Юрий Башмет: «Поддерживать и инициировать культуру необходимо»
Юрий Башмет во время концерта. Фото: Зураб Джавахадзе / ТАСС

Юрий Башмет во время концерта. Фото: Зураб Джавахадзе / ТАСС

Знаменитый музыкант о том, что, даже когда политические отношения между странами напряжены, культура каким-то образом пробивается и живет

Корреспонденту «Русской планеты» удалось встретиться с российским альтистом и дирижером Юрием Башметом на международном фестивале русской культуры FEELRUSSIA в Дрездене. Маэстро поделился историей своего уникального инструмента, рассказал о том, как выискивает в жестком гастрольном графике время для посещения различных музеев и какими качествами помимо таланта необходимо обладать молодому музыканту.

Юрий Башмет после выступления на гала-концерте, посвященном открытию новой сцены Мариинского театра

Юрий Башмет после выступления на гала-концерте, посвященном открытию новой сцены Мариинского театра. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Юрий Абрамович, как вы считаете, оказывают ли влияние на мировую культуру политические конфликты?

— Еще в советское время, даже когда дипломатических отношений с США не было, некоторые люди по отдельным контрактам, частным приглашениям выезжали в «Карнеги Холл» и играли там. По прямой связи. Среди них были Давид Ойстрах, Виктор Третьяков, Владимир Спиваков и другие. Даже когда политические отношения между странами напряжены, культура каким-то образом пробивается и живет. И так было во все времена. Поэтому поддерживать и инициировать ее необходимо. В глобальном разнообразии жанров основные истины искусства практически во всем соприкасаются. А классическая культура — это тот язык, который говорит об основных категориях человеческого бытия и, не соприкасаясь с политикой, позволяет людям объединяться. И понимать, что плохо и что хорошо.

Вы играете на альте знаменитого итальянского мастера Паоло Тесторе (представителя династии прославленных итальянских мастеров, на скрипке которого играл сам Моцарт. — РП.). Он у вас с 1972 года, как он к вам попал?

― Его привезли из Одессы, когда я был еще студентом, и передали моему профессору ― основоположнику альтовой школы Вадиму Васильевичу Борисовскому. Он мне сообщил в общежитие: «Приезжай, твой итальяшка тебя ждет». Инструмент срочно продавали люди, уезжающие на постоянное место жительства за рубеж, им за неделю нужно было его продать. Это было счастье.

То есть вы с этим инструментом не расстаетесь уже более 40 лет?

— Играю на нем 43 года. Весь свой долгий творческий путь я иду с ним, все начало — конкурсы, концерты, и планирую продолжать том же духе. Когда в руки попадало что-нибудь другое ― в виде какого-то проекта, он очень обижался и потом хрипел минут 10‒15.

Вы преподаете. Расскажите, чем отличаются современные студенты от тех, кто учился 10‒15 лет назад.

— У нынешних студентов больше возможностей. Им проще увидеть мир, они все чаще имеют возможность посещать мастер-классы за границей. Существуют сборные оркестры, и старательные ребята вполне могут в них попасть. В наше время молодые люди имеют больше свободы информации. Но другой стороной медали является то, что раньше был более плотный стержень у самой школы. Классическая музыка была авторитетнее и популярнее среди молодежи. Я понял, что полюбил музыку, через мелодии группы «Битлз», через мелодизм «Битлз». Пока в школе не услышал Шестую симфонию Чайковского и не понял, что это еще богаче. Мне тогда было 12‒13 лет.

— Какими качествами помимо таланта необходимо обладать молодому музыканту, чтобы добиться успеха, подобного вашему?

— Амбиции и трудолюбие. Ну и, разумеется, очень помогают родители, которым удается быть грамотными проводниками и воспитателями.

А сами вы когда-нибудь писали музыку?

— В детстве я пробовал, получалось. Но, на мой взгляд, это очень серьезное занятие, которым стоит заниматься профессионально. Трудно успевать все сразу.

В одном из интервью вы сказали, что у сына не сложилось с музыкой. Почему так произошло?

— У него были прекрасные данные, но почему-то не срослось. Возможно, не повезло с педагогом. От педагога зависит очень многое — кто-то часто курит во время занятий, кто-то чавкает, кто-то бьет по рукам. У детей отпадает желание заниматься у таких преподавателей.

Расскажите, есть ли какие-то вещи, которые у вас в профессиональной жизни не получались?

— Да. Например, джаз. Я могу наигрывать, баловаться, но профессионально в этот жанр не вкладываюсь. Я считаю, что это направление для меня упущено и вряд ли вернется. Как и игра на рояле — у меня была возможность перейти на него и в школе, и в консерватории. Но в итоге тоже не сложилось.

Не жалеете ли вы о том, что мало времени проводите с семьей?

— Мой плотный гастрольный график — это часть профессии. Для моей семьи это стало нормой и обыденностью. Люди ходят на концерты, они выбирают живой звук. С моей стороны столь частые выступления — это также выбор. Причем весьма увлекательный.

Вы много времени проводите на гастролях, посещаете различные страны. Сейчас вы в Дрездене. Посещаете местные музеи и достопримечательности?

— В основном получается так, что времени очень мало. Куда бы мы ни приехали, расписание одно: сначала необходимо перекусить, потом отдохнуть, а дальше — репетиция и концерт. После выступления, как правило, все уже закрыто, время позднее, успеваем поужинать и лечь спать как можно раньше, чтобы утром улететь. Но в первое время, когда я приезжал в новые для себя города, мне хотелось увидеть что-то знаменитое, и мне это удавалось. Я неоднократно посещал парижский Лувр, в Дрездене, когда попал впервые, — Галерею старых мастеров, в Мадриде — Национальный музей Прадо. Но искусство, несомненно, также требует сил и концентрации.

Вы мечтаете?

― Все мечтают. Нет мечты — нет жизни!

Запев по имени Война Далее в рубрике Запев по имени ВойнаКонцерт классической музыки в память о начале Великой Отечественной войны прошел в Донецке Читайте в рубрике «Культура» Дмитрий Грачев: «Смех действительно продлевает жизнь»Новый герой рубрики «Наши люди» на «Русской Планете» рассказал о «механике» русского юмора Дмитрий Грачев:  «Смех действительно продлевает жизнь»

Комментарии

23 июня 2015, 14:39
Очень позитивный дядя Юрий Башмет. Но по поводу политики и культуры, которая пробивается и живет, все не так, в России да эти две ипостаси не пересекаются, а у них, например в США в полный рост. Например, когда тот же Спиваков впервые выехал в в Америку и выступал в знаменитом Карнеги холле, его закидали тухлыми яйцаи представители конгресса еврейских общин, при полной поддержки городских властей, об этом еще Довлатов писал, у них в борьбе с нами нет никаких правил и ограничений
23 июня 2015, 14:42
Кстати Башмет - видный член партии Единая Россия и всегда в тесных связках с мин культом и Кремлем!
23 июня 2015, 14:48
Башмет, Георгиев, Нетребка и упомянутый в интервью Спиваков тянут нашу культуру к новым свершениям
23 июня 2015, 15:26
Вы имели ввиду Гергиева. У него график плотнее Башмета. Это великие деятели культуры современной России.
24 июня 2015, 16:09
Я не вижу в этом ничего плохого.. Если бы все единороссы приносили бы столько стране как Башмет..
23 июня 2015, 15:24
Культура пробирается сквозь рукотворные железные занавесы только тогда, когда у людей осталось стремление к прекрасному. А вот в сегодняшней ситуации с Украиной, видимо, все совсем плохо.
23 июня 2015, 15:33
Как говорит мой знакомый музыкант : если культуру не пустить в дверь, она проникнет к вам через окноулыбка
23 июня 2015, 16:53
По существу так ничего и не сказал - как поддерживать культуру? Чем? Каким образом? Да и автор статьи задавал вопросы только про самого Башмета, хотя заголовок был многообещающий.
Культуру надо поддерживать только тем, чтобы у как можно большего количества детей была возможность посещать музыкальные школы, тогда и вероятность появления очередного музыкального гения будет выше и качество образования улучшится. Проблема, и большая, в том. что большинство родителей хотят сделать из своих детей экономистов и юристов, а личность без творчества есть личность заведомо ограниченная...
26 июня 2015, 08:20
Правы, но не совсем. Уровень культуры зависит не только от доступности посещения школ, но и еще от некоторых факторов, таких как зарплаты и мотивация учителей, желание и доступность повышать квалификацию и т.д. А в музыкальную школу ходу - не хочу. За деньги сейчас можно хоть в 70 лет прийти, я уже не говорю про пятилеток, которых сейчас с руками и ногами отрывают, лишь бы они учились.
24 июня 2015, 04:19
Есть хороший предмет культурология, который воспринимают как изучение других культур, но ведь можно в его рамках прививать детям любовь к настоящей культуре, к живописи, музыке, архитектуре, театру, балету, музеям и так далее.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»