Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Взаймы давайте, не ожидая ничего»

Фото: Ali Jarekji / Reuters
Российскую экономику можно защитить с помощью православной финансовой системы, считают в РПЦ; «Русская планета» попыталась разобраться, совместимы ли экономика и религия
Матвей Фокин
22 декабря, 2014 17:35
14 мин
Одним из путей защиты российской экономики должна стать новая православная финансовая система, которую уже готова создать группа финансистов, заявил в понедельник председатель Отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. «Необходимо в мире наращивать роль механизмов, не основанных на ростовщичестве», — отметил он.
Проект, разработанный группой российских финансистов, предполагает выделение средств не под процент, а под прибыль будущего предприятия, а также отказ от участия в денежных потоках от производства табачной и алкогольной продукции, игорного бизнеса и использования труда нелегальных мигрантов.
Почему это запрещено
Тора, Библия и Коран запрещают взимание ссудного процента, ростовщичество. В Старом Завете есть множество табу на ростовщичество: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исход, 22;25). В Евангелии Христос говорит: «Взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая» (Лука 6;35).
Коран прямо разрешает торговлю и запрещает ростовщичество. «Дозволил торговлю Аллах, а лихву запретил» (Сура Аль-Бакара Аят 275). На том свете ислам готовит ростовщикам незавидную участь: «обитатели пламени адского на вечные времена».
Некоторые религиозные деятели полагают, что речь идет и о банковской деятельности в ее современном, западном виде.
Председатель петербургской исламской организации «Аль-Фатх» Джамалиддин Махмутов (знаменит тем, что обращался в Конституционный суд с просьбой разъяснить, возможны ли шариатские суды в России) говорит, что будущее отечественной экономики именно за религиозными банками: православными и исламскими.
«Строго говоря, для верующих авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам) все банкиры западного типа являются ростовщиками, а следовательно, грешниками, — сказал РП Махмутов, — Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что все мы на земле лишь путники и обязаны делиться с ближним последним фиником. Религиозных банков у нас в России нет. Увы, пока непонятно, как эта система может прижиться. Ведь у большинства наших богатых людей цель —  нажить себе капитал, а не поддерживать людей и иметь совесть».
Ростовщичество и банковский процент — разные вещи?
Некоторые православные богословы считают, что запрет на ростовщичество, упоминающийся в Библии, не имеет отношения к современным банкам.
«Сегодня банковские услуги — это не древнее ростовщичество. У банков берут деньги для развития, и банки превратились из торговцев временем в соучастников твоего бизнеса, которые вместе с тобой несут риски твоего бизнеса, — заявил журналу «Профиль» протодиакон Андрей Кураев, — Банк — это нормальный институт современного общества, и церковь, конечно, не может его игнорировать. Древний запрет скорее стоит вспоминать, говоря про ломбарды, к которым люди прибегают действительно в безвыходных ситуациях».
В 90-х годах РПЦ создала специальный экспертный совет «Экономика и этика», призванный формулировать отношение РПЦ к экономическим проблемам. В совете соглашаются с мыслью Кураева: не надо путать цивилизованный банковский бизнес с ростовщичеством. Церковь четко отделяет ростовщичество, то есть хищнический процент, от банковского процента, который необходим для поддержания нормального функционирования финансовой системы.
Традиционно иное, более консервативное отношение к проблеме в монастырях РПЦ. Насельники, как правило, строже относятся к мирским вещам. Некоторые не признают паспорта, ИНН. Соответствующее отношение и к взиманию процентов.
Монах подмосковного монастыря отец Александр считает, что проценты и православное отношение к своей жизни, ближнему и Богу — несовместимы.
«Процент брать нельзя. Хотя тоже, зависит, на что потом идет этот процент. Есть банки, владельцы которых — православные люди. Они принципиально не дают кредиты табачным и водочным компаниям, игорному бизнесу, много жертвуют. Кто осудит? Но ростовщичество противно русским, православным, нашей природе, это страсть. Страстные люди Господа не узрят. В рост давать может только Бог, это духовный рост, всем нам дал эту жизнь, вложил в нас душу. Его дар мы должны преумножить, духовно богатеть»…
Отметим, что банкиры зачастую предпочитают не работать по принципам религиозной экономики, а идти на маркетинговые ходы, намекая клиентам названиями или логотипами на связь с религиозными институтами. Например, некоторые банки имеют логотип в виде купола православного храма, другие включают в логотип крест, полумесяц или звезду Давида. Это, конечно же, не означает, что банк работает по религиозным канонам.
Исламский банкинг
Из религиозных финансовых институтов в мире наиболее распространены исламские банки. Но лучше всего, естественно, они  прижились на Ближнем Востоке, в странах Персидского залива, и на Аравийском полуострове. Главное финансовое правило ислама — богатые не должны богатеть за счет бедных. Это роднит мусульманский банкинг с социализмом и противопоставляет основному постулату западной экономки — прибыль любой ценой.
 «Исламским банкам запрещено брать ссудный процент (риба), — рассказывает Махмутов, — Запрещено идти на неоправданный риск, неопределенность (гарар), инвестировать в производство запрещенных продуктов (например, спиртного или свинины), в производство и торговлю, которые нарушают нравственные заповеди — оружие, азартные игры, проституция».
«Изгнание торгующих из храма» Гюстава Доре
Все сделки исламского банка должен разрешить шариатский совет, привлекаемый со стороны или встроенный в структуру банка (регулятора). Клиент банка становится не кредитором, а партнером, финансовым дольщиком, инвестором. Например, банк вкладывает средства клиента в различные проекты и делится с ним прибылью. На языке финансистов это может называться доверительное управление, долевое партнерство, ПИФ, товарищество на вере, коммандитное товарищество. У мусульман — мушарака, мудараба.
Есть у мусульман также финансовая аренда и продажа в рассрочку (иджара), финансовый подряд (истисна), контракт поставки (салям).
Шамиль Мугатаров, председатель Координационного совета мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области считает, что если бы в России работали исламские банки, была бы совершенно иная экономическая ситуация, возможно и «черного вторника» не было бы.
«Доверия между банками и клиентами было бы больше, — говорит Мугатаров, — В какой бы валюте ни работали эти банки, у них совсем другой принцип. Процента как такого нет, есть долевое участие. Поэтому не было бы ажиотажа, мысли, что нужно бежать, менять рубли на доллары. Если сделка оказывается бесприбыльной, то и банк не получает прибыль. Поэтому вкладчику намного спокойнее. Он знает, что получит то же самое, что и банк».
В России уже предпринимались попытки ввести религиозные финансовые институты. Наиболее активны в этом вопросе всегда были исламские регионы страны. Сразу после распада СССР несколько предпринимателей с Северного Кавказа учредили в Москве  банк «Бадр Форте». Он декларировал, что будет работать по нормам шариата (свода законов исламского права. — РП). Однако этого не произошло. Некоторые банки Дагестана выпускали банковские карты, процент от которых шел на благотворительность. Ряд банков декларировали возможность заключения сделок, основанных на принципах шариата, с партнерами из стран Персидского залива.
Малайзийский банк Ислам. Фото: Bazuki Muhammad / Reuters
«Почему исламские деньги у нас не работают? — размышляет Шамиль Мугатаров, — Потому что получается система двойного налогообложения. Здесь нужно законодательно укрепить исламские деньги. Если это законодатель сделает, то, поверьте, денег в России будет больше чем достаточно. Исламские деньги готовы идти сюда, в бизнес».
Прорыв наметился в 2013 году. Казанский банк «Ак Барс» привлек в экономику Татарстана средства объемом 100 млн долларов, которые были предоставлены группой международных банков согласно нормам шариата.
«Оба проекта в рамках исламской синдикации основаны на принципах Мурабаха, структурированных на основе купли-продажи товара с отсрочкой платежа, — пояснили порталу Банки.ру в «Ак Барсе». — Одной из особенностей сделок в рамках исламского финансирования является определение фиксированной маржи или прибыли, в отличие от традиционного банковского процента. Полученные в рамках синдикации средства были направлены на финансирование инфраструктурных проектов».
Примет ли вся Россия ислам из-за беспроцентной ипотеки?
Главная проблема, с которой сталкиваются банки, желающие работать по религиозным законам — российское законодательство. Гражданский и Налоговый кодексы РФ и федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации» предусматривают обязательные процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам). Поэтому для введения в России православного или исламского банкинга требуется вмешательство федерального законодателя.
Мнения экспертов неоднозначны. Есть те, кто уверены, что религия в конце концов придет в российские банки. Логика простая — с введением западных санкций Россия лишилась кредитов. Нам придется сотрудничать с банками стран Ближнего и Дальнего Востока. Правила их работы часто специфичны и регулируются религиозными, культурными, этническими догмами. Деваться некуда, правила игры мы примем, а это неизбежно означает изменение отечественного финансового законодательства.
Фото: Валентин Кузьмин / ТАСС
Но есть и скептики. Они полагают, что любой религиозный банк просто подменяет понятия и называет получаемые проценты другими терминами. «Исламские банки успешно работают лишь в странах с исламским населением, особенно в Персидском заливе, там людей мало, все друг другу родственники, живут как в большой семье, — говорит экономист Сергей Исаев, —  В России это будет пиар, маркетинг. Попробуйте давать ипотеку на 25 лет без процентов, работая не в убыток. Тогда вся Россия ислам примет, а вам Нобелевку по экономике дадут».
Кроме того, по словам Исаева, возможная экспансия исламских банков не очень понравится представителям других конфессий. Поэтому им придется уходить в регионы страны с преобладающим мусульманским населением.
Отметим, что именно ипотеку опрошенные РП эксперты-немусульмане часто приводили в качестве примера, доказывающего умозрительность исламского банка. В ответ оппоненты говорят, что можно заключить договор мурабаха или иджара с исламскими финансовыми компаниями. Например, в Татарстане уже сейчас работает финансовый дом, заключающий такие договоры. Правда, услуга предоставляется ограниченному кругу лиц и только на территории республики. Можно также объединиться с другими гражданами и создать жилищный кооператив. В общем, с ипотекой у мусульман пока действительно сложно…
Догнать мусульманскую Британию
На прошлой неделе председатель Внешэкономбанка (ВЭБ) Владимир Дмитриев участвовал в форуме «Торгово-промышленный диалог Россия — Персидский залив», проходившем в Бахрейне. Новость о форуме прошла незамеченной для СМИ, между тем глава ВЭБа, по сути, пообещал, что Россия возьмет на вооружение принципы исламского банкинга.
«Мир сегодня переживает период геополитической турбулентности, — заявил Дмитриев, — В этих условиях мы высоко ценим стремление арабских государств Персидского залива наращивать торгово-экономические отношения с Россией, расширять сотрудничество между финансовыми институтами, в том числе по канонам «исламского банкинга».
Дмитриев отметил, что специалисты Внешэкономбанка отправятся в страны Персидского залива, чтобы изучить исламский банкинг, а затем предложить Центробанку изменения законов, с которыми он выйдет на Федеральное Собрание.
«Нам надо адаптировать наше банковское законодательство к специфике данного вида финансирования», — сказал Дмитриев.
По его мнению, год — вполне реалистичный срок. И России есть с кого брать пример — Британия за короткий срок стала европейским лидером по исламскому кредитованию.
Что именно придется менять в законодательстве
В июле 2014 года директор департамента банковского надзора Банка России Рубен Амирьянц отправил запрос в Ассоциацию российских банков (АРБ). Эта структура представляет интересы всех крупнейших российских кредитно-финансовых учреждений. Амирьянц попросил банкиров рассказать, что они думают об исламских принципах финансирования.
Банки ответили, что препятствием в правовом регулировании является отсутствие в российском правовом поле юридически закрепленной терминологии по исламским финансам. Нигде в российских юридических документах не прописано, что такое «исламский финансовый институт» или «банк, действующий с соблюдением исламских финансовых принципов», «сукук» (исламские облигации. — РП), «мудараба» и т.п.
Поэтому предлагается принять специальный федеральный закон «Об исламских финансах», разработать инструкцию по регистрации исламского банка и предусмотреть отдельное лицензирование. ЦБРФ как регулятор возьмет такие банки под особый контроль.
Кроме того, нужны изменения в ряде кодексов РФ. Например, налоговый. И активно объяснять консервативно настроенному населению, что исламский банкинг — это не принятие ислама, а альтернативная экономика.
В АРБ пришли к выводу, что спрос на исламские финансовые инструменты растет, поскольку растет спрос на инвестиции, которые могут приносить стабильный реальный доход в долгосрочном периоде вне зависимости от краткосрочных инфляционных шоков. Таким образом, не исключено, что уже в следующем году обычным банкам придется конкурировать с религиозными.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ