Новости – Общество
Общество
Ярмарка тщеславия под покровом ночи
Телеведущая Фекла Толстая на церемонии награждения премии ТЭФИ в категории «Дневной эфир» в Москве. Фото: Илья Питаев/ РИА Новости
В «Останкино» представители федеральных телеканалов раздали друг другу премии ТЭФИ
26 июня, 2015 14:51
7 мин
Странное ощущение оставила эта церемония. Точнее, то, что от нее осталось в варианте трансляции канала РЕН ТВ. Его руководство даже не пожелало ломать сетку вещания и отвело показу того, как раздаются награды, время далеко за полночь. Видимо, памятуя о режиме экономии, а может быть, просто потому, что элементарно не хватило денег, процесс осуществляли здесь же ― в концертной студии «Останкино», не отходя далеко от своих рабочих мест. Иван Ургант и вовсе заглянул на церемонию, чтобы получить свою позолоченную статуэтку, в перерыве между съемками очередного телешедевра. Его «Вечернего Урганта» признали лучшей развлекательной программой.
Экранных лиц на церемонии было достаточно много, но не всех их вызывали на сцену за наградой. А потому атмосфера доброжелательной зависти тяжелым топором висела в зале ― настолько, что ведущий церемонии, он же нынешний глава ТЭФИ Михаил Швыдкой, был вынужден после чуть ли не каждого вручения призывать зал аплодировать. Собственно, с этого и началось само действо, когда Швыдкой, перечислив нынешних учредителей премии (а это все основные федеральные телеканалы), изрек: «Похлопайте себе сами». Однако похоже, что присутствующие не только хлопали, но и распределяли призы по давно известному на таких церемониях принципу «всем сестрам по серьгам». Объективность здесь не ночевала, ибо выбор делала уже не вся Академия, существующая нынче исключительно на бумаге, а некое собрание представителей учредителей церемонии. Что и объясняет не только состав номинантов, но и выбор победителей.
Странности, впрочем, на этом не заканчивались. Учитывая, что премия вручается в конце сезона, было бы неплохо обозначить тот период, за который выдвигаются те или иные проекты и персоны. Все почему-то говорили о календарном годе (то есть 2014-м), а на самом деле большинство наград ушло тем программам, которые были в эфире в году 2015-м. Стало быть, награждали наши телевизионщики самих себя по итогам телесезона «осень 2014 ― весна 2015». Из программ 2014 года в победители вышла только «Екатерина» («Россия-1»), в которой лучшей актрисой (что справедливо) определили Юлию Ауг, ставшую на экране Елизаветой Петровной, а не Марину Александрову, сыгравшую заглавную роль. Приз за лучшую мужскую роль (что справедливо вдвойне) посмертно присудили великому Богдану Ступке («Однажды в Ростове», Первый канал).
Не менее странным выглядело деление всего телеконтента на два раздела: «Дневной эфир» и «Вечерний прайм-тайм». Складывалось впечатление, что наши телебоссы считают проекты невечернего пояса вещания чем-то второсортным по отношению к тому, что показывают в прайм-тайм. Телевидение у нас одно на всех, и потому делить его по времени суток нелепо и смешно. Но, видимо, кому-то это нравится. Особенно тем, кто считает рейтинги телепроектов и указывает всем остальным, включая рекламодателей, что они самые высокие именно вечером, когда большинство населения нашей страны приходит домой и садится ужинать. Однако и среди невечерних программ оказались лучшие: «Доброе утро» (Первый канал), ведущие Анастасия Чернобровина и Владислав Завьялов, программа «Модный приговор» (лучшее развлекательное шоу), «Наблюдатель» («Россия-К», ток-шоу). Лучшим ситкомом назвали «Физрука» (ТНТ). А «Биатлон с Дмитрием Губерниевым» определили в победители номинации «Лучшая спортивная программа».
Телеведущий Леонид Якубович (в центре) и первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман (второй справа) перед началом торжественной церемонии вручения премии ТЭФИ в категории «Вечерний прайм» в Москве
Телеведущий Леонид Якубович (в центре) и первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман (второй справа) перед началом торжественной церемонии вручения премии ТЭФИ в категории «Вечерний прайм» в Москве. Фото: Илья Питаев/ РИА Новости
Вполне ожидаемо получили свои ТЭФИ Дмитрий Киселев («Вести недели») ― за лучшую информационную программу, Мария Ситтель и Андрей Кондрашов ― как лучшие ведущие информационной программы. Награду лучшему репортеру/оператору поделили между собой Алексей Зотов (Первый канал, репортаж «Детский хоспис») и Александр Рогаткин с Дмитрием Рогалевым («Россия-1», за серию репортажей из Донбасса). Практически вне зоны награждения и выдвижения оказались каналы НТВ, СТС и Пятый канал с РЕН ТВ. Последнему только и доверили, что транслировать облегченную и отмонтированную версию церемонии.
Процесс в данном случае оказался не менее важным, чем результат. Михаил Швыдкой наступил на те же грабли, что и Юлий Гусман, когда он ведет «Нику». Понимаю, что Михаил Ефимович слишком любит себя на телеэкране, но невозможно так открыто это демонстрировать во время трансляции, меняя девушек-соведущих, как перчатки. Их у него за вечер побывало аж четыре. Причем одна из них ― Ольга Кортункова ― была «позаимствована» из команды КВН Пятигорска. Ее импровизации и шутки вызывали настолько гробовое молчание в зале, что стало ясно: многое в нашем телеэфире творится исключительно по чужим лекалам и заимствованным технологиям. А когда надо выдать что-то искрометное и оригинальное, без написанного текста и разученной репризы, с этим возникают проблемы. В результате элегантный, как рояль, Михаил Ефимович был вынужден обращать внимание не на саму церемонию, а на фасоны платьев, в которых являлись публике и телекамерам сопровождающие его конферанс дамы.
Остальные элементы предлагаемого теледейства вызывали недоумение, как и распределение наград. Понятно, что двигало постановщиками церемонии, когда они пригласили Юрия Стоянова спеть песню-напоминание о тех деятелях нашего телевидения, кто ушел из жизни. Но никак не понять, почему вдруг за его спиной начали возникать изображения абсолютно всех, кого уже нет с нами, даже если дата их ухода приходится на годы, когда ТЭФИ не было еще и в помине. При этом вдруг почему-то забыли включить в этот фотомартиролог изображение Владимира Ворошилова, о чем не без ехидства напомнила его коллега Наталья Стеценко, поднявшись на сцену за своим почетным призом. Вместе с ней этой приятной процедуре «подверглись» и еще несколько деятелей нашего родного ТВ.
Все-таки слава ― это двигатель телевидения. И нынешняя церемония ТЭФИ в этом еще раз многих убедила. Особенно тогда, когда на сцену стайками вылетали расфуфыренные девушки, каким-то образом причастные к тем или иным проектам. Видимо, они искренне считают, что это они творят сегодняшнее ТВ. Хотя на самом деле решение принимают именно те персоны, которые во время церемонии сидели в первом ряду и с лиц которых не сходило выражение удовлетворения, ибо это был ИХ праздник. Каналы и их руководители получили порцию счастья и признания от своих коллег в подлинно корпоративном духе. При этом никто даже не попытался подвергнуть сомнению справедливость происходящего.
Впрочем, в этой церемонии было одно бесспорное решение ― присудить ТЭФИ в номинации «Событие года» акции «Бессмертный полк». Хотя, конечно, это событие было не столько телевизионным, сколько народным. Но наше родное ТВ настолько тщеславно, что даже эту искреннюю историю попыталось зачесть себе в актив, что лишний раз указало всем на то, каким жаром веет от костра амбиций, на которых подогревается желание телевизионщиков повышать рейтинги, обходить конкурентов и считать свой контент лучшим в мире. Что ж, в пределах одной отдельно взятой церемонии в одном отдельно взятом зале это возможно. Правда, при этом было бы неплохо поинтересоваться мнением тех, для кого творится наше родное телевидение. То есть мнением самих зрителей.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости