Новости – Общество
Общество
В защиту нерусского
фото: voicesevas.ru
Почему школьников в России заставляют учить чужой для них язык
21 июня, 2017 11:30
7 мин
В Республике Башкортостан назревает недовольство из-за насаждения языка коренного населения в общеобразовательных школах. Как сообщает издание Infox.ru, главным полем брани стала уфимская 39-я гимназия. Родители учащихся в данном учреждении детей объединились в борьбе за право бойкотировать изучение башкирского языка в обязательном порядке.
Всех уфимских школьников заставляют изучать башкирский с 2006 года в рамках национально-регионального компонента (НРК) общего образования. Через год российские школы перешли на единый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который не предусматривает обязательного преподавания нерусского языка в том случае, если он не является ни родным, ни иностранным.
Таким образом, изучение языков коренных народов России должно происходить исключительно на добровольной основе. Статья 25 Конституции РФ четко закрепляет за гражданином право на пользование родным языком и «свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Статья 19 запрещает любые формы ограничения прав граждан по языковой принадлежности.
Статья 68 в главе «Федеративное устройство» предоставляет республикам право устанавливать собственные государственные языки и употреблять их наряду с русским. Также Конституция гарантирует всем народам РФ право на «сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Однако нигде в Основном законе не говорится об обязательном изучении второго государственного языка субъекта федерации.
«Правозащитное» движение в 39-й гимназии возглавила мать двоих детей Наталья Будилова, которая была возмущена тем, что администрация не позволяла заменить башкирский язык другим предметом. Женщина обратилась в прокуратуру, и 25 мая ей сообщили о выявлении нарушений при составлении учебных планов. Виновник (не указывается фамилия и должность) понес дисциплинарную ответственность, а о ситуации было доложено главе Башкирии Рустэму Хамитову.
Будилова рассказала, что в некоторых школах республики на изучение башкирского отводится от трех до пяти уроков в неделю. Одновременно в течение 10 лет школьники изучают «Культуру Башкортостана», где уделяется большое внимание башкирским поэтам и деятелям культуры. Изучение башкирского языка начинается, как правило, в пятом классе.
«Сын стал приходить ко мне с учебником по этому предмету и жаловаться, что ничего не понимает, хотя он у меня отличник и всегда учился очень хорошо. Он не понимал ни как выполнить задание, ни как сделать домашнюю работу. Я стала спрашивать у других родителей, как они выкручиваются. Оказалось, что их детям помогают родственники или знакомые башкиры», — цитирует Infox.ru Будилову.
«Тогда я пошла к учителю и сказала, что для моего сына и других русскоязычных детей надо создать особую группу с другими методиками преподавания, рассчитанными на неносителей языка. Но педагог отказался пойти навстречу, требовал, чтобы дети заучивали наизусть длинные стихотворения на башкирском, в которых они не понимали ни слова. А тем, кто не хотел этого делать, просто ставил двойки», — посетовала женщина.
Будилова призналась, что ни она, ни многие другие возмущенные родители просто не знали, что федеральный и региональный закон не запрещает отказываться от изучения башкирского. Она подняла этот вопрос на родительском собрании. «И родители практически единогласно подписали заявление на имя директора, чтобы башкирский язык заменили на русский, математику или английский», — отметила Будилова.
«Уфа и другие крупные города Башкирии — по преимуществу русские, и очень много учащихся нашей 39-й гимназии происходят из русских семей. Но изучать башкирский язык не горят желанием и представители других национальностей. Например, в нашем классе 36 детей. Из них три башкира, остальные — русские и татары. Только родители одного ребенка-башкира изъявили желание изучать башкирский язык», — добавила Будилова.
Однако руководство 39-й гимназии не желало идти на уступки родителей. «Под давлением администрации школы и представителя республиканского комитета по образованию родители согласились на изучение башкирского, правда, вместо положенных двух уроков нашему классу разрешили ограничиться одним уроком в неделю», — рассказала Будилова.
Директор гимназии Ирина Киекбаева обвинила женщину в разжигании межнациональной розни, ненависти к башкирам и пригрозила оставить ее детей на второй год. Давление со стороны директора вынудило ее написать заявление в прокуратуру. «Если наше министерство образования по-прежнему будет скрывать информацию от директоров школ о правах родителей, по-прежнему будет дезинформировать их, то борьбу придется вести в каждой школе», — заявила Будилова.
Примечательно, что министерство образования Республики Башкортостан возложило ответственность за происходящее на администрацию гимназии. Киекбаева, отвечая на запрос Infox.ru, пояснила, что, дескать, школа делает «упор делается на гуманитарную составляющую и изучение языков», и родители знакомят с нормативно-правовой базой учреждения. На вопрос о причине обязательного уклона в сторону башкирского языка, Киекбаева не ответила.
Мало кто знает, но в Башкирии действует Комитет по защите прав русскоязычных в республике. По словам одного из членов данной структуры Галины Лучкиной, подобные комитеты работают в Татарстане, Бурятии и Коми. Хотя само существование организаций «по защите прав русскоязычных» на территории России выглядит просто дико и не поддается разумному осмыслению.
История с уфимской 39-й гимназией вскрыла давно существующую проблему насаждения языка нацменьшинств в республиках РФ. Во-первых, это абсолютно незаконно, и наверху об этом молчат, видимо, боясь нарваться на те обвинения, которые были выдвинуты в адрес Будиловой. Во-вторых, в республиках РФ разная доля русских, и потому неразумно делать обязательным язык и культуру коренного населения обязательными там, где представителей титульной нации большинство или хотя бы четверть.
В той же Башкирии, проживают около 35% русских, а в Уфе их доля — еще выше. Башкир в республике примерно 28%, татар — 25%. Как при таком этническом составе можно насаждать башкирский язык? Неужели татары будут изучать башкирский? Отметим, что язык коренного населения является де-факто обязательным и в других республиках нашей необъятной федерации.
«Языковую обязаловку» можно понять в случае с Чечней, Дагестаном, Ингушетией и прочими северокавказскими республиками, где русских по разным причинам почти не осталось. Но необъяснимо насаждение неродного языка в Мордовии и Удмуртии, где русских 60%, в Татарстане (40%) и Чувашии (26%). Судя по всему, на подобные эксперименты карт-бланш был выписан на самом верху. Но чем объяснить такое безобразие?
Стремление федерального центра сохранить культуру коренных народов, конечно, оправдано. Однако ради реализации этой благой цели был выбран дискриминационный и тупиковый путь. Вместо уважения к башкирской культуре и языку (а они этого, несомненно, заслуживают) русское население пропитывается негативом, потому что вынуждено насильно изучать чуждые ему гештальты.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости