Новости – Люди
Люди
Въезд не для всех
Фото: Михаил Почуев / ТАСС
Введение трудовых виз для мигрантов из среднеазиатских республик необходимо для соблюдения интересов страны
4 марта, 2016 15:30
9 мин
Глава Общероссийского движения трудовых мигрантов Таджикистана Каромат Шарипов призвал российские власти ввести визовый режим со среднеазиатскими государствами. По словам Шарипова, большая часть приезжих из данных стран находится на территории России нелегально, что способствует росту преступности.
«Любой человек может поехать к вам домой и совершать те же деяния», — заявил Шарипов, комментируя потрясший всю страну случай, когда няня-иностранка убила вверенного ее заботам ребенка.
Вынесем за скобки эту трагедию, о ней и так сказано и написано немало. Однако общая статистика по количеству совершаемых мигрантами преступлений действительно выглядит угрожающе: по оценкам Главного следственного управления СК России по Москве на январь 2014 года, приезжие из среднеазиатских стран совершают до 70% уголовных правонарушений на территории столицы.
Представитель ведомства отметил, что наблюдается также рост числа совершаемых приезжими из стран СНГ преступлений. «Если в 2012 году иностранцами совершалось каждое восьмое убийство, то сейчас — каждое пятое. Если в 2012 году ими совершалось каждое третье изнасилование, то в 2013 году — 43%», заявил тогда руководитель Главного следственного управления СК России по Москве Вадим Яковенко.
И данная тенденция продолжает развиваться — по статистике на сентябрь 2015 года, рост преступности среди мигрантов составил 5,3%. Эксперты связывают растущую криминализацию приезжих с двумя факторами. Во-первых, ухудшением экономической ситуации в России (не все оставшиеся без работы гастарбайтеры возвращаются на родину, безденежье же толкает некоторых из них на совершение преступлений), а во-вторых — с сокращением численности сотрудников российских правоохранительных органов.
Опасность фактически бесконтрольного въезда миллионов иностранных граждан на территорию России очевидна, но пока что российское правительство ограничивается лишь точечными мерами, не способными по-настоящему отрегулировать поток прибывающих в страну иностранцев.
«Мартышкины» усилия
За последние два года правительством принят целый перечень правовых норм в области миграционной политики. Самым главным нововведением можно назвать отказ от принципа квотирования, вместо этого была введена патентная система. Начиная с 1 января прошлого года трудовые мигранты из стран, с которыми установлен безвизовый режим, должны приобретать после въезда в РФ специальный патент, в котором указывается профессия его обладателя. Документ дает право на трудоустройство, стоимость такого патента каждый регион устанавливает самостоятельно — в Москве, к примеру, это 4000 рублей в месяц. Для получения патента иностранец должен представить в ФМС справки об отсутствии тяжких судимостей, знании русского языка, а также документы, подтверждающие наличие места пребывания и медстраховки.
Граждане стран — участниц ЕАЭС освобождены от необходимости получения патента, система действует по отношению к приезжим из Азербайджана, Узбекистана, Молдавии, Таджикистана, Украины и Абхазии. Хотя введение патентной системы выглядит, на первый взгляд, ужесточающей мерой, следует отметить, что одновременно для прибывающих из перечисленных государств мигрантов были отменены квоты. А жесткие требования, заявленные для получения патента, нередко исполняются сугубо формально: например, не раз сообщалось о том, что экзамены на знание русского языка и культуры для гастарбайтеров сразу же после введения превратились из настоящей проверки в профанацию.
Помимо введения патентов, были приняты и другие меры: в частности, с 1 января 2015 года граждане СНГ (за исключением граждан стран — членов Таможенного союза, ЕАЭС и Украины) въезжают в Россию не по внутренним, а по заграничным паспортам. Кроме того, в 2014 году началась кампания по борьбе с так называемыми «резиновыми квартирами» — были введены штрафы за фиктивную регистрацию по месту пребывания.
Однако все эти меры не привели к сокращению преступности среди иностранцев, а также снижению числа нелегальных мигрантов. Ничего удивительного в этом нет: все перечисленные правила изначально рассчитаны лишь на добросовестных людей, которые действительно по прибытии в Россию озаботятся сбором всех необходимых документов для легальной работы. А что если человек, заполнив в аэропорте миграционную карту и проникнув в страну, затем попросту растворится на российских просторах? Сейчас в России не создано никаких механизмов, препятствующих реализации такого сценария, что, конечно, очень на руку организованной преступности и способствует росту наркотрафика из Азии.
Визы нужны всем
В интервью «Русской планете» руководитель Общероссийского движения трудовых мигрантов Таджикистана Каромат Шарипов пояснил свою позицию по вопросу введения визового режима со странами СНГ. По мнению эксперта, введение трудовых виз в интересах и государства, и общества, и самого рабочего класса.
Каромат Шарипов. Фото: Денис Вышинский / ТАСС
«Сейчас каждый десятый таджик работает в России бесплатно, из миллиона граждан Таджикистана, находящихся в России, около 100 тысяч работают нелегально, "на дядю". Я предлагаю ввести трудовые визы, в этом нет ничего плохого, напротив, эта мера снизила бы количество злоупотреблений против иностранных работников со стороны работодателей, которых нередко покрывают чиновники из московского правительства. Людей обманом заставляют работать без договоров, почти бесплатно, это большая проблема. В таджикских государственных СМИ меня раскритиковали за мою позицию по визам, назвали даже предателем. Но за антивизовым лобби в Таджикистане стоит наркомафия. В случае введения трудовых виз с Россией наркотрафик существенно сократится, ведь сейчас гражданин Таджикистана может бесконтрольно находиться в России в течении 90 дней, даже не получая патент и занимаясь чем угодно, в том числе участвуя в наркоторговле. От введения трудовых виз для таджиков в первую очередь выиграет Таджикистан, не только Россия. Препятствуют же приятию данного решения те, для кого нелегальная миграция стала настоящей кормушкой».
Схожего мнения придерживается и руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева, которая заявила прессе, что во избежание повторения недавней трагедии необходимо ужесточить контроль за домашними работниками из стран СНГ как в стране прибытия, так и на родине. Джураева сообщила, что планирует добиваться внесения ФМС в миграционную карточку строку «домашние работники» для установления за такими людьми усиленного контроля. Кроме того, ужесточить контроль следует и на уровне выезда, по примеру Филиппин — правительство этой страны берет на себя ответственность за действия своих граждан, работающих по всему миру.
Складывается парадоксальная ситуация: люди, представляющие интересы мигрантов, солидарны с россиянами в вопросе введения визового режима со странами СНГ, чье население миллионами выезжает в Россию. По данным опросов, до 75% граждан РФ выступают за ужесточение миграционного режима с данными государствами. Но на высшем государственном уровне эти требования игнорируются.
Сейчас, конечно, отмечается значительный отток трудовых мигрантов из России — по статистике Федеральной миграционной службы, только за 2014 год из страны выехал миллион гастарбайтеров. Хотя отчасти убыль восполняется за счет новых приезжих, темпы прибытия иностранцев в Россию значительно упали — в январе 2016 года глава ведомства Константин Ромодановский сообщил о сокращении притока мигрантов на 70%.
Основной причиной сокращения числа гастарбайтеров в России стала девальвация рубля. Но, к сожалению, этот фактор в первую очередь затронул добропорядочных работников, находившихся в России не для осуществления криминальной деятельности. На вовлеченных в криминал иностранцах скачки валютных курсов, скорее всего, сказались в самую последнюю очередь.
Таким образом, все усилия государства по сокращению нелегальной миграции и уровня преступности среди приезжих без введения визового режима со странами — «экспортерами» мигрантов не способны оказать эффект. Меры должны приниматься предупредительного характера: иностранец, пожелавший работать в России, должен иметь гарантии трудоустройства в виде официального приглашения от российского работодателя. Нормализация ситуации в миграционной сфере, между прочим, поспособствовала бы и улучшению имиджа приезжих в глазах россиян.
Если государство не на словах, а на деле заботится о снижении «ксенофобских» настроений в обществе, оно должно урегулировать наконец-то положение иностранных граждан, перекрыв возможности для их массового вовлечения в теневую экономику и откровенный криминал. Пока что Россия представляет собой «дикое поле» для асоциальных элементов из стран СНГ. От этого страдают и россияне, и добропорядочные мигранты, чья репутация страдает из-за действий их маргинальных соотечественников.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости