Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Выруливаем из кризиса

Фото: Петр Ковалев / Интерпресс / ТАСС
У России появился шанс делать собственные хорошие авто
Александр Запольскис
30 сентября, 2015 17:39
12 мин
В открытом доступе появились цифры итогов продаж на российском автомобильном рынке. Согласно отчету Ассоциации европейского бизнеса, за июнь машин было продано на 29,7% меньше, чем за тот же месяц годом ранее: рынок недосчитался 59,2 тыс. автомобилей. А в целом за шесть месяцев текущего года продажи сократились на 36,4%. Конечно, впереди осень — традиционно успешная пора авторитейла. Однако ассоциация уже скорректировала прогноз по 2015 году: даже в лучшем случае будет продано не более 1,55 млн автомобилей, что на 34% ниже результатов 2014 года.
В связи с этим стоит рассмотреть реальное положение, в котором сейчас находится автомобильная отрасль страны, особенно в свете двух ныне обозначившихся тенденций. С одной стороны, ряд политических сил, например коммунисты, настаивают на расширении программы контрсанкций, в том числе на включении в нее автомобильной отрасли (ни один предлагающий такую меру депутат не ездит на отечественном автомобиле). С другой — правительство России на протяжении первого полугодия реализовывало программу государственной поддержки российского автопрома, действие которой Дмитрий Медведев решил продлить до конца декабря. К чему может привести реализация обеих стратегий?
Про санкции и автомобили
Сегодня модно списывать все наши неудачи на последствия санкций, тем более что к тому есть достаточно реальных оснований. На российском автомобильном рынке они, безусловно, сказались тоже. Однако если сравнивать цифры по годам, приходится признать, что проблемы со сбытом в отрасли возникли даже не в прошлом и не в позапрошлом году.
Рекордным по продажам легковых и легких коммерческих автомобилей выдался 2012 год, когда всего их в России было продано 2,93 млн шт. В последующие годы показатели продаж стабильно падали: 2013 год — 2,77 млн шт., 2014 год — 2,49 млн шт., прогноз на 2015 год — 1,55 млн шт. На рынке наблюдается отчетливое затоваривание. Кризис по нему, конечно, ударил, но не через дефицит предложения, а в виде сокращения платежеспособности потребителей. Причем во всех рыночных сегментах.
За январь–август 2015 года в бюджетном сегменте больше всех продажи упали у Chevrolet. Продано 35 566 автомобилей, что на 56% меньше аналогичного периода годом ранее. Далее идут: Mitsubishi (-46%) и Ford (-45%). Но им всем далеко до Opel, чьи продажи снизились на 68% (было продано 13 570 шт. по сравнению с 42 768 шт. в 2014-м).
Машин марки Lada удалось продать 181 804 шт., это лучший показатель в отрасли — тем не менее, по сравнению с прошлым годом продажи упали на 26%, а рыночная доля составила всего 17,28% от общего объема продаж автомобилей в стране.
Выставка «Мир автомобиля». Фото: Руслан Шамуков / ТАСС
Второе и третье место по размеру рыночной доли и, соответственно, общему объему продаж в текущем году занимают Hyundai (104,27 тыс. шт.) и Kia (103,6 тыс. шт.). Однако и у них наблюдается падение сбыта на 11% и 16% соответственно. Такая же, по сути, картина наблюдается в бизнес-классе: BMW -21%, Audi -29%, Mazda -43%. Некоторый рост продемонстрировал лишь премиум-класс: самых богатых кризис, кажется, не затронул. Продажи Lexus поднялись на 15% (продано 13 663 шт.), Porshe — на 23% (3502 шт.). Но, занимая рыночную долю объемом менее процента, премиальные автомобили никогда не являлись драйверами роста отрасли, потому своими положительными цифрами на общий нисходящий итог они повлиять не смогли.
Несложно увидеть, что падение спроса началось еще в период как бы растущей экономики и стабильно дешевого (по нынешним меркам) доллара. Другой вопрос, что сейчас на экономические причины трехлетней давности накладываются современные факторы политического характера.
Если бьют — давайте сдачи
Не секрет, что начатая Западом против России санкционная война носит чисто политический характер. Потому и ответные меры с нашей стороны тоже направлены на вразумление оппонентов в самых их чувствительных местах. Однако успех ответных санкций по продовольствию привел к некоторому головокружению от успехов и вызвал определенные шапкозакидательские настроения.
В частности, появилась мысль «что-нибудь такое» сделать и в автомобильной области. Ибо как-то нелогично: они нам санкции, а мы продолжаем поддерживать их автопром. Российский рынок автомобилей, может, и не самый большой в мире, но все же второй в Европе после немецкого. Даже Великобритания, Франция и Италия находятся ниже нас по этому показателю. Потому некоторые горячие головы заговорили о вариантах введения «зеркальных мер» и в данной сфере. Впрочем, санкции, как метко о них выразился министр иностранных дел Сергей Лавров, — вещь обоюдоострая.
Начать стоит с вопроса структуры российского автомобильного рынка. На нем формально вообще практически нет российских производителей — во всяком случае в легковом сегменте, хотя бы потому, что «АвтоВАЗ» с 2012 года выкуплен альянсом Renault Nissan. В то же время в стране построены и работают заводы по выпуску машин «иностранных марок». Из американской «Большой тройки» у нас в стране свои производства развернули General Motors (сейчас уходит из России) и Ford. Более 1,5 млрд евро в собственные производственные мощности в России вложили французы. Тот же Renault Nissan, если считать вместе с входящим в его структуру «АвтоВАЗом», в 2013 году продал больше 800 тыс. автомобилей. На расположенных в России заводах выпускаются BMW, Volkswagen, Škoda, Opel, Kia, Hyundai, Toyota, Mazda и ряд других известных марок.
Можем ли мы создать им серьезные проблемы «асимметричными» ответными санкциями? Одновременно и да, и нет. Например, если мы перекроем кислород концерну Volkswagen, это наверняка вызовет некоторое снижение курса его акций, что негативно отразится и на общем экономическом положении ФРГ. А полное закрытие нашего рынка для французов почти гарантированно способно вызвать правительственный кризис в Париже. Наши ответные меры не заметит разве что Chrysler ввиду незначительности российской доли в его общих продажах в мире.
Но ценой такого шага окажется еще и то, что придется закрыть автомобильные заводы в Калининграде, Санкт-Петербурге, Таганроге, Всеволожске, Калуге, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде и Владивостоке — с соответствующим букетом проблем в виде роста безработицы и социальной напряженности в стране.
Самое неприятное заключается в том, что эти меры не приведут к росту продаж «АвтоВАЗа». Во-первых, потому, что не менее чем на 15% эти автомобили состоят из импортных компонентов, и путей их мгновенного замещения не видно. Во-вторых, потому, что потребительские предпочтения и желание «иметь иномарку» приведут к переходу спроса на китайские и корейские модели. Даже в нынешних условиях продажи той же Kia не сильно отстают от вазовских, а после принудительного ухода с рынка ряда конкурентов для таких марок наступят просто райские времена.
Кроме того, реализация подобных мер сильно сократит объем работы не только сборочных линий и сервисных центров, но и многочисленных банков и страховых компаний, для которых автомобильный рынок является важным источником дохода. При всем скепсисе относительно полезности этих структур там работают живые люди, которых придется куда-то трудоустраивать.
Конвейер автомобилей в Тольятти. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Недостатки как продолжение достоинств
В целом емкость российского автомобильного рынка сегодня оценивается в 70 млрд долларов, и российское правительство за прошедшие восемь лет сделало многое, чтобы он состоял не только из продаж привозных автомобилей и «ВАЗов». За прошедшее время стране удалось добиться значительного уровня локализации производства иностранных марок.
Однако следует отметить, что процесс этот идет весьма неравномерно. По данным «Автостата», у «Автодора» в Калининграде и на заводе GM в Питере уровень локализации едва достигает 15%, на заводе Nissan — 31,7%. «Российский» Ford Focus из импортных комплектующих состоит на 70%, а Mondeo — на 90%. В то же время у VW и Hyundai машины уже наполовину собираются из узлов отечественного производства, а «GM-АвтоВАЗ», как отмечалось выше, достигает 85-процентной локализации.
Как бы странно это ни звучало, но удешевление рубля и общий экономический кризис в мире создали предпосылки, когда мы можем (и должны!) воспользоваться преимуществом удешевления себестоимости «в валюте» для стимулирования локализации, тем более что такие планы реализовывались последние восемь лет. Более того, никто не отменял и весьма четких планов в этой сфере: выход на обязательный уровень локализации не менее 60% к 2018 году и на 75% — к 2020-му. Сегодняшние макроэкономические условия создали предпосылки для ускорения.
И они работают! К примеру, уже в нынешнем году Volkswagen должен закончить модернизацию своего завода в Калуге, и в частности, начать там выпуск двигателей. А СП «GM — АвтоВАЗ» продолжает строительство новых цехов в Тольятти, где с 2016 года планируется выпускать внедорожник «Шевроле Нива» второго поколения по полному циклу, то есть начиная с формовки металлического листа.
Потому сейчас крайне важно не затоптать в порыве шапкозакидательства плоды десятилетнего труда. В мире не просто кризис: на планете закончились новые неосвоенные рынки. Это делает еще более важной задачу удержания рынков существующих — и выталкивания с них конкурентов. Благодаря подешевевшему рублю у нас открывается возможность быстрее получить автомобильные заводы полного цикла практически бесплатно — без инвестиций в строительство с нашей стороны. Тот же Volkswagen намерен вложить в расширение бизнеса у нас еще 1,2 млрд евро до 2018 года.
7 рублей вкладываем, 12 получаем
Таким образом, для государства ключевой становится задача поддержания отрасли в нынешний непростой период. Необходимые программы уже разработаны, часть из них запущена с 1 января текущего года: имеются в виду программа обновления парка, льготное автокредитование и автолизинг. О степени их эффективности можно судить по данным Минпромторга. Да, про текущему итогу 2015 года производство автомобилей в России снизилось на 23%, а общий спад на рынке ожидается в 34%, однако без мер государственной поддержки падение имело все шансы превысить 50%.
На каждый вложенный в программы поддержки рубль приходится 1,7 рубля поступлений в бюджет в виде налога на добавленную стоимость и акцизов. Следовательно, речь не идет, как в прошлом, о предоставлении убыточным предприятиям бесплатной финансовой помощи из бюджета с крайне сомнительными перспективами ее возврата.
Судя по заявлению Дмитрия Медведева, важность этого шага правительством осознается. На данный момент обсуждается выделение до конца текущего года дополнительных 7 млрд рублей, из которых 5 должны пойти на программу обновления автопарка (субсидирование трейд-ин) и по миллиарду на льготное кредитование и льготный автолизинг. Помимо поддержания продаж, а значит, и производств, и сохранения рабочих мест, эти 7 млрд рублей из кризисного фонда правительства позволят получить дополнительные 12 млрд рублей налоговых и акцизных поступлений.
Крайне важно, чтобы это решение было как можно скорее воплощено в жизнь, а выделение средств не оказалось задержано или даже отменено «ввиду форс-мажорных обстоятельств, по причине кризиса».
Китайцы обозначают понятие «кризис» сочетанием двух иероглифов, означающих «опасность» и «шанс». Кризис — это, безусловно, опасность. Тем не менее именно сейчас Россия имеет шанс воспользоваться кризисом для решения целого ряда своих стратегических задач, включая углубление импортозамещения. Но права на ошибку у нас уже нет.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ