Новости – Люди
Люди
Высшее образование под прессом ксенофобии
Иностранные студенты в общежитии РУДН. Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости, архив
Иностранные студенты страдают от расизма, но остаются важным интеллектуальным ресурсом для развития России
9 апреля, 2014 15:55
5 мин
Россия остается популярной страной среди иностранцев, желающих получить высшее образование: эти люди могут стать востребованными трудовыми мигрантами или продвигать российские интересы в других странах, если их не оттолкнут предрассудки местного населения. К такому выводу пришла профессор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Надежда Радина; ее доклад опубликован на сайте OPEC.
По данным Росстата, в 2011 году в российские вузы поступили 189 700 иностранцев. Как поясняет Радина в своем докладе, государство готово оплачивать образование 15 тысячам приезжих; в рамках этой квоты в 2013—2014 годах в России учились граждане 131 страны.
Свыше 80% иностранных студентов — выходцы из стран СНГ. Страны дальнего зарубежья больше всего представлены китайцами, вьетнамцами, монголами, иранцами и палестинцами. Есть некоторое количество студентов из США и Евросоюза, которым, утверждает Радина, администрация вузов зачастую оказывает особую заботу и внимание.
По ее словам, иностранных студентов можно разделить на две группы. «Первая — это специалисты, которые вернутся домой и будут налаживать сотрудничество с нами, зная русский язык и ориентируясь на знакомую им российскую культуру. Другая категория, высокообразованные трудовые мигранты, желающие дальше учиться и работать в России», — пояснила Радина «Русской планете».
Основой качественной трудовой миграции, отмечает она, являются выходцы из стран СНГ. «Во всем мире стараются привлекать и трудоустраивать образованную и целеустремленную молодежь. Такая молодежь с высокими академическими показателями есть в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане. Они готовы приезжать, чтобы учиться и работать здесь. В этом смысле не нужна и крайне опасна ксенофобия, разрушающая все ценное, что несут в себе образованные мигранты», — полагает ученый.
В своем исследовании Радина уделила особое внимание теме расовых предрассудков и ксенофобии, ее вреде для имиджа страны. Необходимость образовательной миграции признана на государственном уровне, нередко ее называют фактором «мягкой силы», укрепляющим значимость российского образования, и дающим возможность превратить отечественные университеты в международные образовательные центры.
В то же время обычные россияне далеко не так толерантны. По словам Радиной, случаи нападения неонацистов на иностранных студентов сейчас редки, но пассивная ксенофобия местных жителей сохраняется.
«В 2007—2008 годах иностранных студентов били и убивали. Были ксенофобские проявления в стенах университета. Жаловались, как правило, темнокожие — азиаты более сдержанные, закрытые. Африканцы рассказывали, как другие студенты их обзывали, присылали СМС угрожающего характера. Сейчас ситуация не так остра, бьют конкретно таджиков и узбеков, убирающих наши улицы. Но ситуация меняется очень быстро», — пояснила она.
Радина подчеркнула, что студенты из США и Евросоюза очень серьезно относится к имиджу страны обучения. Сами они, по ее словам, редко сталкиваются с ксенофобией в России, но переживают за тех, кто становится ее жертвой. «Они очень сильно ориентированы на права человека, вопросы дискриминации. Если мы хотим привлекать их в страну, то нужно давать им площадки для дискуссий в рамках учебно-образовательных программ. Они должны чувствовать, что несут демократические ценности, тогда испытываемое ими напряжение будет уменьшаться», — пояснила эксперт.
По ее словам, иностранные студенты при выборе страны для обучения обращают внимание на внешнеэкономическую деятельность государства, политику в области признания иностранных дипломов, стоимость обучения и язык, на котором оно будет проходить. Играют роль уровень вузовской инфраструктуры, наличие стипендий и грантов.
Как утверждает глава правозащитной организации «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной, иностранные студенты сталкиваются с ксенофобией «повседневно». «Есть и нападения, и оскорбления. На них же не написано, что они студенты, поэтому они подвергаются тем же нападкам, что и их соотечественники. На мой взгляд, сейчас мы наблюдаем тенденцию к ухудшению ситуации», — пояснила она в беседе с «Русской планетой».
Эксперт информационно-аналитического центра «Сова» Наталья Юдина разделяет ее позицию. «Количество нападений на людей с так называемой неславянской внешностью растет. Убийств в 2013 году было больше чем в 2012 году. Остается и латентная ксенофобия, когда люди не готовы к нападениям, но испытывают неприязнь к приезжим, считают, что их слишком много. Поэтому студенты правильно расценивают ксенофобию как угрозу для себя», — отмечает Юдина.
По ее словам, усиление ксенофобских настроений связано с подходом к проблеме силовых структур и волнениями на национальной почве последних лет. «К концу 2000-х правоохранительные органы посадили основные неонацистские банды, а новая поросль еще не подросла. Но последние два года чаще ловят не за расистское насилие, а за пропаганду. Вместо того, чтобы бороться с теми, кто действительно нападает, правоохранительная система пошла по пути наименьшего сопротивления, преследуя людей за высказывания в соцсетях — ведь с точки зрения статистики нет никакой разницы», — рассказала эксперт. По ее словам, ситуацию с ксенофобией усугубили и события в городе Пугачеве и московском районе «Западное Бирюлево».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости