколения, тоже пока неизвестно. Министерство обороны США относит к шестому поколению боевые самолеты, способные летать без летчика на гиперзвуковой скорости более пяти чисел Маха (около 5,8 тысячи километров в час), а также действовать в зонах с полным или частичным запрещением или ограничением маневров. Вероятно, российский истребитель будет соответствовать одному или нескольким из этих требований.

Пока же можно сказать только то, что разработка истребителя пятого поколения крайне важна для России не только из-за необходимости поддержания авиационного парка ВВС на высоком техническом уровне. Проект Т-50, судьба которого в значительной степени зависит и от объемов закупки самолетов, позволит получить наработки и технические решения, которые впоследствии лягут в основу перспективных проектов, включая беспилотные летательные аппараты и истребители шестого поколения. Этот же проект даст возможность активнее продвигать отечественную науку и поддерживать экономику за счет создания новых рабочих мест, а также экспорта новых боевых самолетов.

Кредитуй себя сам Далее в рубрике Кредитуй себя самБанки не хотят помогать реальному сектору

Комментарии

30 марта 2015, 18:44
Мое мнение - когда речь идет о престиже и обороноспособности страны, надо не "выполнять сроки", а делать максимально качественную машину, на десятилетия вперед!! А у нас опять какие-то советские принципы включаются - успеть к концу года, успеть к концу месяца, успеть к приезду проверки....
30 марта 2015, 19:48
Ну, а если деньжат не хватает? Правительство ни как не догадается, а вернее боится ввести прогрессивный налог на доходы , как это делается в Европе или США. Боятся обидеть нуворишей, а вот а нищего народа много не обдерешь. Только 30 % налог для "жирных котов" пополнит бюджет на 4 трлн. "зеленых".
Дык еще расхищают средства эти бесконечные конструкторские бюрю, как будто не понятно, списывают сотни миллионов на ненужные запчасти или исследования, вместо того чтобы все в науку! Да и кадры понятно как подбираются.. Не хотелось бы обидеть честных тружеников ВПК
31 марта 2015, 12:18
Усилить особистов, контроль чекистов, все увешать камерами!!
01 апреля 2015, 09:55
Все это из-за отсутствия должного контроля и коррумпированости самих надзорных и контролирующих органов.
В Союзе правильно ставку на людей из глубинки делали, а не на зазнаек из рядов псевдо-элиты, как сейчас - провинциальные люди зачастую гораздо честнее и ответственнее, больше ценят оказанное им доверие и осознают всю важность своей работы.
30 марта 2015, 23:53
Видимо боятся, что казнокрады начнут рассасываться по заграницам "кто куда"...? Не очень удачная стратегия, согласен.
31 марта 2015, 09:11
Всему свое время. Сейчас такая тенденция наблюдается с отжимом денег за рубежом, что многие в конце-концов будут вынуждены перевести свои фантики в Россию. Сейчас главное не спугнуть.
07 октября 2015, 12:15
И что ??? Европа и США , это не показатель , надо бы уяснить причём уже давно , им не нужны новые процветающие страны (согласно статистике цветных революций) ! Конфликт на Востоке Ирак , Ливия , Сирия , это не "арабская весна" а контроль США над нефтяными месторождениями всё банально просто выброс на рынок дешёвой нефти , что и нужно для США (ПОПОЛНЯТЬ СВОИ ЗАПАСЫ) ! А копировать их экономику не выйдет , так что давайте перейдём от умных реплик к верным и правильным решениям в отношении нашей экономики !
30 марта 2015, 22:30
Т-50 как бы не в приоритете. Для экспорта самый оптимальный вариант. А оттачивать свое мастерство наши асы могут и на проверенных Мигах и Сушках. Все равно наши истребители 4 поколения превосходят по ТТХ американские 5-го. Плюс по цене в три раза привлекательнее.
30 марта 2015, 23:54
Согласен, подобные принципы здесь не применимы. Но и безрезультатно сосать денюжки из казны - тоже не вариант. Заказчику нужен результат. А то ведь так можно тянуть бесконечно - пока уже и 5-е поколение станет неактуально...
Хотя, лично я сильно сомневаюсь, что американские 22-е Рапторы (созданные еще на заре 2000-х действительно так уж хороши, не говоря уже о сомнительном 35-м детище Лохид-Мартина..
31 марта 2015, 19:34
Так уже заведено, что без определённой даты никто никуда не успевает. При чем чем выше пост, звание,тем меньше остаётся в людях пунктуальности.
30 марта 2015, 22:05
Конечно , не все гладко, но технологии наши у авиации лучшие в мире, и лучший истребитель мы всё равно увидим в войсках! Во всяком случае мне очень хочется в это верить!!
30 марта 2015, 23:57
Верить - это конечно надо. Но вот только в атеистическом Совке всё как-то более слаженно получалось...
31 марта 2015, 11:29
дык тоже верили, верили в свои силы, верили в силу коллектива, верили, что положат все силы, за общий успех
01 апреля 2015, 09:57
Именно. Жаль что сейчас все больше верят в какие-то абстрактные понятия, при этом ни чего не делая для воплощения своей веры в жизнь...! (((((((
31 марта 2015, 11:55
Да вот в совке-то как раз вера и была.... Несмотря на атеистическое отношение к Всевышнему... Причем эта вера в Светлое Будущее Всего Человечества заменяло веру во Всевышнего не только для народов СССР, но светило Светом Надежды и большей части населения Земли... Теперь эта часть населения, у которого отняли эту веру в светлое будущее, идет за Светлым Будущим на другую часть населения войной под флагом Всевышнего….
31 марта 2015, 12:20
Это точно. Помнится, будучи советским пионером, я был необычайно счастливым ребенком! Постоянно ездили в какие то лагеря, мутили зарницы, ездили на слеты, даже удалось побывать в "Орленке"...

Честно говоря, я бы свое детство не променял бы ни на какие современные детства с кучей игрушек, компъютеров и т.д. Ребенку нужна природа, общение с друзьями и ИДЕЯ!
01 апреля 2015, 09:59
100%! Полностью разделяю ваши мысли! От души!
Причем идея нужна не только детям - она нужна всем людям! И когда эта идея светла и искренна - тогда и люди чувствуют себя счастливыми!
30 марта 2015, 23:32
Очень сложно и трудно, но после того что творилось в 90-е, удвивительно, что вообще что-то производят
01 апреля 2015, 10:04
Справедливо. Однако же, если и дальше жить такими мыслями, то лучше уж и не жить вовсе - смысла нет.
Пора бы уже забыть о 90-х, перемолоть тот горький опыт и устремиться на развитие!
31 марта 2015, 14:25
Военным виднее, на самом деле, что им сейчас нужно. Если по показателям современная техника соответствует стандартам, то зачем лезть из кожи вон? А пятое поколение иметь на перспективу.
07 июня 2015, 22:17
Я еще в школе учился, когда этот Пак Фа вводить собирались. А в сентябре уже мой сын в школу идет.
22 июля 2015, 01:14
нельзя было все КБ сводить под одну крышу! отсутствие конкуренции, вот в чем вся проблема, руководство уничтожило конкуренцию. создав одно КБ, и теперь, не надо спешить, и лезть из кожи вон, создавая нечто лучшее, чем у конкурента, все из одной кормушки едят. Раньше, даже по ракетоносцам. работали КБ Туполева, Мясищева, Илюшина, и принимали на вооружение машину того КБ, кто создавал прорывной проект, вырывался в лидеры, или общими усилиями, создавали самолет! Примером может служить и МИГ 31, и Мясищевская сотка, которая пусть и не пошла в производство, но дала тол чек Туполевскому КБ, создать ТУ 160. И сейчас, ПАК ДА, пытаются протолкнуть в Туполевское КБ, а не создать конкурсную основу, для разработки самолета, который позволит стране, вырваться на порядок вперед, по отношению к западным странам. Было предложение, создать тропосферный ракетоносец, но. это требует не стандартных решений, потому, пытаются продавить до звукового, по технологии "Стелс", вооружив его ракетами. Нужна конкуренция, тогда все будут стремится создать то, что другим не под силу, и позволит развивать не только военную авиацию, но и гражданский воздушный флот!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»