Зачем Якунину наши пенсии
Зачем Якунину наши пенсии

Пенсии россиян направят на финансирование проектов четырех отечественных компаний

Уже в этом году Внешэкономбанк, исполняющий функции государственного управляющего пенсионными накоплениями, вложит десятки миллиардов рублей в облигации государственных компаний. Для них это, безусловно, хорошо, а вот для будущих пенсионеров польза выглядит сомнительной. Кроме того, непонятно, как именно компании будут использовать пенсионные деньги и принесет ли это пользу российской экономике.

В пользу небедных

Спустя месяц после правительственного совещания, посвященного судьбе накопительных пенсий, Внешэкономбанк, на котором лежат обязанности по управлению пенсионными деньгами, объявил о том, что около 60 млрд руб. из средств накопительных пенсий россиян будут вложены в облигации четырех крупнейших отечественных компаний. В числе счастливчиков оказались РЖД, КамАЗ, «Россети» и «Почта России». Как пояснили в пресс-службе ВЭБа, выбор именно этих компаний был обусловлен тем, что решение о приобретении долгосрочных облигаций наблюдательный совет банка принимает, исходя из полного соответствия параметрам надежности облигации эмитентов.

Однако вложения в данные инструменты уже доказали свою слабую с точки зрения прибыльности эффективность. По мнению ряда экспертов, доходность облигаций госкомпаний вряд ли будет превышать значения годовой инфляции. Так, в первом квартале 2015 года ВЭБ не сумел уберечь пенсионные средства даже от инфляции и заработал по так называемому расширенному инвестиционному портфелю, средства которого идут на покупку облигаций крупных компаний, чуть меньше 11% (при темпах инфляции свыше 16%). Между тем доходность портфеля госбумаг оказалась на уровне 18%. При таком раскладе целесообразность вложения пенсионных денег в облигации компаний выглядит, мягко говоря, сомнительной, даже если это такие «монстры», как «Россети», «Почта России» и РЖД, обладающие неоспоримой социальной значимостью. «Существующая система управления и операционная эффективность некоторых компаний из этого списка не дает уверенности, что пенсионные средства будут возвращены в обозримом будущем», — говорит партнер школы бизнеса «Синергия» Андрей Коптелов.

Покупка облигаций крупных компаний несет в себе дополнительные риски. Так, РЖД в начале мая напрямую попросили у правительства 140 млрд руб. на поддержание финансовой устойчивости, а проще говоря, на компенсацию убытков, которые компания якобы понесет, если будет следовать негласным правилам работы социально-значимого монополиста. Тогда глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев назвал запросы главы РЖД Владимира Якунина завышенными в два-три раза. В министерстве подсчитали: если тарифы на железнодорожные грузоперевозки в 2016 году все-таки будут повышены на 7,5%, для безбедного существования компании вполне хватит государственных субсидий в размере 20–30 млрд руб. Теперь же РЖД получат 40 млрд руб. от ВЭБа, который, по сути, предоставит компании кредит на двадцать лет. Если РЖД потратят эти деньги на так называемое поддержание финансовой стабильности, никакой пользы они не принесут. «Сначала нужно добиться повышения эффективности инвестиционных расходов, иначе эти деньги будут потрачены на проекты, выполнение которых выгодно вышеозначенным компаниям, а не экономике в целом», — говорит Коптелов.

Владимир Якунин. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Правила игры

Внешэкономбанк ограничен в выборе финансовых инструментов для размещения пенсионных денег. Это прописано в его внутренней инвестиционной декларации, утвержденной правительством. Согласно этому документу, средства пенсионных накоплений могут быть использованы исключительно для приобретения российских государственных ценных бумаг, а также облигаций российских компаний, если исполнение обязательств по бондам обеспечено госгарантией.

Вопрос о повышении эффективности использования средств пенсионных накоплений был поднят премьер-министром Дмитрием Медведевым. Одним из первых поступило предложение от Центробанка. Его суть в том, чтобы эти деньги вкладывались в инфраструктурные или концессионные облигации, которые являются инструментом получения заемных средств под финансирование конкретных проектов (сейчас выпускать такие облигации компаниям разрешено под строительство дорог, предприятий по переработке отходов и спортивных объектов). Как утверждают в ВЭБе, подобное использование пенсионных денег уже приносит свои плоды. «Первые инфраструктурные проекты, которые ВЭБ частично финансировал, приобретая на пенсионные средства облигации проектных компаний, — это автомагистраль Москва — Санкт-Петербург с 15-го по 58-й километр, выход на Минское шоссе через Одинцово и строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге», — рассказали в пресс-службе Внешэкономбанка. Все эти облигации обеспечены госгарантиями и при этом приносят доход, превышающий текущую инфляцию, утверждают в ВЭБе.

Возможным решением проблемы по поиску баланса между преумножением пенсионных средств и их эффективным использованием на благо экономики могло бы стать расширение меморандума Внешэкономбанка о финансовой политике, которое позволит ему инвестировать пенсионные деньги не только в дороги, переработку отходов и спорт, но и в другие отраслевые инфраструктурные проекты. «Основная законодательная база для этого уже создана, нужны только уточнения и дополнения», — отмечает специалист отдела доверительного управления «КИТ Финас Брокер» Владимир Капустянский. Но самое главное — это обеспечить контроль над тем, как средства пенсионных инвестиций будут расходоваться компаниями-получателями, причем контроль должен быть на всех уровнях и этапах. В настоящее же время ВЭБ таких полномочий не имеет. Там, конечно, знают, зачем компаниям-эмитентам нужны деньги, но официальные формулировки довольно расплывчаты. РЖД планируют привлечь средства на финансирование инвестиционной программы компании, утвержденной правительством. «Почта России» потратит их на реализацию ключевых инициатив, определенных стратегией развития до 2018 года, «Россети» — на обеспечение надежного функционирования, сохранения финансовой устойчивости и стабильного развития электросетевого комплекса России, а КамАЗ — на реализацию стратегии развития до 2020 года.

«Очень важно проследить за непосредственной реализацией заявленных проектов, проконтролировать ценообразование при их выполнении, установить четкие сроки работ и, конечно, выработать критерии оценки конечного результата, — говорит Капустянский. — Предприятия или отрасли, в которые вкладывают пенсионные деньги, должны показать прорыв, а не просто отчитаться о расходах».

Между связью и браком Далее в рубрике Между связью и бракомЛюбые попытки размывания единого российского правового пространства неизбежно приведет к его обрушению Читайте в рубрике «Экономика» Перспектива для всехУ регионов России существует возможность получать гранты на социальные проекты Перспектива для всех

Комментарии

25 мая 2015, 13:13
Какая надежность может быть в компании, которая год от года показывает убытки и просит деньги у правительства? Если вкладывать, то в те сферы, которые востребованы, приносят прибыль. Это же не просто деньги, а пенсии россиян. На РЖД пусть из других отраслей выделяют. И вообще пусть частников подключают к финансированию.
да пусть выделяют, только предварительно неплохо бы Якунина на кого-нибудь помоложе поменять, эот дедушка уже лишние лет 7 на этой должности сидит
РЖД надежно и стратегично)) Железка начнет зарабатывать когда начнет взамен морского пути возить грузы с Тихого океана на Балтику .
26 мая 2015, 16:57
Лет 6 назад устраивалась подработать в одно из подразделений РЖД... уборщицей. Зарплата выше, чем когда работала по диплому, но какие зарплаты там были у работников в офисах! Мне они казались огромными, а сами служащие целыми днями обсуждали заоблачные зарплаты начальства... Тогда это было - от 150 тыс. и более в месяц. И это в каком-то захолустном здании, которое до меня долго никем не убиралось - не могли найти уборщицу. Но и я вскоре заболела – ноги разболелись - за смену даже присесть на стульчик, а выпросить стульчик у начальства нереально - слишком заняты подсчётом своих доходов - не до глупостей тут.

Что то я не сильно верю что уборщица в РЖД кладет себе в карман 150 тыщ в месяц... Сказки венского леса...
28 мая 2015, 16:14
от 150 тыс. получало начальство!
Мне до них, как до Луны. Я б за три месяца работы давно бы скопила на свой бизнес, о котором мечтала годами. А мне платили 8-9 тыс., но это больше, чем когда работала по своей специальности. Однако не очень-то разгонишься.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»