Школа выше средней
Учитель труда ремонтирует шведскую стенку в спортивном зале. Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Учитель труда ремонтирует шведскую стенку в спортивном зале. Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Исследование: учителя получают больше, чем средняя зарплата в регионе; лидер профсоюза: показатели достигаются из-за переработок и несправедливого перераспределения средств

Уровень жизни российских учителей напрямую зависит от региона, в котором они проживают. Еще в 2011 года Владимир Путин, занимавший пост премьера, поставил задачу довести зарплату учителей до средней в регионе. В настоящее время в среднем педагог получает даже больше, чем в среднем в регионе. К такому выводу пришел исследователь из Института образования Высшей школы экономики Павел Деркачев.

Он изучил соотношение средней зарплаты школьных учителей со средней зарплатой в регионе, стоимостью фиксированного набора товаров и услуг и относительным душевым валовым региональным продуктом. Проанализировав данные Росстата за девять месяцев 2013 года, экономист пришел к выводу, что все регионы можно разделить на группы в зависимости от платежеспособности работающих там школьных учителей.

«На основании этих данных методом кластерного анализа исследователь выделил шесть групп регионов: крепкие середнячки, опаздывающие, середнячки, опережающие, лидеры и дотационные», — говорится в тексте доклада «Где учителю на Руси жить хорошо?», опубликованном во вторник, 25 марта, на экспертном сайте Open Economy.

Самой многочисленной оказалась группа «крепкие середнячки», в нее вошло 27 российских регионов, среди которых Белгородская, Владимирская, Московская, Архангельская, Ленинградская, Свердловская области, Краснодарский край, город Санкт-Петербург и другие субъекты страны. В этой группе зарплата учителей на 3% превышает среднюю зарплату по региону.

Отдельно исследователь проанализировал зарплату учителей относительно стоимости фиксированного набора товаров и услуг. Это показывает покупательную способность преподавателей относительно стоимости жизни в регионе.

«В разных субъектах Федерации стоимость этого фиксированного набора может отличаться в три раза, поэтому этот показатель важен для понимания перепадов реальных доходов учителей по регионам России», — объясняет Деркачев. Так в группе «крепкие середнячки» покупательная способность учителей находится на высоком уровне и превышает средний региональный уровень в 2,6 раза. А вот отношение зарплаты учителей к душевому ВРП, показывающему какая доля стоимости товаров и услуг, произведенных в регионе в расчете на одного человека, идет на зарплату учителя, находится на среднем уровне — всего в 1,07 выше регионального уровня. По мнению экономиста, регионы должны поддерживать зарплаты учителей за счет местного бюджета.

В кластер, который Деркачев назвал «лидеры», входит шесть регионов. Это Москва, Сахалинская и Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа.

«В этом кластере относительно низкая доля годовой заработной платы учителей по отношению к душевому ВРП (0,28) позволяет удерживать зарплату школьных работников выше среднего значения по экономике (106%) и обеспечивает очень высокую покупательную способность педагогов (превышает средний уровень в 4,17 раза)», — отмечается в тексте исследования. Эти регионы могут за свой счет не только удерживать высокую зарплату учителей, но и повышать ее без участия федеральных денег.

Замыкает рейтинг кластер под названием «дотационный», в него вошли два региона: Ингушетия и Чечня. Здесь зарплата учителя находится на среднерегиональном уровне, низкая стоимость жизни обеспечивает неплохую покупательную способность учителей и соотношение зарплаты и душевого ВРП очень высокое (3,45). Оно говорит о том, что у регионов нет запаса собственных ресурсов для удержания зарплаты учителей на целевом уровне.

Павел Деркачев. Фото: личная страница в Facebook

Павел Деркачев. Фото: личная страница в Facebook

«Нужно сохранять зарплату учителей на уровне 100% по экономике за счет трансфертов из федерального бюджета. При этом риск заключается в слишком большом давлении бюджетного сектора на рынок труда», — отмечает Деркачев. Образование является одним из самых стабильных и высокооплачиваемых секторов экономики в этих регионах. Он добавляет, что в этих регионах необходимо параллельно проводить масштабное стимулирование экономики, дифференцировать меры федеральной поддержки, что позволит повысить эффективность мер по выполнению задач образовательной политики.

С результатами исследования в целом согласен председатель Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» Александр Чубарьян. Он говорит, что в Москве зарплата преподавателя действительно высокая.

«Есть учителя, которые получают, как доктора наук у меня в институте. Но эти зарплаты формируются за счет надбавок, которые идут по линии правительства Москвы. В регионах картина очень разная. Где-то платят совсем мало, где-то наоборот», — делится наблюдениями Чубарьян.

Он указывает на проблему другого рода — низкий статусный уровень школьного учителя в России, который связан с относительно низким средним заработком.

«К сожалению, если человек оканчивает университет и идет работать в школу, то он считается неудачником. Нужно поднимать статус учителя и поднимать зарплату», —

говорит Чубарьян, добавляя, что в последние годы предпринимаются попытки повысить роль учителя в обществе, но пока они не очень успешные.

Председатель межрегиональной профсоюзной организации «Учитель» Андрей Демидов в корне не согласен с выводами исследования ВШЭ. Он говорит, что опираться на данные Росстата как минимум некорректно.

«Средняя зарплата складывается из того, что один съел две курицы, а другой ни одной, но в среднем каждому досталось по курице. Выше средней зарплаты получает как раз меньшая часть учителей. Реальная зарплата учителей, как показывает наша информация из регионов, на треть ниже той, что показывают в качестве средней. И я говорю об учителях далеко не с низкой квалификацией», — объясняет Демидов.

Собеседник «Русской планеты» отмечает, что если смотреть со стороны, то средний доход учителей действительно растет, но нагрузка на преподавателя тоже увеличивается.

«Зарплата растет, хотя и не так быстро, как об это рапортуют власти, но одновременно с этим растет и переработка. Я недавно получил письмо от учителя в одном из регионов, в котором она написала, что у нее нагрузка 30 часов в неделю, хотя положено 18 часов. При этом она получает среднюю зарплату по региону, а когда у них не было учителя информатики, то она вела 42 часа. Это очень много. Я спросил, почему нельзя было взять человека на эту ставку. Она ответила, что тогда у них не выйдет по показателям средняя должная зарплата», — рассказывает Демидов.

Он говорит, что в системе школьных зарплат остается много темных пятен.

Например, средняя зарплата формируется отчасти из стимулирующих выплат и премий, которые распределяет дирекция.Но нет никаких гарантий, что учитель получит в этом месяце премию.

То есть по итогам месяца в конкретной школе получается неплохая статистика по средней зарплате, но разброс ее слишком велик.

«Также высокая средняя зарплата получается из того, что часть учителей сокращают, а оставшиеся часы распределяют между теми, кто остается работать. Это огромные переработки, но формально получаются хорошие данные», — объясняет еще один способ поднять показатели по зарплате Демидов. Он добавляет, что за нормальную зарплату учителям приходится работать так, что времени тратить деньги у них не остается. «В результате учитель перестает развиваться, ему некогда сходить в театр, он изнашивается», — говорит учитель.

Он рассказывает, что пытался понять, какая зарплата необходима учителям в регионах, общаясь с коллегами по всей России.

«Зарплата должна быть на уровне от одной до двух тысяч долларов. Это нормальная зарплата в любой из развитых стран. Но реальный доход учителей составляет максимум две трети от этой суммы. Хотя никто не закладывает гигантских расходов. Речь идет о медицинском обслуживании, посещении санатория раз в год, употреблении нормальной пищи и необходимых сбережений. Ничего этого они не получают. Они живут на износ, а потом тихо умирают», — констатирует Демидов.

Ранее «Русская планета» писала о социологическом исследовании, проведенном среди директоров школ, учителей и родителей в Свердловской, Воронежской и Ивановской областях. Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко рассказала, что в этих регионах зарплата повысилась, но на эффективности школ это никак не сказалось.

Невеликие накопления Далее в рубрике Невеликие накопленияРоссияне стали внимательнее следить за курсом рубля и откладывать деньги в иностранной валюте

Комментарии

25 марта 2014, 20:32
Мы уже слышали эти голословные заявления по поводу поднятия статуса полицейского,учителя,только это все брет. Выделять деньги на поднятие статуса-это же смешно,дайте людям нормальную зарплату и студенты будут драться за места в школе,статус автоматически поднимется,хватит морочить людям головы,в конце концов учитель просто хочешь жить,что бы хватало на одежду и еду,статус дело второе.
26 марта 2014, 10:07
Ну почему же, всевозможные социальные льготы - это очень даже неплохая прибавка к личному и семейному бюджету учителя, особенно учитывая нынешние тарифы на газ, электроэнергию и прочие коммунальные блага! Кроме того, неплохо было бы продавить пониженные процентные ставки по кредитам для педагогов и преподавателей ВУЗов!
зарплата зряплатой, но на мой взгляд помимо денег, а сними сейчас проблем в школе нет, учителя идут и трудятся, проблема в том. что мужики не идут, у нас школа тетками оккупирована, не хватает твердости и авторитета, женщинам трудно в этой роли выступать
26 марта 2014, 10:14
Мужику,что бы пойти туда надо предложить достойную зарпалату. Несмотря на равноправие мужик все еще глава семьи и ему надо кормить и обеспечивать жену,детей,поддерживать родителей. Какой толковый мужик в здравом уме пойдет работать в школу,где надо каждый день тратить свои нервы на чужих детей за копейки? Вот на фото учитель труда,видимо золотой мужик,раз для детей старается,ведь ему никто не платит за ремонт стенки,но новую никто не купит,а детям надо заниматься. Такие вот фанатики своего дела,святые люди и работают в наших школах,а в остальном плюсов не вижу.
26 марта 2014, 10:26
Вообще, количество учебных часов - это, безусловно, определяющий фактор зарплаты педагога. Другое дело, что сложность преподавания различных предметов очень сильно разнится - это да! А кроме того, 2-3 урока в день - это должно быть нормой, 4 - это уже потолок, дальше начинается клиника и шизофрения!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»