«Я бы не называл это кризисом. Так складываются экономические факторы»
Сборочный цех завода «КАМАЗ». Фото: Николай Брик / ИТАР-ТАСС

Сборочный цех завода «КАМАЗ». Фото: Николай Брик / ИТАР-ТАСС

КАМАЗ переходит на неполную рабочую неделю; эксперт: машиностроение «лежит»

В феврале часть персонала ОАО «КАМАЗ» будет переведена на четырехдневную рабочую неделю. Как пояснили «Русской планете» в пресс-службе компании, это – «одна из антикризисных мер, направленных на сохранение коллектива».

Режим полной рабочей недели сохранится для сотрудников «КАМАЗа», обслуживающих непрерывно действующие производства. В прежнем режиме будут работать подразделения, проводящие регламентные, ремонтные и профилактические работы, а также подразделения, занятые реализацией и отгрузкой товарной продукции, изготовлением запасных частей, автобусных шасси, а также персонал центральной бухгалтерии.

Сотрудникам, переведенным на сокращенную рабочую неделю, вынужденный простой в пятницу будет компенсирован в размере двух третей дневной оплаты труда; средняя зарплата на предприятии в 2013 году составляла 20-25 тысяч рублей.

Причина, по которой рабочая неделя на предприятии будет сокращена  –  затоваривание складов компании в условиях стагнации рынка тяжёлых грузовиков.

Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин дал указание блоку по продажам в течение месяца увеличить количество заказов, чтобы отменить вынужденные выходные и загрузить предприятие работой.

В 2013 году в России и на внешнем рынке было продано 43,8 тысяч грузовиков «КАМАЗ», что на 4% меньше, чем в 2012 году. При этом в условиях общего падения спроса на продукцию КАМАЗа его доля на российском рынке выросла с 33% до 45%.

В последний раз КАМАЗ переходил на неполную рабочую неделю в ноябре 2012 года; четырехдневка была отменена в марте 2013 года.

Тяжелая экономическая ситуация коснулась и других предприятий тяжелой промышленности – с 19 февраля на неполную рабочую неделю переходит Ульяновский моторный завод.

«Режим неполной занятости вводится с 19 февраля по 18 июля включительно, с 4 рабочими днями, по причине снижения спроса на выпускаемую продукцию и выручки от ее реализации», – цитирует РИА «Новости» заявление департамента занятости населения, труда и развития социального партнерства Ульяновской области.

Возможно, на неполный режим работы в связи с падением спроса перейдет и Ульяновский автомобильный завод («УАЗ»).

Начальник отдела анализа отраслей реального сектора экономики в ВШЭ Эдуард Баранов считает, что проблемы отрасли связаны с последствиями кризиса 2008 года.

«То, что происходит сейчас с автомобильной промышленностью – это очевидные последствия кризиса, который был в 2008 году. После него резко упал спрос на автомобили, причем не только на отечественные, но и на импортные. Спрос так и не восстановился, поэтому и сокращается производство.  Хотя наши автомобили и занимают свою нишу по соотношению цена – качество», – сказал Баранов в разговоре с РП.

По оценке эксперта, этап бурного роста спроса на автомобили прошел, налицо насыщение рынка.

«Те, кто хотел купить машины, купил. Я бы не называл это кризисом отрасли. Просто так складываются экономические факторы. Есть определенные волны, которые характерны для предметов длительного пользования. Взять тот же телевизор: если посмотреть на график спроса, то он носит волновой характер», –  объяснил Баранов.

Тем не менее, ситуация на производствах, по мнению ученого,  может ухудшаться и далее; общий экономический фон он характеризует как предкризисный.

«Инвестиционное машиностроение, особенно то, которое предназначено для строительных работ и добычи полезных ископаемых, просто лежит. О какой модернизации можно говорить, когда у нас отечественное машиностроение находится в тяжелом кризисном состоянии», – говорит Баранов. Машиностроение попало под удар первым; ситуация в других отраслях – топливной, металлургической, химической, целлюлозо-бумажной и лесной промышленности –  будет зависеть от внешней конъюнктуры, прогнозирует Баранов. Достаточно стабильна сейчас только пищевая промышленность, потому что в ней активно и давно идет процесс импортозамещения добавляет эксперт.

Ранее в начале этого года из-за резкого падения спроса вынуждены были перейти на четырехдневный рабочий график не только автомобильные заводы. Ранее на неполную рабочую неделю перевели рабочих воронежского завода «Синтезкаучук».

Снижение спроса на синтетические каучуки со стороны предприятий шинной отрасли и потребителей резинотехнических изделий наблюдается с 2012 года. В то же время, цены на сырье для каучуков растут вслед за нефтью, которая в последние годы держится на уровне $100 за баррель. Вместе эти факторы ведут к недозагруженности производственных мощностей.

Режим неполной рабочей недели на февраль-март введен также на предприятиях орского ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ». В начале января полностью остановлена работа латненского завода концерна «Росогнеупоры»; там готовятся к массовым сокращениям, пока же сотрудники отправлены в отпуск за свой счет. На Семилукском огнеупорном заводе решается вопрос о сокращении 200 штатных единиц.  После новогодних праздников часть работников ЗАО «Тольяттисинтез» и ООО «Тольяттикаучук» также были переведены на неполную рабочую неделю с выплатой двух третей от заработной платы.

Год лошади Далее в рубрике Год лошадиЭлектрички отменяются: местные власти не могут расплатиться за пригородные перевозки с дочерними компаниями РЖД; за январь 2014 года закрыты 150 маршрутов

Комментарии

06 февраля 2014, 23:10
Ну если Камаз уж производство сокращает, значит дела в экономике действительно плохи. Эти машины вроде всегда в ходу были..
07 февраля 2014, 00:43
На ВАЗе сокращают 10% персонала, УАЗ на неполную смену перешел, от ГАЗа вообще никаких новостей, и даже на всегда успешном КАМАЗе, все в нестабильном положении, как не так наше автомобилестроение развиваается
07 февраля 2014, 10:12
Да развалил Путин автомобилестроение,в том числе,а в общем промышленность. На Кузбассе сократили тысячи людей.Оттуда падение добычи ископаемых. Оттуда и падение объема грузоперевозок,оттуда убытки РЖД и снятие с маршрутов более 150 электричек. Все настолько тесно связано и зависит друг от друга,что страна балансирует над пропастью.
07 февраля 2014, 07:54
Да просто кто станет покупать новый КАМАЗ за 2-3 миллиона, если за такие же деньги можно купить слегка подержанную СКАНИЮ или ДАФ
07 февраля 2014, 09:13
Хреново как-то факторы у нас в стране складываются, при чем не только у КАМАЗА и в целом автопрома.... Одни только ни кому не нужные Калины-Приоры клепают, а все остальное погружается в пучину небытия...! (((((((((((
08 февраля 2014, 05:18
В борьбе с политикой деиндустриализации погибают последние Индустриальные Предприятия России (в т. ч. Уралмаш). Скорбим!
16 февраля 2014, 14:25
да мелочи это все, главное олимпиада, путину слава!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»