«Государство сильно, когда един народ»
Баку, Азербайджан. Фото: Aziz Karimov/Zuma\TASS

Баку, Азербайджан. Фото: Aziz Karimov/Zuma\TASS

Армянский ученый предрек распад Азербайджана и Украины

После эскалации карабахского конфликта в апреле текущего года не утихают обсуждения по поводу статуса Нагорного Карабаха. Чтобы разобраться в сути всех процессов на Южном Кавказе, корреспондент РП побеседовала с директором Института автохтонных народов Кавказско-Каспийского региона профессором Гарником Асатряном.

— Азербайджан часто называют самой амбициозной страной в регионе. Кто такие современные азербайджанцы? Кого нужно понимать под этим словом?

— Мы привыкли называть народом людей, которые живут на одной территории и в результате естественных процессов в течение времени рано или поздно создают государство. Это очень важный момент, поскольку государство имеет определенные рычаги воздействия и механизмы формирования единства. Так называемый естественный процесс — это когда народ сформирован, консолидирован, когда есть параметры определения народа. И самое главное, когда есть самосознание, идентичность, осознание принадлежности к определенной общности. В случае с Азербайджаном все происходило немного иначе. Это государство возникло не как следствие определенных культурно-исторических процессов, когда определенный народ в течение долгого времени приходит к созданию государства либо имел государственность, потерял ее и снова воссоздал. Именно поэтому говорить об Азербайджане как о едином народе нельзя.

На этой территории в XIX веке было искусственно создано государство на основе мусульманского тюркоязычного населения. При том что на этой территории также было многочисленное иранское население, таты. На Апшеронском полуострове в основном говорили на татском, там до сих пор сохранилась татская топонимика. Фактически современные азербайджанцы включают в себя все это население, которое было тюркизировано по языковому признаку. Большая роль в этом процессе принадлежит царской администрации, делалось это с целью отделить данную территорию от Ирана — эта часть Южного Кавказа принадлежала Ирану до русско-персидской войны начала XIX века.

Почему нельзя говорить о едином азербайджанском народе? Потому что даже консолидации этого народа до сих пор не произошло. Азербайджанский народ — я имею в виду титульный народ, не включая автохтонные народы, проживающие на его территории, — это местные кланы. Там есть нахиджеванские, бакинские и другие кланы, идентифицирующие себя прежде всего по месту жительства. И часто вражда между кланами намного сильнее, чем вражда между турками и армянами. Это важный момент, так как он показывает, что говорить о едином азербайджанском народе не приходится. У некоторой части населения тлеет осознание принадлежности к другому этносу. Это постоянно проявляется и дает о себе знать.

То же самое мы можем сказать и об Украине. Украина — точно такое же искусственное государство. Когда есть кризис идентичности, то это обязательно приводит к распаду государства. Государство является прочным только тогда, когда титульный государствообразующий народ обладает единым мировоззрением, единым самосознанием. Но когда этого нет — такое государство обязательно распадается на части, как это происходит сейчас на Украине, и так произойдет скоро в Азербайджане.

— Какие народы считаются автохтонными на территории Азербайджана?

— Главным образом это талыши и кавказские народы — лезгины, аварцы. А вот татов нельзя считать коренным населением: это ираноязычное население появилось на территории современного Азербайджана в результате нескольких волн миграций из южной части Ирана.

— В ноябре прошлого года в азербайджанской деревне Нардаран прошли протесты на религиозной почве, в результате погибли семь человек. Как вы прокомментируете эти события? Насколько важен религиозный фактор?

— В Нардаране живут преимущественно таты. Сегодня по большей части они говорят уже на азербайджанском языке, однако тлеющее самосознание принадлежности к иному этносу у них присутствует. Религиозный фактор, безусловно, важен: Нардаран очень религиозен. Даже в самых традиционных регионах Ирана вы не встретите таких верующих, как в Нардаране. Население этой территории считает себя проиранскими шиитами.

— Но ведь большинство населения Азербайджана также считает себя шиитами? Почему власти объяснили произошедшее борьбой с исламским терроризмом?

— Власти всегда боятся проявления самосознания. Шиизм, как ни странно, сегодня превратился в религию автохтонных народов. В частности, автохтонного талышского народа. Потому что наиболее яркое почитание шиизма встречается именно у талышей. Территория Азербайджана, где проживают талыши, — это и есть самая традиционная часть страны. Религиозные проявления рано или поздно перерастают в национальное самовыражение. Если бы в Нардаране власти не подавили религиозное движение таким грубым образом, это обязательно переросло бы в национальное движение. Вопрос лишь в том когда.

На юго-восточном отрезке линии соприкосновения Нагорного Карабаха и Азербайджана

На юго-восточном отрезке линии соприкосновения Нагорного Карабаха и Азербайджана. Фото: Ваган Степанян/PAN Photo/ТАСС

— У талышей сейчас наблюдается всплеск народного самосознания. Как вы оцениваете шансы талышей на независимость или автономию?

— Думаю, у талышей очень большие шансы. Талышское движение необычное, по типу классических национальных движений с определенным штабом, военным крылом и так далее. По организации оно представляет собой нечто вроде сетевой структуры, которой не видно, но она есть и укрепляется изо дня в день. С таким движением очень трудно бороться. И это движение обязательно приведет талышский народ к осуществлению задуманного. Но вопрос в другом: Азербайджан сам по себе рано или поздно распадется и без участия талышей.

— Что представляет собой так называемый Южный, или Иранский Азербайджан (территория современного Ирана к югу от границы с Азербайджаном. — РП.)?

— Нет никакого «Южного Азербайджана». Население, проживающее к югу и северу от реки Арас, разделяющей Азербайджан и Иран, — совершено разные народы: этнически, культурно, с точки зрения менталитета. Единственное, что их объединяет, — это язык, который понимают на обеих сторонах реки. И, естественно, религия — шиизм. Однако все это вовсе не доказательство единства народа, это совсем разные этнические группы. При этом там есть и внедренные извне группировки, которые специально готовятся в разных местах, и мы прекрасно знаем, где это делается, как делается и кем делается. Готовят их Турция, Соединенные Штаты, Израиль, тот же Азербайджан. Эти группировки постоянно пытаются мутить воду и вызвать сепаратистское движение в Иране, но этого не получится.

— То, что Турция оказывает активную помощь сепаратистским движениям в Иране, ни для кого не секрет. В частности, известны факты сотрудничества турецких спецслужб с сепаратистскими группировками. А оказывает ли Иран поддержку иранским народам Турции?

Иранские народы в Турции — заза, курды — уже ведут активную борьбу. Но при этом их движения, к сожалению, уже ангажированы: полагаю, к этому приложила руку не только Америка, но и другие государства. При этом я не думаю, что Иран участвует в процессе: у этих народов свои собственные политические интересы, которые не всегда совпадают с интересами Ирана.

— Если речь пошла о курдах — как вы считаете, почему курды, имея столь большую силу, не могут достичь своей цели — создания государства?

— Здесь именно то, что я говорил о талышах. У курдов отсутствует единство. Если у талышей есть единый народ, единый язык, единая история, четкое понимание места собственного этноса в пространстве и во времени, то у курдов этого нет, так как, по сути, не существует единого курдского народа.

— Какой в идеале вы видите политическую карту Южного Кавказа?

— Я уверен: все народы имеют право жить на своей территории, в том числе и титульный народ Азербайджана. Чем больше будет свободных народов, тем устойчивее будут мир и спокойствие в регионе. Мы обречены жить друг с другом, нельзя постоянно враждовать, жить в обстановке ненависти и постоянной агрессии. Если говорить об Азербайджане, то от этих конфликтов и геополитических игр больше всего страдает именно титульный народ Азербайджана. Единственное решение, на мой взгляд, — это переформатирование Азербайджана, искусственного государства, которое было создано как турецкий проект.

Можно сделать небольшой прогноз, исходя из исторических особенностей и учитывая современные тенденции. На карте Южного Кавказа останутся Грузия, Армения, Талышстан, Бакинская Республика, которая будет охватывать только титульный народ самого Азербайджана. Арцахская Республика, или Карабах, также будет независимым государством: я всегда считал, что Армения и Нагорно-Карабахская Республика — совершенно разные страны. Как будет называться северная часть, я не знаю. Возможно, Лезгистан, но там есть и другие народы — аварцы, например. Условно можно назвать новое государство Кавказская Албания — интересное название, которое будет напоминать, что когда-то был такой народ, носитель христианской идентичности, которая была частью и нашей культуры. Но это все должны решать сами народы Южного Кавказа.

Ресторан через 500 метров налево Далее в рубрике Ресторан через 500 метров налевоВ Госдуме предлагают отказаться от дорожных указательных знаков рекламного характера Читайте в рубрике «Интервью» Эрдоган объявил войну АсадуПосле примирения с Анкарой цель политики Москвы в отношении САР остается загадкой Эрдоган объявил войну Асаду

Комментарии

16 июня 2016, 15:59
Про Азербайджан чушь конечно, он достаточно однороден и слишком мал, чтобы распадаться, а вот Турция, если внешнеедавление не ослабнет, безусловно распадается как минимум на два государства, и произойдет это достаточно скоро
16 июня 2016, 16:38
Армянские ученые не то что британские ученые. Скажут, как отрежут. Тем более, что стабильность в таких слабых новых государствах больше зависит от внешних влияний, нежели от внутренних прав кого-то где-то проживать.
16 июня 2016, 19:25
Есть такое мнение....
Как большевицкая Россия и Турция разделили Армению:
https://youtu.be/v4oz7LaTf08
17 июня 2016, 04:40
не мнение, а факт
16 июня 2016, 21:48
Уверен, что если задать тот же вопрос ученому из Азербайджана, ответ будет прямо противоположным и мы с удивлением узнаем, что оказывается Армянский народ - совсем даже не народ. Нашли у кого спрашивать! И потом покажите мне государство на планете Земля, в котором народ сплочен и не испытывает кризиса идентичности. Ну разве что Люксембург и Лихтенштейн!)) они там все друг друга знают.
17 июня 2016, 04:40
азербайджанцы даже не определились кто они такие- турки или азербайджанцы, у них идут споры, легко найдете в интернете. А армянский народ образовался как минимум 2500 лет назад.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»