Новости – Люди












Люди
Встречаем нового «Орла»

Никита Михалков на церемонии вручения премии «Золотой орел», 21 января 2011 года. Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Сегодня в первом павильоне «Мосфильма» Национальная академия кинематографических искусств и наук России объявит лауреатов своей премии «Золотой орел — 2015»
23 января, 2015 06:18
8 мин
Пятерка фильмов в главной номинации «Лучший игровой фильм» такова: «Weekend» Станислава Говорухина, «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Звезда» Анны Меликян, «Левиафан» Андрея Звягинцева и «Солнечный удар» Никиты Михалкова. Три автора фильмов из этой пятерки — Звягинцев, Михалков и Кончаловский — выдвинуты в номинации «Лучшая режиссерская работа». На звание лучшего телевизионного сериала претендуют картины «Куприн. Впотьмах», «Оттепель» и «Станица». Конкурентами в номинации «Лучший телефильм или мини-сериал» стали «Бесы», «Гетеры майора Соколова» и «Крик совы». В конкурсе неигровых фильмов участвуют проекты «Беслан. Память», «Лев Толстой и Илья Гинсбург: двойной портрет на фоне эпохи» и «Янковский». Выбирать лучший мультфильм тоже предстоит из трех номинантов, это — «Белка и Стрелка: лунные приключения», «Иван Царевич и серый волк — 2» и «Фредерик Шопен». Елена Лядова, сыгравшая в «Левиафане», Дарья Мороз («Дурак») и Юлия Пересильд («Weekend») соревнуются за лучшую женскую роль, а у мужчин конкурентами являются Александр Збруев («Кино про Алексеева»), Алексей Серебряков («Левиафан»).
Скандальность нынешнему вручению призов придал прошлогодний ноябрьский отказ продюсеров фильма Алексея Германа «Трудно быть богом» от выдвижения этой картины на соискание награды в какой-либо из номинаций «Золотого орла». Соавтор сценария «Трудно быть богом», вдова Алексея Германа Светлана Кармалита написала экспертам премии, с организаторами которой у ее мужа и у нее были давние идеологические и профессиональные разногласия: «Алеша никогда не соглашался участвовать в мероприятиях, связанных с "Золотым орлом". Мы никогда по условной договоренности не получали никаких приглашений. Но как только Алеши не стало, возникли вдруг с неожиданным для меня, но уже растиражированным в печати сообщением об участии картины "Трудно быть богом" в конкурсе вашей премии. Понимаю, чем это вызвано. Но вам не пришло в голову, что известие это окажется для меня не лестным поводом надеть вечернее платье и побрякушки, а личным оскорблением. Собственно, это и стало побудительным мотивом, вынудившим меня написать это письмо».
Это не первый скандал подобного рода в истории «Золотого орла». Александр Сокуров в 2003 году попросил не рассматривать как претендента на премию свой фильм «Русский ковчег», а в 2011-м не захотел выдвижения картины «Жила-была одна баба» Андрей Смирнов.
Однако не менее известные и талантливые режиссеры не считают зазорным бороться за призы «Золотого орла» — статуэтки из позолоченной бронзы с орлом и российским триколором. В прошлом году лучшим фильмом был признан «Легенда № 17», рассказывающий о легендарном хоккеисте Валерии Харламове, среди лауреатов были картины «Жизнь и судьба», «Мосгаз», Александр Велединский получил награду как лучший режиссер за фильм «Географ глобус пропил». За исполнение ролей в этом же фильме премии лучшей актрисы и актера были присуждены Елене Лядовой и Константину Хабенскому.
«Как только возник "Золотой орел", стало ясно, что это прямой конкурент другой, очень давней премии — "Нике", — сказал "Русской планете" петербургский кинокритик Сергей Ильченко. — Но если "Ника" воспринималась как награда кинематографического сообщества, то "Золотой орел" рассматривается как премия Союза кинематографистов. И все критические стрелы в адрес "Орла" связаны с именем его основателя Никиты Сергеевича Михалкова. Конечно, вызывает недоумение, что фильмы этого признанного мастера включаются в списки номинантов его же детища. Вот и в этом году претендентом на главную награду стал "Солнечный удар". Хотя я думаю, что основная борьба развернется как раз между этой картиной, концептуальной для Михалкова, и "Левиафаном" Андрея Звягинцева, вызвавшим оживленную полемику. Здесь могут быть неожиданности. Киноакадемики могут проголосовать за "Левиафана" — он уже получил американскую премию "Золотой глобус" и выдвинут на "Оскара", причем имеет хорошие шансы его завоевать, и было бы странно, если он пролетит мимо нашего "Орла". Среди претендентов на премию в категории "Лучший телефильм или мини-сериал" самая заметная работа — "Бесы" Владимира Хотиненко. Хорош и "Крик совы", а вот "Гетеры майора Соколова" — произведение весьма спорное. Очевидный фаворит среди телесериалов — "Оттепель", "Станица" же — типичное "мыло". Спорная история и с сериалом "Куприн. Впотьмах", но замысел его интересен. Из актрис безоговорочно выделяю талантливейшую Елену Лядову в "Левиафане", а у актеров спор пойдет, на мой взгляд, между Збруевым и Серебряковым».

Кадр из фильма «Левиафан». Источник: Кинокомпания «Нон-стоп Продакшн»
Более категорична известный киновед Ирина Павлова: «Смотрю на список нынешних номинантов и вижу, что из него выпал большой пласт фильмов, которые должны были претендовать на премию. В главной номинации "Лучший игровой фильм" присутствует картина Андрея Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", но нет ленты "Класс коррекции" Ивана Твердовского, значительно более сильной. Вообще, наличие в главной номинации двух картин братьев Михалковых, притом что премия тесно связана с именем Никиты Сергеевича — ну, это как-то, мягко говоря, чересчур. Или просто — не очень прилично, по-моему. К мастерству создателя фильма "Weekend" Станислава Говорухина я отношусь с глубоким уважением, но в первую пятерку отечественных фильмов года я его не поставила бы, конечно. В претендентах на награду среди телевизионных сериалов есть, разумеется, "Оттепель", но нет почему-то замечательной "Уходящей натуры" Дмитрия Иосифова. А обсуждать выдвинутые в этой же номинации проекты "Куприн. Впотьмах", "Станица", или выдвинутых в номинации "Лучший телефильм или мини-сериал" "Бесов" как-то даже неловко. Что касается претендентов на премию за лучшую мужскую роль (женские не комментирую), то ни Збруев, ни Матвеев, ни Серебряков, при всем моем к ним уважении, не показали что-то выдающееся. Радует, конечно, что в кандидатах на лучший фильм — "Левиафан" Звягинцева. Явление, которое вызвало огромное количество противоположных мнений и хотя бы этим уже интересное. Явление, что бы о нем ни говорили, ставшее частью и российского, и мирового, скажем так, контента. Но главный вопрос у меня к "Золотому орлу" все же такой: господа, а кто у вас все-таки отбирает проекты в шорт-лист? Кто эти люди? Откровенно говоря, складывается впечатление, что кандидатов на премию называют весьма старенькие люди, не очень понимающие, что сегодня действительно можно считать настоящим кино. Тогда, наверное, надо что-то менять в консерватории. Иначе так и будем считать "Орла" все более "клановой" премией».
О том, как происходит отбор картин для соревнования, «Русской планете» рассказал председатель экспертного совета Национальной кинематографической премии «Золотой орел», киновед Кирилл Разлогов:
«Мы отбирали лучшие, на наш взгляд, фильмы из всех публично показанных с 1 ноября 2013 года до 30 октября 2014-го. А телесериалы — из показанных с сентября 2013-го до августа прошлого года. В экспертный совет входят 19 представителей всех кинематографических профессий. В результате обсуждения появляется список наиболее интересных картин, удачных актерских работ, в каждой из номинаций может быть от 10 до 30 названий и имен. Потом список рассылается всем членам академии, их около 200 человек, они выбирают пять претендентов на главную премию за лучший игровой фильм и кандидатов по другим категориям. Мы отказались теперь от номинации "Лучший актерский ансамбль", хотя раньше премию в ней получили, например, все актеры фильма "12″ Никиты Михалкова. Периодически поступают просьбы от продюсеров перенести рассмотрение фильма на следующий год, так как они в широкий прокат еще не вышли. Но вот "Левиафан", хоть он появится на киноэкранах страны только в феврале, в шорт-листе присутствует. И правильно — вокруг картины сейчас шумиха, а через год про эту шумиху забудут. Что касается жаркой дискуссии вокруг фильма, мне она напоминает историю фильма "Москва слезам не верит". Сколько тогда было криков: "Как можно выдвигать это безобразие на 'Оскар'?", "Фильм порочит действительность" и так далее. Так всегда — как только лента пользуется большим успехом, находятся ее ярые хулители. У меня есть претензии к этой работе, но к успеху ее это не имеет никакого отношения. О громкой истории с отказом наследников Германа от участия в конкурсе скажу следующее. Согласие авторов или продюсеров кинопроизведений нам не требуется. Но президиум академии идет навстречу их просьбам. Тогда ни сам фильм не рассматривается, ни актерские работы в нем. И о Никите Сергеевиче Михалкове. Он сам свои фильмы не выдвигает. Это решение экспертного совета и киноакадемиков. Да, они считают, что его картины стали явлениями, и они имеют на это право».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости