«Являюсь контактным звеном между церковью и светской властью»
Отец Александр (Клименков). Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»

Отец Александр (Клименков). Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»

Бывший мэр Вязьмы Александр Клименков — о том, как он стал священнослужителем

Александр Клименков — человек многогранный и парадоксальный. Он с отличием окончил московскую Высшую партийную школу и Смоленскую духовную семинарию. Он поэт и писатель, композитор, священнослужитель и политик. Руководил совхозом «Днепропетровский», был банкиром, директором ЗАГСа, возглавлял департамент сельского хозяйства Вяземского района и местный комитет по туризму и спорту. Он создал один из первых мемориальных комплексов в СССР — «Поле Памяти», организовал и 10 лет руководил вокально-инструментальным ансамблем «Кривичи», способствовал развитию поселка Кайдаково.

В 2012 году, будучи диаконом, Клименков стал главой администрации Вяземского городского поселения. После реорганизации органов власти в 2014 году ушел с занимаемой должности и был рукоположен в сан иерея епископом Смоленским и Вяземским Исидором.

Александр Клименков рассказал «Русской планете», как партия относилась к его походам в церковь, а церковь ― к его светской деятельности, что такое власть и почему нужно быть «человеком дела».

«Никогда не был атеистом»

Я никогда не был атеистом, но к настоящему пониманию веры пришел в 23 года, когда родился сын. Родился он в роддоме на улице Кирова, который был заражен стафилококком. В год сын заболел, попал в больницу на Октябрьской. Там сказали, что надежд нет, он умирает. Мы его забрали оттуда и увезли в другую, на Покровку. Там тоже сказали, что надежды нет. Я вышел из реанимации в четыре часа утра и наткнулся на Успенский собор. Стал просить Божью Матерь, чтоб она сохранила жизнь моему сыну. И она сохранила. Врачи удивлялись, профессор приехал — недоумевал. Сейчас у сына трое детей, он подполковник полиции.

С тех пор я стал регулярно ходить в Успенский собор. При этом чувствовал, что мне там будет интереснее среди священнослужителей, нежели пассивно молиться, слушать, службу стоять. Да и культурная среда всегда создавалась у нас церковью: архитектура, песенное творчество, культура питания, обрядовая сторона, одежда и так далее.

К моменту, когда переехал в Вязьму, был еще невоцерковленным, но верующим: не фанатично — глубоко верующим.

Прошло 10 лет. Судьба сложилась так, что я стал директором совхоза «Днепропетровский». Продолжали выстраиваться отношения с церковью. Священники обращались ко мне за помощью, и я им помогал, потому что Господь мне помог. Я понимал, что необходим. И как раз в это время несколько снов заставили меня глубоко задуматься о том, как жить дальше.

«Давай мы тебя рукоположим»

Мне снится сон. Иисус Христос говорит: «А почему ты не молишься?» Я ему отвечаю: «А у меня образа вашего нет» ―у меня в доме не было икон. Утром приезжаю в совхоз и иду в котельную, вдруг вижу ― художник Герман Жиглов бежит за мной. Я думаю: как обычно, или машину, или помощь какую просить. А в руках у него что-то завернутое в полотенце. Он говорит: «У меня умерла мама, и осталась икона Спасителя». И отдал ее мне. Так у меня появилась первая икона.

Следующий сон. Мне снится Божья Матерь и говорит: «Ты просил спасти сына, теперь я тебя прошу — построй в мою честь храм». Я член бюро горкома партии, как я могу построить храм?! Но понимаю, что стоит вопрос о жизни моего сына и я должен сделать выбор. И я строю храм. Строительство было завершено за три месяца. Когда я поехал просить священника к митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, он мне сказал: «Священник в деревне этой сам себя не прокормит. Давай мы тебя рукоположим». В 1993 году он меня рукоположил в сан диакона,и я сразу поступил в духовную семинарию. Служил диаконом в женском монастыре, потом стал настоятелем Покровского храма и до сих пор продолжаю работать.

Я всегда совмещал службу светскую и церковную, потому что считал, что не готов быть священником. Мне хотелось еще делать вещи, которые относятся к светской жизни. И я делал.

В 2014 году, в бытность мою мэром Вязьмы, встал вопрос об объединении городской и районной администраций. Я решил закончить свою деятельность как менеджер, администратор. Понимал: могу делать то, что и раньше, при этом не обременяя себя строгими рамками с восьми до шести, понимал, что у меня появится гораздо больше возможностей для того, чтобы делать то, что мне нужно.

Об этом узнал мой духовный наставник, который меня рукоположил. Он сказал епископу Исидору о том, что нужно отца Александра полностью возвращать в церковь. Епископ Смоленский и Вяземский Исидор в Успенском соборе рукоположил меня в сан иерея. Я остался настоятелем храма Покрова Божией Матери, имею право крестить, венчать, отпевать и так далее.

В этом году состоится большое событие — исполнится 30 лет «Полю Памяти», инициатором создания которого я являюсь. К этой дате будет выпущен набор открыток — 34 вида памятных мест, которые созданы по моей инициативе, и диск «Поле Памяти». 22 июня в 4 часа утра я буду служить литию, потом пройдет минута молчания. Дальше сниму епитрахиль, и будет концерт — я спою 12 песен.

Знаете, все определяет Бог, все определяется на небесах. Священник не наместник Бога, он просто грамотный человек, который может подсказать, как вести себя в церкви. Священник должен вести службу. То, что я имею в жизни, — это все Господь Бог. Просто он выбрал меня в качестве инструмента для каких-то дел.

На сегодняшний день я являюсь советником нашего главы администрации. И тем самым контактным звеном между церковью и светской властью.

Александр Клименков (справа)  на творческом вечере поэта Виктора Смирнова. Фото: Смоленская областная универсальная библиотека им. А.Т. Твардовского (smolensklib.ru)

«Я закаленный человек — меня бьют всю жизнь»

Раньше было так: если ты работаешь с детьми, молодежью, то не должен ходить в храм. А я работал в техникуме. Одна «добрая» женщина увидела меня в храме и написала письмо куда следует. Директор техникума пригласил меня и сказал: «Тучи сгущаются над тобой. Я ничего не могу сделать, потому что на меня нажимают, чтобы я тебя уволил». Ему, конечно, жалко было меня терять, потому что я создал «Кривичи», мы стали лауреатами. А мне перед этим поступило предложение из Вязьмы от директора завода ― сейчас это электротехнический завод, — он очень мечтал иметь такой ансамбль. Он сказал: «Я сдаю дом и тебе квартиру дам, и ребятам, которые с тобой переедут». И я переехал в Вязьму. Еще переехали трубач и басист. Мы снова создали ансамбль, катались по всей стране.

Когда меня рукоположили в 1993 году, прислали корреспондента газеты «Правда», для того чтобы он заказную статью про меня написал — «Оборотень». А если в «Правде» появлялась статья, значит, человек был или уничтожен, или освобожден от занимаемой должности и так далее. Я говорю корреспонденту: чтобы написать статью, поехали ко мне домой, в деревню, вы переночуете, мы с вами поговорим, чаю попьем. И он остался. Три дня у меня прожил. В результате в газете «Правда» появилась статья на полный разворот: «Восемь ипостасей Александра Клименкова» — задание было провалено!

Когда я работал в совхозе, первые секретари знали, что я хожу в церковь, и разговоры со мной серьезные вели об этом… Когда стал мэром, все говорили многозначительно: священник пришел к власти! Забыли, что этот священник построил целый поселок (поселок Кайдаково. — РП), 480 благоустроенных квартир с водоснабжением, теплом, канализацией — маленький город!

Я закаленный человек — меня бьют всю жизнь. Ведь есть руководители ― созидатели, разрушители и созерцатели. Самые у нас популярные — это созерцатели: легче всего смотреть и критиковать и самому ничего не делать. Так вот, когда на выборы идет человек, спросите, что он сделал. И станет понятно, что он будет дальше делать.

Со стороны некоторых священников я тоже столкнулся с неприязнью. Поскольку я занимался светской работой, часто ходил в светских костюмах, присутствовал и принимал участие в различных мероприятиях, несколько священников подняли вопрос о том, что и им теперь можно заниматься светской работой. Этот вопрос рассматривался на епархиальном совете. Тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне патриарх Московский и всея Руси. — РП) задал вопрос членам епархиального совета: «Отец Николай прислал письмо о том, чтобы отдали отца Александра Клименкова под запрет, потому что он занимается светской работой. Кто-нибудь может что-то сказать по этому поводу?». Отец Аркадий ответил так: «Владыко, я не могу проголосовать за такое решение, потому что когда упразднили мужской монастырь и перевели его в разряд женских, то отец Александр отдал свой дом под мужской монастырь и кормил монахов целый год». Отец Петр: «Я не могу проголосовать за это решение, потому что, когда мы организовывали свое подсобное хозяйство, отец Александр подарил нам трактор, четыре коровы, и с этого мы начали». Третий священник Пантелеймон: «Я не могу, потому что,когда мы проводили 1000-летие крещения Руси, отец Александр взял на себя все расходы». На что митрополит ответил отцу Николаю: «Вот видите, я вас понимаю и поддерживаю, отец Николай, но они же все против». При случае ерничали, конечно, на это я не обращал внимания. Конечно, я был «белой вороной». Я и сейчас «белая ворона».

«Человек дела»

Жизнь вечная ― она в детях. А посему и рай нужно начинать создавать с земной жизни, а не с загробной. Помню, в 1998 году моему отцу Константину Нестеровичу Клименкову делали сложную операцию. Я попросился на сборы по гражданской обороне в областной центр, чтобы быть ближе к нему. Сижу возле него в больничной палате. Он, очнувшись от наркоза, смотрит на меня, узнает и слабым голосом, но строго спрашивает: «Ты что здесь делаешь?» Я отвечаю: «Как что? Ты же после операции». А он мне: «Поезжай домой, здесь есть кому за мной ухаживать. Им деньги за это платят. А ты за совхоз отвечаешь, за его людей. Работать надо, надо работать».

Это напутствие я пронес через всю свою жизнь. Ведь на самом деле работы в совхозе всегда было непочатый край. Тогда строился поселок Кайдаково: дома, средняя школа, школа искусств, конно-спортивная школа, лечебная амбулатория, столовая, торговый центр, почта — много чего.

Я всегда жил работой. Всю жизнь считал, что я — человек дела. Даже лозунг себе придумал: «И дела, и слова, и мысли должны приносить результаты: только по ним мы можем судить об обществе, в котором живем, о коллективе, в котором трудимся, о каждом конкретном человеке как о личности».

Поиск и неравнодушие к своему пребыванию на земле должны постоянно беспокоить человека, особенно если ему судьба уготовила место начальника. Именно начальника, а не руководителя, поскольку этот человек должен служить началом любого дела, быть главным, то есть главой коллектива, которым сподобился управлять. И испытывать прежде всего сам то, к чему призывает своих подчиненных сотоварищей.

Нужно отдавать больше, тогда ты будешь больше получать. Когда я был мэром, старался всем помочь, и у меня получалось с помощью Бога, потому что я никак по-другому не могу это объяснить. Ко мне могли зайти люди из любой партии, верующие или неверующие, потому что их всех объединяла нужда. Всегда те люди, которые просят, ущемлены, несчастны. И эти вот нужды нужно было решить. Все ли я сделал? Наверное, многое сделал.

Понимаете, власть, как нож: если нож в руках хирурга — это исцеление, если в руках повара — это прекрасно приготовленное блюдо, а если в руках неопытного человека ― ладно, если он себя поранит, а других, а если в руках бандита?..

Мы должны поменять жизнь. В нас должна снова поселиться национальная гордость. Нет, пока не за то, что сделали мы, а за то, что сделали наши предки — русские люди, такие же, как мы с вами. Может быть, к нам вернется с православной религией и наша вера, вера в то, что сможем, что преодолеем себя. Появится одна цель, а какая? Эта цель — благо человека. Благо не в лозунгах ― благо конкретное. Не в виде советов и обещаний, а в виде совместного созидательного труда человека и для человека. У нас хватит сил побороть приобретенные недостатки и доказать, что Бог нам дал жизнь не зря, он не ошибся в нас.

Михаил Лермонтов: «Правда всегда была моей святыней» Далее в рубрике Михаил Лермонтов: «Правда всегда была моей святыней»В воображаемом интервью Михаил Лермонтов рассказал РП о своем отношении к событиям в Донбассе, признался в любви к чеченцам и порекомендовал россиянам, куда отправиться в отпуск 

Комментарии

13 июля 2015, 08:51
Моему другу отцу Александру( акростих)
Ангел, над деревней пролетая,
Ласково крылом взмахнул над домом.
Ельником запахло. Пёс залаял.
Красно солнышко плывёт над косогором.
Сколько раз мне чудилось такое?
А теперь, когда дела, заботы
Не даётмне мысль одна покоя
Для чего ты на земле?И кто ты…
Разве всё могло быть по-другому,
Коль, господь, судьбу определил.
Он нам указал дорогу к дому.
Направляя, придавая много сил.
Сколько было трудностей невзгод.
Только тот, кто испытал всё – знает.
А ты знаешь. Жаден наш народ.
Нам всегда чего-то не хватает.
Тернии – не на закуску лук.
Их в судьбе, порой, бывает много.
Но не зря мы слышим сердца стук
Отмолив свои грехи у бога.
В каждом человеке есть зерно
И нельзя гневить, того кто свыше.
Человеку - многое дано.
Каждому, кто божий глас услышит.
Людям свойственно о многом помечтать.
Истина трезвит, увы, сурово.
Мы хотим всё взять, но мало дать.
Единожды пройдя путем Иова.
Но иду,ведомый, истиной нетленной
Кбогу! Дань хочу отдать сыновью.
Отслужив остаток жизни бренной
Верою,надеждой и любовью.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»