«Взаймы давайте, не ожидая ничего»
Фото: Ali Jarekji / Reuters

Фото: Ali Jarekji / Reuters

Российскую экономику можно защитить с помощью православной финансовой системы, считают в РПЦ; «Русская планета» попыталась разобраться, совместимы ли экономика и религия

Одним из путей защиты российской экономики должна стать новая православная финансовая система, которую уже готова создать группа финансистов, заявил в понедельник председатель Отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. «Необходимо в мире наращивать роль механизмов, не основанных на ростовщичестве», — отметил он.

Проект, разработанный группой российских финансистов, предполагает выделение средств не под процент, а под прибыль будущего предприятия, а также отказ от участия в денежных потоках от производства табачной и алкогольной продукции, игорного бизнеса и использования труда нелегальных мигрантов.

Почему это запрещено

Тора, Библия и Коран запрещают взимание ссудного процента, ростовщичество. В Старом Завете есть множество табу на ростовщичество: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исход, 22;25). В Евангелии Христос говорит: «Взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая» (Лука 6;35).

Коран прямо разрешает торговлю и запрещает ростовщичество. «Дозволил торговлю Аллах, а лихву запретил» (Сура Аль-Бакара Аят 275). На том свете ислам готовит ростовщикам незавидную участь: «обитатели пламени адского на вечные времена».

Некоторые религиозные деятели полагают, что речь идет и о банковской деятельности в ее современном, западном виде.

Председатель петербургской исламской организации «Аль-Фатх» Джамалиддин Махмутов (знаменит тем, что обращался в Конституционный суд с просьбой разъяснить, возможны ли шариатские суды в России) говорит, что будущее отечественной экономики именно за религиозными банками: православными и исламскими.

«Строго говоря, для верующих авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам) все банкиры западного типа являются ростовщиками, а следовательно, грешниками, — сказал РП Махмутов, — Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что все мы на земле лишь путники и обязаны делиться с ближним последним фиником. Религиозных банков у нас в России нет. Увы, пока непонятно, как эта система может прижиться. Ведь у большинства наших богатых людей цель —  нажить себе капитал, а не поддерживать людей и иметь совесть».

Ростовщичество и банковский процент — разные вещи?

Некоторые православные богословы считают, что запрет на ростовщичество, упоминающийся в Библии, не имеет отношения к современным банкам.

«Сегодня банковские услуги — это не древнее ростовщичество. У банков берут деньги для развития, и банки превратились из торговцев временем в соучастников твоего бизнеса, которые вместе с тобой несут риски твоего бизнеса, — заявил журналу «Профиль» протодиакон Андрей Кураев, — Банк — это нормальный институт современного общества, и церковь, конечно, не может его игнорировать. Древний запрет скорее стоит вспоминать, говоря про ломбарды, к которым люди прибегают действительно в безвыходных ситуациях».

В 90-х годах РПЦ создала специальный экспертный совет «Экономика и этика», призванный формулировать отношение РПЦ к экономическим проблемам. В совете соглашаются с мыслью Кураева: не надо путать цивилизованный банковский бизнес с ростовщичеством. Церковь четко отделяет ростовщичество, то есть хищнический процент, от банковского процента, который необходим для поддержания нормального функционирования финансовой системы.

Традиционно иное, более консервативное отношение к проблеме в монастырях РПЦ. Насельники, как правило, строже относятся к мирским вещам. Некоторые не признают паспорта, ИНН. Соответствующее отношение и к взиманию процентов.

Монах подмосковного монастыря отец Александр считает, что проценты и православное отношение к своей жизни, ближнему и Богу — несовместимы.

«Процент брать нельзя. Хотя тоже, зависит, на что потом идет этот процент. Есть банки, владельцы которых — православные люди. Они принципиально не дают кредиты табачным и водочным компаниям, игорному бизнесу, много жертвуют. Кто осудит? Но ростовщичество противно русским, православным, нашей природе, это страсть. Страстные люди Господа не узрят. В рост давать может только Бог, это духовный рост, всем нам дал эту жизнь, вложил в нас душу. Его дар мы должны преумножить, духовно богатеть»…

Отметим, что банкиры зачастую предпочитают не работать по принципам религиозной экономики, а идти на маркетинговые ходы, намекая клиентам названиями или логотипами на связь с религиозными институтами. Например, некоторые банки имеют логотип в виде купола православного храма, другие включают в логотип крест, полумесяц или звезду Давида. Это, конечно же, не означает, что банк работает по религиозным канонам.

Исламский банкинг

Из религиозных финансовых институтов в мире наиболее распространены исламские банки. Но лучше всего, естественно, они  прижились на Ближнем Востоке, в странах Персидского залива, и на Аравийском полуострове. Главное финансовое правило ислама — богатые не должны богатеть за счет бедных. Это роднит мусульманский банкинг с социализмом и противопоставляет основному постулату западной экономки — прибыль любой ценой.

 «Исламским банкам запрещено брать ссудный процент (риба), — рассказывает Махмутов, — Запрещено идти на неоправданный риск, неопределенность (гарар), инвестировать в производство запрещенных продуктов (например, спиртного или свинины), в производство и торговлю, которые нарушают нравственные заповеди — оружие, азартные игры, проституция».



«Изгнание торгующих из храма» Гюстава Доре

Все сделки исламского банка должен разрешить шариатский совет, привлекаемый со стороны или встроенный в структуру банка (регулятора). Клиент банка становится не кредитором, а партнером, финансовым дольщиком, инвестором. Например, банк вкладывает средства клиента в различные проекты и делится с ним прибылью. На языке финансистов это может называться доверительное управление, долевое партнерство, ПИФ, товарищество на вере, коммандитное товарищество. У мусульман — мушарака, мудараба.

Есть у мусульман также финансовая аренда и продажа в рассрочку (иджара), финансовый подряд (истисна), контракт поставки (салям).

Шамиль Мугатаров, председатель Координационного совета мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области считает, что если бы в России работали исламские банки, была бы совершенно иная экономическая ситуация, возможно и «черного вторника» не было бы.

«Доверия между банками и клиентами было бы больше, — говорит Мугатаров, — В какой бы валюте ни работали эти банки, у них совсем другой принцип. Процента как такого нет, есть долевое участие. Поэтому не было бы ажиотажа, мысли, что нужно бежать, менять рубли на доллары. Если сделка оказывается бесприбыльной, то и банк не получает прибыль. Поэтому вкладчику намного спокойнее. Он знает, что получит то же самое, что и банк».

В России уже предпринимались попытки ввести религиозные финансовые институты. Наиболее активны в этом вопросе всегда были исламские регионы страны. Сразу после распада СССР несколько предпринимателей с Северного Кавказа учредили в Москве  банк «Бадр Форте». Он декларировал, что будет работать по нормам шариата (свода законов исламского права. — РП). Однако этого не произошло. Некоторые банки Дагестана выпускали банковские карты, процент от которых шел на благотворительность. Ряд банков декларировали возможность заключения сделок, основанных на принципах шариата, с партнерами из стран Персидского залива.



Малайзийский банк Ислам. Фото: Bazuki Muhammad / Reuters

«Почему исламские деньги у нас не работают? — размышляет Шамиль Мугатаров, — Потому что получается система двойного налогообложения. Здесь нужно законодательно укрепить исламские деньги. Если это законодатель сделает, то, поверьте, денег в России будет больше чем достаточно. Исламские деньги готовы идти сюда, в бизнес».

Прорыв наметился в 2013 году. Казанский банк «Ак Барс» привлек в экономику Татарстана средства объемом 100 млн долларов, которые были предоставлены группой международных банков согласно нормам шариата.

«Оба проекта в рамках исламской синдикации основаны на принципах Мурабаха, структурированных на основе купли-продажи товара с отсрочкой платежа, — пояснили порталу Банки.ру в «Ак Барсе». — Одной из особенностей сделок в рамках исламского финансирования является определение фиксированной маржи или прибыли, в отличие от традиционного банковского процента. Полученные в рамках синдикации средства были направлены на финансирование инфраструктурных проектов».

Примет ли вся Россия ислам из-за беспроцентной ипотеки?

Главная проблема, с которой сталкиваются банки, желающие работать по религиозным законам — российское законодательство. Гражданский и Налоговый кодексы РФ и федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации» предусматривают обязательные процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам). Поэтому для введения в России православного или исламского банкинга требуется вмешательство федерального законодателя.

Мнения экспертов неоднозначны. Есть те, кто уверены, что религия в конце концов придет в российские банки. Логика простая — с введением западных санкций Россия лишилась кредитов. Нам придется сотрудничать с банками стран Ближнего и Дальнего Востока. Правила их работы часто специфичны и регулируются религиозными, культурными, этническими догмами. Деваться некуда, правила игры мы примем, а это неизбежно означает изменение отечественного финансового законодательства.

Фото: Валентин Кузьмин / ТАСС

Но есть и скептики. Они полагают, что любой религиозный банк просто подменяет понятия и называет получаемые проценты другими терминами. «Исламские банки успешно работают лишь в странах с исламским населением, особенно в Персидском заливе, там людей мало, все друг другу родственники, живут как в большой семье, — говорит экономист Сергей Исаев, —  В России это будет пиар, маркетинг. Попробуйте давать ипотеку на 25 лет без процентов, работая не в убыток. Тогда вся Россия ислам примет, а вам Нобелевку по экономике дадут».

Кроме того, по словам Исаева, возможная экспансия исламских банков не очень понравится представителям других конфессий. Поэтому им придется уходить в регионы страны с преобладающим мусульманским населением.

Отметим, что именно ипотеку опрошенные РП эксперты-немусульмане часто приводили в качестве примера, доказывающего умозрительность исламского банка. В ответ оппоненты говорят, что можно заключить договор мурабаха или иджара с исламскими финансовыми компаниями. Например, в Татарстане уже сейчас работает финансовый дом, заключающий такие договоры. Правда, услуга предоставляется ограниченному кругу лиц и только на территории республики. Можно также объединиться с другими гражданами и создать жилищный кооператив. В общем, с ипотекой у мусульман пока действительно сложно…

Догнать мусульманскую Британию

На прошлой неделе председатель Внешэкономбанка (ВЭБ) Владимир Дмитриев участвовал в форуме «Торгово-промышленный диалог Россия — Персидский залив», проходившем в Бахрейне. Новость о форуме прошла незамеченной для СМИ, между тем глава ВЭБа, по сути, пообещал, что Россия возьмет на вооружение принципы исламского банкинга.

«Мир сегодня переживает период геополитической турбулентности, — заявил Дмитриев, — В этих условиях мы высоко ценим стремление арабских государств Персидского залива наращивать торгово-экономические отношения с Россией, расширять сотрудничество между финансовыми институтами, в том числе по канонам «исламского банкинга».

Дмитриев отметил, что специалисты Внешэкономбанка отправятся в страны Персидского залива, чтобы изучить исламский банкинг, а затем предложить Центробанку изменения законов, с которыми он выйдет на Федеральное Собрание.

«Нам надо адаптировать наше банковское законодательство к специфике данного вида финансирования», — сказал Дмитриев.

По его мнению, год — вполне реалистичный срок. И России есть с кого брать пример — Британия за короткий срок стала европейским лидером по исламскому кредитованию.

Что именно придется менять в законодательстве

В июле 2014 года директор департамента банковского надзора Банка России Рубен Амирьянц отправил запрос в Ассоциацию российских банков (АРБ). Эта структура представляет интересы всех крупнейших российских кредитно-финансовых учреждений. Амирьянц попросил банкиров рассказать, что они думают об исламских принципах финансирования.

Банки ответили, что препятствием в правовом регулировании является отсутствие в российском правовом поле юридически закрепленной терминологии по исламским финансам. Нигде в российских юридических документах не прописано, что такое «исламский финансовый институт» или «банк, действующий с соблюдением исламских финансовых принципов», «сукук» (исламские облигации. — РП), «мудараба» и т.п.

Поэтому предлагается принять специальный федеральный закон «Об исламских финансах», разработать инструкцию по регистрации исламского банка и предусмотреть отдельное лицензирование. ЦБРФ как регулятор возьмет такие банки под особый контроль.

Кроме того, нужны изменения в ряде кодексов РФ. Например, налоговый. И активно объяснять консервативно настроенному населению, что исламский банкинг — это не принятие ислама, а альтернативная экономика.

В АРБ пришли к выводу, что спрос на исламские финансовые инструменты растет, поскольку растет спрос на инвестиции, которые могут приносить стабильный реальный доход в долгосрочном периоде вне зависимости от краткосрочных инфляционных шоков. Таким образом, не исключено, что уже в следующем году обычным банкам придется конкурировать с религиозными.

Боевой бюджет Далее в рубрике Боевой бюджетМинобороны заявило, что гособоронзаказ в этом году выполнен на 95%; эксперты отмечают, что впервые в новейшей истории России ВПК справился с поставленной задачей Читайте в рубрике «Экономика» Игра в пустые «Ворота»Почему закрыли туристическую зону «Ворота Байкала», и что будет с ее землей Игра в пустые «Ворота»

Комментарии

23 декабря 2014, 09:58
Вообще то иудаизм разрешает ростовщичество для евреев, если они ссужают деньги гоям!!
23 декабря 2014, 09:59
Вообще то надо изучить предмет прежде, чем рассуждать о чем-либо.
Что за замполитовкий ответ? Фридман, поясните за ростовчичество, видать вы более в теме чем я
23 декабря 2014, 13:54
Как человек искушенный в ростовщичестве? ))
23 декабря 2014, 12:03
Вообще ипотека - это капитализм. А капитализм по определению с религией ничего общего иметь не может.

Вот как раньше было - образовывается большой завод или филиал завода, у него свое производство, цеха, стройотряды. Быстренько строят жилье для всех своих работников и все в шоколаде. Почему сейчас не так?
23 декабря 2014, 13:58
Я одного не понял - к чему шахидку с баксами на фото выставили!? Да вся статья в основном про выкладки из Корана и "исламский опыт".... Странно... Разговор вроде как немного в другом ключе идет, вроде как заголовком на тему РПЦ завлекали...
23 декабря 2014, 16:45
Нужна в первую очередь реструктуризация и диверсификация экономики, а не бессмысленные рассуждения о роли в ней РПЦ. Религия была и должна оставаться опиумом для народа, зачем лезть в финансы?
23 декабря 2014, 17:02
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
24 декабря 2014, 11:34
Вообще, строго говоря, до тех пор пока мы будем отстаивать каждый свою религию, нагружая её все новыми и новыми надстройками и полномочиями, ни чего хорошего из этого не выйдет в конечном итоге!
Ислам задал миру изначально неправильный тон, а христианство этот тон поддержало и стало развивать. Я считаю что это поворот не туда, и когда-нибудь это станет очевидным для всех.
24 декабря 2014, 12:25
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»