Заключенным заменили «европейские» условия на «международные»
Фото: Анатолий Шестаков / ИТАР-ТАСС

Фото: Анатолий Шестаков / ИТАР-ТАСС

Авторы поправок к Концепции реформы ФСИН отказались от европейской системы разделения заключенных на рецидивистов и подлежащих исправлению

Межведомственная комиссия Минюста и ФСИН внесла изменения в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года, давшей старт тюремной реформе, начало которой было объявлено пять лет назад тогдашним президентом Дмитрием Медведевым. После пересмотра из документа исчезли положения об изолированном содержании рецидивистов и введении тюрем вместо колоний в систему учреждений исполнения наказаний. При этом «европейские» стандарты в тексте Концепции уступили место «международным».

Медведев объявил о реформе ФСИН в 2009 году, когда он, будучи президентом России, подводил итоги 2009 года. Тогда российский лидер заявил о необходимости серьезного пересмотра отечественной системы исполнения наказаний в пользу исправления граждан, нарушивших закон, путями, не связанными с лишением свободы.

Тогдашний глава Минюста Александр Коновалов предположил, что эту цель можно достичь, только полностью переформатировав нынешнюю систему исправительных учреждений. В частности, людей, совершивших менее опасные для общества преступления, сажать в колонии-поселения с более мягким режимом, чем нынешний. Особо опасные преступники, по предложению Коновалова, наоборот, должны отбывать срок в тюрьмах с гораздо более жестким контролем. По его замыслу, к 2020 году на место колоний с бараками должны были прийти комфортабельные тюрьмы с разными условиями режима. По его подсчетам, для реализации этого плана необходимо было построить 721 новое учреждение.

Одновременно Минюст совместно со ФСИН стал разрабатывать проект Концепции развития УИС до 2020 года. В марте 2010 года документ прошел все согласования и был внесен в правительство. Спустя семь месяцев тогдашний премьер-министр Владимир Путин утвердил его. Пока правозащитники и эксперты Общественной палаты критиковали работу ФСИН и процесс реформирования УИС за многочисленные случаи пыток и давления на заключенных, руководители ведомства рассказывали о будущем обитателей российских колоний, утверждая, что Концепция все же будет исполнена.

Например, в январе 2011 года тогдашний начальник управления социально-психологической работы ФСИН Валерий Трофимов объявил, что служба откажется от перевода малолетних осужденных во взрослые учреждения с наступлением совершеннолетия. В апреле того же года начальник управления организации деятельности тюрем и СИЗО ФСИН Валерий Бояринов рассказал о планах создать в российских изоляторах камер для курящих и некурящих. В июне тогдашний замдиректора ФСИН Алексей Величко сообщил, что с 2013 года ФСИН начнет поэтапный переход от существующей сейчас системы колоний к тюремной системе. Но ни одно из этих положений так и не было реализовано.

Владимир Осечкин. Фото: Григорий Собченко / Коммерсантъ

Владимир Осечкин. Фото: Григорий Собченко / Коммерсантъ 

В течение четырех лет в Концепцию не вносились изменения, однако сейчас, как рассказал РП основатель социальной сети «Гулагу.Нет» Владимир Осечкин, межведомственная рабочая группа при Минюсте приняла решение пересмотреть ее. В результате в текст документа было внесено около 30 правок, которые вскоре правительство рассмотрит и, вероятно, утвердит. По словам Осечкина, текст проекта поправок поступил к нему от проверенного источника в одном из ведомств, причастных к его разработке. «Скоро этот документ примут и опубликуют, скоро это не будет никаким секретом. Сейчас эти поправки переданы на утверждение правительством. Если не будет шума, то примут полностью все, если будет, то, может быть, что-нибудь мы спасем. Это вопрос ближайшей недели-другой», — уверен он.

Согласно нынешнему тексту Концепции, несмотря на сокращение уровня преступности, число осужденных и подозреваемых, в отношении которых избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, увеличивается ежегодно, из-за чего в СИЗО и колониях некоторых регионов не хватает мест. В свою очередь, переполнение учреждений УИС ведет к проблемам: общие условия содержания мест лишения свободы ухудшаются, а нагрузка на их сотрудников увеличивается. В результате возникают конфликтные ситуации, которые нередко приводят к нападениям на работников ФСИН. Помимо этого, угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений создают криминальные структуры и их «авторитеты». Сама же российская УИС сохраняет черты «старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество» и бороться с ними не может — «она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества», констатировали авторы документа, объясняя необходимость создания Концепции.

Однако в либерализующий характер Концепции, который очевиден даже из ее первой главы, внесены изменения, по словам Осечкина, кардинально его меняющие. Изменились даже его цели. Если первой из них было «повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития», то сейчас это «повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания с учетом международных стандартов».

Помимо этого, авторы поправок пересмотрели пути, с помощью которых авторы Концепции предлагали сократить рецидивы преступлений. Если раньше в ней говорилось о необходимости развития постпенитенциарной помощи экс-заключенным, то теперь положение о ней и вовсе исчезло. Еще одним новым пунктом в разделе о целях документа стало преобразование воспитательных колоний в исправительные центры для содержания несовершеннолетних осужденных.

При этом, как следует из текста поправок, Минюст не станет кардинально менять сложившуюся систему: вместо полного отказа от коллективной формы содержания заключенных они предусматривают «создание условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном помещении в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы». «Очевидно, что если взять огромные переполненные тюрьмы в Америке с бандами, если взять пыточные подвалы в Сомали, если взять русские колонии, доставшиеся в наследство от ГУЛАГа, то, конечно, самые цивилизованные и гуманные тюрьмы — это тюрьмы, построенные в современной Западной Европе. У нас были высокие стандарты, и государство ежегодно тратило гигантские деньги на реформирование, и общество поддержало правительство и действующую власть в гуманизации пенитенциарной системы, потому что все мы, еще сидя на школьной скамье, читали Варлама Шаламова и Александра Солженицына. Все цивилизованное, прогрессивное общество не хочет, чтобы в современной России были эти рудименты ГУЛАГа. За нынешнюю власть люди голосовали, в том числе, поэтому. Чтобы эти подвалы и бараки от СССР остались в прошлом», — комментирует эту норму Осечкин.

«ФСИН — это 650 тысяч заключенных. Из них 140—150 тысяч — это СИЗО и хозобслуга, и более 500 тысяч — это осужденные, которые отбывают наказание в колониях. На 80—90% эти колонии достались нам с советских времен. Они построены по принципу уничтожения личности, подавления воли под максимально невыносимыми условиями, когда в одно время помещалось 150 человек в одно помещение с двумя туалетами. И эту систему Концепция планировала полностью изменить, переведя заключенных в маленькие комфортные помещения с душевой и с туалетом, по десять человек. Представить, что в каждой из таких комнат будет криминальный авторитет, невозможно. В каких-то камерах сохранится тюремная субкультура, а в каких-то будет нормальное общение», — поясняет правозащитник.

Положение о совершенствовании ведомственного контроля деятельности УИС стало более обтекаемым, поскольку ее «гласность» с новыми поправками в документе заменилась на «прозрачность», а «подконтрольность институтам гражданского общества» — на «расширение взаимодействия с гражданским обществом». В измененном межведомственной комиссией варианте отсутствует вторая глава Концепции, звучавшая в изначальном варианте как «Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и совершенствование их организационно-структурного построения». В этой части документа говорилось, что реформа мест лишения свободы предусматривает фактическое прекращение коллективного содержания заключенных.

Одиночный пикет у здания ФСИН. Фото: Антон Новодережкин / ИТАР-ТАСС

Одиночный пикет у здания ФСИН. Фото: Антон Новодережкин / ИТАР-ТАСС

Достичь этой цели предполагалось путем замены существующей системы исправительных учреждений на два основных вида — тюрьм общего, усиленного и особого режимов и колоний-поселений с усиленным и обычным наблюдением. В этой части авторы концепции обращались к стандартам Европейских пенитенциарных правил от 2006 года, согласно которым осужденные, способные социализироваться, должны содержаться отдельно от осужденных, «прочно усвоивших и распространяющих элементы поведения криминальной среды».

В главе, определяющей материально-бытовые условия заключенных, которые необходимо воплотить к 2020 году, раньше говорилось, что организация питания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должна совершенствоваться «в соответствии с международными стандартами». С новой редакцией проекта поправок пресловутые «международные стандарты» из этой части исчезли. Зато они появились в строчке, в которой оговаривается необходимость возведения новых зданий для следственных изоляторов. Если в первоначальном варианте документа к 2017 году планировалось завершить строительство 26 изоляторов, условия в которых будут соответствовать «европейским стандартам», то в исправленном варианте Концепции говорится о 14 изоляторах, условиях в которых соответствуют «международным стандартам». В случае если поправки будут приняты, из Концепции исчезнет и пункт, предусматривающий обеспечение гарантированного объема бесплатной медпомощи заключенным.

Намерение авторов поправок отказаться от идеи переформатировать систему учреждений лишения свободы в тюрьмы и колонии-поселения содержится и в завершающей главе измененной редакции Концепции, определяющей этапы ее реализации. Как следует из текста документа, первый этап, предусматривающий разработку ФЦП и правовых актов для реализации Концепции, завершился в 2012 году. Второй этап, окончание которого назначено на 2016 год, в первоначальном варианте документа предусматривал «перепрофилирование большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режима, создание новых колоний поселений». Однако сейчас эта формулировка несколько изменилось: для реализации Концепции в ближайшие два года руководству Минюста и ФСИН поручено лишь создать условия «для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном помещении».

По мнению Осечкина, причины, по которым эти изменения были внесены, исключительно экономические — нынешнее руководство ФСИН не смогло справиться со строительством озвученной пять лет назад Коноваловым планки в 721 новое учреждение УИС. «Гигантские деньги, которые на это ежегодно выделялись, почему-то тратились на закупку электронных браслетов по завышенной цене, на закупку неработающих систем безопасности, на якобы перепрофилирование сотрудников. То есть говорить, что во ФСИН все это время не было денег — это просто ложь. Деньги были, вопрос в том, на что их потратили. В условиях кризиса сокращается бюджет, в том числе и для ФСИН, но деньги в системе остаются. Просто тратят их не туда, а нам объясняют, что невозможно, что денег теперь у нас нет», — поясняет он.

Между тем неназванный представитель пресс-службы Минюста в разговоре с РИА «Новости» подтвердил, что над пересмотром Концепции действительно работает межведомственная рабочая группа. Однако, по словам собеседника агентства, в ходе обсуждения документа ее участники подтвердили «основные положения концепции, направленные на отказ от коллективной формы содержания осужденных и создание условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном помещении в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы». В министерстве пообещали, что после завершения работы окончательная редакция Концепции будет представлена на общественное обсуждение.

«Если обращений нет, значит, рабочие удовлетворены выплатами. Пусть и неполными» Далее в рубрике «Если обращений нет, значит, рабочие удовлетворены выплатами. Пусть и неполными»Главный государственный инспектор труда по Краснодарскому краю рассказал РП об олимпийских должниках, нарушениях прав при подготовке к Играм-2014 и зарплатах в конвертах Читайте в рубрике «Закон» Дорогой наш почтальонВо сколько обходятся бюджету аппетиты госчиновников? Дорогой наш почтальон

Комментарии

24 сентября 2014, 10:01
В первую очередь нужно пересмотреть жействующее законодательство. Половина сегодняшних заключенных сидит по статьям, связанным с наркотиками, причем большая чпсть из них первоходы, севшие банально за сверток марихуаны. Я понимаю, что ведомству Иванова нужно отрабатывать свой хлеб, но не такими же драконовскими способами. За наркотические преступления не связанные с распространением достаточно было бы воспитательной беседы и штрафа имхо.
24 сентября 2014, 18:16
А вот в этом плане - совершенно согласен. За употребление и хранение марихуаны необходимо менять законодательство. Сажать следует лишь за распространение легких наркотиков. Пусть полиция дорабатывает, выявляет реальных наркоторговцев, а не всех подряд под одну гребенку. За хранение - условный срок, за употребление - огласка и постановка на учет к наркологу.
Сам эту дрянь не употребляю, хотя в молодости пробовал, но четко понимаю разницу между "курением травки" и всей остальной наркотой, а уж тем более её торговлей. Странно что наши власти этого до сих пор ни как осознать не могут!
24 сентября 2014, 21:00
Ну так было же раньше послабление за употребление, а потом почти приравняли к распространению, ужесточив законодательство. Видимо эти меры были излишни, но наши законодатели быстро не реагируют, да и мало кого волнует судьба наркоманов.
24 сентября 2014, 10:46
Заключенные - это хлеб ФСИН. Значит, основная задача ведомства, сделать так, что бы этот поток не иссяк. Следовательно, реформаторы будут стараться сохранить основные функции этого конвейера, делающего дегенератов из обычных людей.
24 сентября 2014, 16:08
дык с таким народонаселением как у нас, у ФСИН этот поток не иссякнет никогда, хоть какие законы и поправки принимай
24 сентября 2014, 18:18
Бред. Вы что - сторонник "теории заговора"?
25 сентября 2014, 10:10
Чего вы жути-то нагоняете!? Тот кому суждено стать дегенератом - тот им обязательно станет. Сознательному же человеку не страшны ни какие внешние условия. Тот кто действительно хочет исправиться - исправится. Тот же, кто встает на путь ненависти и отрицания - неизбежно деградирует, самолично провоцируя преступный рецидив в себе.
24 сентября 2014, 12:05
С исправлением личности у нас и правда беда. Считаю, тем, кто нарушил закон впервые по нетяжким статьям следует отбывать наказание не связанное с лишением свободы. Лучше всего наказывать физическим или интеллектуальным трудом (кто на что горазд). За повторное нарушение тюрьма.

А у нас пацанов бросают к матерым зека на годы, кого они ожидают увидеть на выходе?
24 сентября 2014, 18:22
Ну, справедливости ради, стоит сказать, что к матерым рецидивистам "первоходов" ни кто не бросает. Есть четкое разделение по "строгости режима". И даже если первоходы и "нетяжкие" попадают на Зону, то они содержатся в отдельном отряде, вместе с такими же как они.
Но, к сожалению, в этой сфере очень много нарушений, а потому систему следует основательно отлаживать и модернизировать, в этом я с вами согласен.
24 сентября 2014, 15:46
изначально концепция развития уис - вроде освоения марса. ничего, кроме смеха у думающих сотрудников она не вызывает. а реализовывать эту концепцию не с теми сотрудниками, которые там работают. про 50% можно только удивляться, как их взяли - читать по складам умеют
24 сентября 2014, 18:07
Зря конечно. Не понимаю - с какой стати мелкий воришка или хулиган, загремевший в тюрьму по собственной дурости, а иной раз и случайно, должен сидеть совместно с матерыми убийцами, насильниками, бандитами, "домушниками", и ворами-рецидивистами?!?
24 сентября 2014, 18:10
Так а у нас же вроде как все это разделение и есть, к чему передергивать? Первоходы и те что по "легким статьям" сидят в колониях-поселениях, а "тяжеловесы" и рецидивисты - в колониях строгого и особого режима, или в закрытых тюрьмах, разве не так???
24 сентября 2014, 18:30
в чем, а в этом и правда нужно посмотреть на запад, содержать в человеческих условиях, а не в условиях, убивающих здоровье.
16 апреля 2016, 20:51
Не доводим до ума одно, хватаемся за другое. Ни законодатели, ни исполнители принятые УК и УИК не исполнили, одни пояснили /исполнители/, законодатели согласились... УИК и закон об учреждениях и органах... между собой не согласованы... проект закона о службе в УИС затерялся с 1999 года!...решают вопросы концепциями, заменяют европейскую фигню на международную...перенося сроки и т.д. и т.п. ЗАКОНЫ НАДО ПРИВЕСТИ В ПОРЯДОК!!! И вы-по-л-ня-ть!, не пугая себя и других лишний раз ГУЛАГОМ! и меньше употребляя не всеми выговариваемое, а тем более понимаемое слово: ПЕНИТЕНЦИАРИЙ!- по делу и не по делу! Успехов! Коллеги!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»