Заменить Украину за 5 лет
Во время торжественной церемонии спуска на воду  «Адмирал Григорович». Фото: Сергей Медведев/ТАСС

Во время торжественной церемонии спуска на воду «Адмирал Григорович». Фото: Сергей Медведев/ТАСС

Обойдутся ли отечественные корабли и авиация без украинских двигателей?

В середине марта СМИ сообщили о том, что Россия обсуждает с Индией вопрос продажи трех недостроенных фрегатов проекта 11356, изначально предназначавшихся для Черноморского флота (ЧФ). Этот вариант является безусловно вынужденным —  усилить ЧФ РФ этими кораблями в ближайшее время не получится: поставка силовых агрегатов кораблей с Украины, где производятся двигатели, невозможна по политическим причинам.

Новость вызвала ажиотаж в патриотической блогосфере и экспертных кругах: в планах Объединенной судостроительной корпорации было строительство 6 фрегатов этого типа для ЧФ РФ, и на первом из них уже подняли Андреевский флаг. Еще 2 корабля должны быть переданы ВМФ в этом году, их перспективы не ясны —  и тем более трудно составить график ввода в строй оставшихся трех фрегатов.

Существуют схожие, хотя и не столь масштабные трудности с силовыми установками для российских самолетов и вертолетов. Но если брать в целом, ситуация с двигателями для нужд российской армии и флота является самой большой проблемой по части импортозамещения в такой стратегической отрасли, как национальная оборона.

Якорный клиент

Исторически с советских времен производство двигателей военного назначения в значительной степени было сконцентрировано на Украине, и география производства сохранялась до последнего момента. Вплоть до 2014 года, в интересах российского ВПК работали запорожские ПАО «Мотор Сич» и КБ «Ивченко-Прогресс», николаевское ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» и другие предприятия.

Замена этого недоступного ассортимента отечественными разработками потребует значительных усилий и определенного времени — но, к счастью, решить эту задачу вполне по силам.

Сторожевые корабли проектов 1135х, в том числе построенные для ВМС Индии фрегаты «Тальвар», оснащены двигателями М7Н1 производства расположенного в Николаеве НПК газотурбостроения «Зоря-Машпроект». Именно этот двигатель стоит на фрегате «Адмирал Григорович», вошедшем в состав ВМФ страны 14 марта.

Второй фрегат этого типа, «Адмирал Эссен», сейчас готовится к испытаниям в Баренцевом море.

Николаевские мастера являются фактическими монополистами в производстве двигателей для кораблей «советских» типов. Помимо полного производства, есть большой сегмент совместных разработок, в которых интеллектуальная собственность находящихся на территории Украины предприятий также присутствует. Так, строящиеся на «Севморверфи» многоцелевые фрегаты дальней морской зоны проекта 22350 должны быть снабжены газотурбинными установками М90ФР производства ЗАО «Турборус» — совместного предприятия ОАО «НПО «Сатурн» и того же «Зоря-Машпроект». Первый из запланированных трех на данный момент фрегатов, «Адмирал Горшков», готовится ко входу в состав ВМФ в ближайшее время, сроки ввода других кораблей пока что неясны.

Хотя ЗАО «Турборус» имеет российскую регистрацию, испытательный стенд для двигателей находится в Николаеве, и для создания его замены на российской территории требуется время—  по сообщениям Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), до конца текущего года. Параллельно, российские специалисты работают над модернизацией существующих и созданием новых проектов двигателей. 16 декабря прошлого года «Сатурн» сообщил о завершении первого этапа опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию 3-х газотурбинных двигателей: «М-90ФР», «Агрегат ДКВП» и «М-70ФРУ реверс», которыми будут оснащаться все новые отечественные корабли.

По информации Минпромторга и Объединенной судостроительной корпорации, к началу 2017 года будут изготовлены первые опытные образцы, которые отправят на испытания. Поставка этих агрегатов на корабли запланирована с 2018 года.

Так, Коломенский завод разработал двигатель мощностью 7500 киловатт, который будет использоваться на модернизированных корветах проекта 20385. Предполагалось, что такие корветы будут оснащаться двигателями немецкой компании MTU, однако из-за санкций сотрудничество прекратилось.

Дизельные двигатели такой мощности ранее в России не производились, так что ввод санкций и ухудшение отношений с Украиной послужили определенным стимулом для отечественной конструкторской мысли и производства.

Крылья, лопасти и двигатели

Самая большая «дыра» в обеспечении отечественной техники двигательными установками находится в инфраструктуре обслуживания самолетов семейства «Антонов», прежде всего большой грузоподъемности – «Русланов». По состоянию на начало 2014 года, в составе ВВС РФ числилось 10 таких самолетов. Среди прочего, они широко использовались при снабжении российской группировки в Сирии, а общая их численность должна была составить 26 единиц.

Ан-124 «Руслан» оснащен двигателями Д-18Т, которые изготовляются компанией «Мотор Сич» из Запорожья. Аналогов двигателю Д-18Т в отечественной промышленности пока нет, хотя полное замещение импорта установлено в качестве приоритетной задачи ОДК. На создание такого двигателя с нуля требуется 10–15 лет и в лучшем случае десятки миллионов долларов инвестиций.

Производство авиационных двигателей на заводе «Мотор Сич» в Запорожье

Производство авиационных двигателей на заводе «Мотор Сич» в Запорожье. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

В этой связи особое значение имеет успех в создании нового двигателя ПД-14, благодаря которому отечественные самолеты, типа SuperJet, станут «более отечественными», перейдя с французских двигателей на российские. Первый авиадвигатель, созданный в России после распада СССР, создан на базе специально разработанного уникального газогенератора, который позволяет создавать двигатели тягой от 8 до 18 т. Его технологии являются гостайной, а стоимость разработки, озвученная еще в 2010 году, составляла 10 миллиардов рублей.

Буквально несколько стран в мире владеют технологиями создания собственных турбореактивных двигателей —  помимо России, это Великобритания (Rolls-Royce), США (Honeywell, Pratt&Whitney, General Electric), Франция (Snecma) – и Украина, в объеме советского наследия.

Боевая авиация России оснащена двигателями собственного изготовления, однако работу по созданию двигателей для транспортных и гражданских самолетов в любом случае придется выполнять. Помимо политических причин, запорожские двигатели Д-18Т (и не только) уже нуждаются в замене на современные изделия. Несмотря на ряд усовершенствований, они не являются идеальными, имея «врожденный» дефект — низкую газодинамическую устойчивость, что предъявляет повышенные требования к экипажу.

Совсем недавно стало возможным преодолеть зависимость от Украины по вертолетным двигателям. В том числе Ми-28H «Ночной охотник», который собираются на Ростовском вертолетном заводе и считается одним из самых рабочих инструментов ВКС РФ в обозримых конфликтах. 16 марта представители «Росвертола» сообщили о начале установки отечественных двигателей ВК-2500 вместо поставляемых с Украины двигателей ТВЗ-117. Ранее Сергей Чемезов, генеральный директор госкорпорации «Ростех», в которую входит ОДК, сообщал, что производство вертолетных двигателей на заводе «Петербургские моторы» выйдет на полную проектную мощность через два года. Глава «Ростеха» уточнил, что в 2016-м году будет произведено 150 двигателей, а в 2017-м — не менее 350. В том числе, модернизированных ТВ7-117В для новейших вертолетов Ми-38.

Немного потерпеть

В целом, ВМФ РФ потребуется от двух до трех лет, чтобы начать практическое оснащение строящихся и запланированных к постройке кораблей двигателями отечественной разработки и производства. Транспортная и гражданская авиация потребует более длительного периода испытаний и внедрения в производство, однако все необходимые действия могут быть выполнены в ближайшие 5 лет. Вертолеты смогут перейти на оснащение собственными российскими двигателями уже в следующем году.

В результате сообщения о продаже новейших кораблей Индии, которая может отдельно закупить для них двигатели на Украине, не будучи объектом санкций, могут закончиться ничем. Два года ожидания — вряд ли являются критичными, как правило, постройка новых кораблей занимает более длительное время.

Боевая подруга Далее в рубрике Боевая подруга«Русская планета» вспоминает о жительнице Томска, купившей для фронта танк и ставшей первой женщиной механиком-водителем танка

Комментарии

27 марта 2016, 20:36
Ну что за убогий подход к делу!? В советское время, в начале Войны, заводы пачками эвакуировали и перевозили за тысячи километров вглубь страны, а тут вдруг не могут наладить производство в условиях мирного времени.
Что за никчемность!?
И что значит "начать производство с нуля"!? С какого к черту нуля!? Технология и рабочие образцы в нашем распоряжении имеется - бери и делай!!!
Отличный вывод, остался еще сообразить как изменились технологии с тех пор, насколько они усложнились и совсем будет замечательно
28 марта 2016, 12:06
По большому счету сотрудничество с Россией было выгодно прежде всего самой Украине. А сейчас производства встали, народ потерял последнюю краюху хлеба. Вот тебе и думай - кто после этого агрессор? Тот, кто кормил тебя все эти годы? А может, настоящий агрессор - это тот, кто захватил власть в стране вооруженным путем?
28 марта 2016, 18:46
так и есть, сейчас наладим замену, и останутся украинские производители у разбитого корыта
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»