Новости – Общество
Общество
За следствием приглядят прокуроры
Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ
Госдума приняла в первом чтении законопроект, устанавливающий надзор прокуратуры над Следственным комитетом
22 октября, 2014 16:44
6 мин
Во вторник Госдума приняла в первом чтении законопроект, который устанавливает надзор прокуратуры над Следственным комитетом. Поправки в этот документ вносились президентом России.
При рассмотрении законопроекта депутат-единоросс Александр Хинштейн поинтересовался, правильно ли он понимает, что «этот закон восстанавливает справедливость, и функции общего надзора со стороны прокуратуры теперь будут осуществляться и в отношении Следственного комитета». Постпред президента в Госдуме Гарри Минх ответил «да», передает ТАСС.
«В зале ГД завязалась жаркая дискуссия: прокуратуру наконец наделяют правом вести общенадзорные проверки СКР. Я выступал за это давно», — написал в Twitter депутат. «Это всего лишь даст прокуратуре дополнительные непроцессуальные рычаги давления на СКР, ничего хорошего», — ответили ему с аккаунта Следственного комитета России.
Законопроект заменяет формулировку, касающуюся осуществления прокуратурой надзора за исполнением законов «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти». После принятия документа эта фраза будет звучать так: «…федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ».
Новый закон также регламентирует порядок назначения на должность и освобождения от должности заместителей генпрокурора, прокуроров субъектов и городов России, военных и других специализированных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов и городов России, говорится в пояснительной записке. Кроме того, устанавливаются пятилетний срок полномочий прокуроров, основания и порядок его продления, определяются особенности наложения дисциплинарных взысканий на заместителей генпрокурора.
Документ также вводит возрастной ценз для претендентов на должность генпрокурора и его заместителей. Кандидат должен быть российским гражданином не моложе 35 лет, имеющим стаж службы не менее 10 лет «в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов».
Назначение заместителей генпрокурора на должность будет определять лично президент. Если в настоящее время назначение происходит по представлению генпрокурора в Совет Федерации, то после принятия закона генпрокурор будет обязан вносить это представление главе государства, который, в свою очередь, будет вносить представление Совфеду. Если сенаторы не согласуют эту кандидатуру, то в течение месяца президент предложит новую.
Региональных прокуроров президент будет назначать лично по представлению генпрокурора, согласовавшего это с властями конкретного субъекта России. При этом вводятся ограничения: кандидат должен быть не менее 30 лет со стажем службы не менее семи лет. Генпрокурор будет определять только городских, районных, военных и специализированных прокуроров. Требования к кандидатам — не моложе 27 лет и стаж службы не менее пяти.
Фигурант «игорного дела» экс-зампрокурора Подмосковья Александр Игнатенко в Мосгорсуде, 8 февраля 2013 года. Фото: Андрей Стенин / РИА Новости
По мнению председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, данные нормы послужат дальнейшему развитию правовой системы России. «Повышается возрастной ценз и ценз стажа работы в органах прокуратуры, тем самым предполагается повысить уровень профессиональной подготовки специалистов», — пояснила она.
«Это — инициатива президента РФ, и здесь речь идет о приведении базового закона в соответствие с теми поправками в Конституцию, которые ранее были приняты», — цитирует «Интерфакс» слова председателя Госдумы Сергея Нарышкина, произнесенные накануне рассмотрения законопроекта. Речь идет о статьях 83 (уточняет полномочия президента) и 129 (полномочия генпрокурора) Конституции.
В июне заместитель генпрокурора Виктор Гринь предлагал сделать обязательным исполнение следователями требований прокурора. По его словам, серьезным препятствием для исполнения прокуратурой своих обязанностей является «законодательная неопределенность, касающаяся сроков предоставления прокурору материалов доследственной проверки». Гринь подчеркнул, что чаще всего этим злоупотребляют сотрудники Следственного комитета.
До 2011 года СК находился в составе прокуратуры и носил аббревиатуру СКП (Следственный комитет при прокуратуре). Но указом тогдашнего президента России Дмитрия Медведева 15 января 2011 года он стал независимым органом власти, который возглавил Александр Бастрыкин. С тех пор началось противостояние между структурами, прокуратура пыталась вернуть себе былые надзорные функции, а Следственный комитет отчаянно сопротивлялся. Пик противостояния пришелся на так называемое «игорное дело», когда СК возбудил ряд уголовных дел против высокопоставленных сотрудников прокуратуры Московской области, обвинив их в коррупции. Правда, довести это дело до конца ведомству не удалось. Генпрокуратура отказалась согласовать обвинительное заключение и направить дело в суд, ссылаясь на многочисленные нарушения. Все бывшие фигуранты со временем вышли на свободу.
Бывший следователь по особо важным делам Следственного комитета при прокуратуре Андрей Гривцов приветствует новые поправки. «Общий надзор прокуратуры — это надзор за соблюдением законодательства и соблюдением прав граждан различными органами власти, — сказал он "Русской планете". — По непонятным для меня причинам Следственный комитет РФ был выведен из-под такого надзора. В настоящее время это упущение будет устранено, что позволит прокурорам проверять ведомственные акты СК на соответствие законам, следить за соблюдением трудовых и иных прав сотрудников СК. Какого-то ущемления прав СК РФ, а тем более его сотрудников, я лично в этом не вижу».
При этом, по словам Гривцова, новые поправки не возвращают былые функции прокуратуре в полном объеме. «Общий надзор вообще не касается процессуальных вопросов в части надзора за законностью расследования, на это есть другие виды надзора, — отметил бывший следователь. — Полномочия по возбуждению уголовных дел, их расследованию, прекращению, приостановлению по-прежнему у прокуроров отсутствуют, и, как я понимаю, именно такие полномочия прокуроры хотели бы себе вернуть в первую очередь, а СК не хотел бы такими полномочиями делиться».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости