Патриарх — не патриарх
Вселенский патриарх Варфоломей I и папа римский Франциск. Фото: Gregorio Borgia / AP / ТАСС

Вселенский патриарх Варфоломей I и папа римский Франциск. Фото: Gregorio Borgia / AP / ТАСС

Почему Всеправославный собор рассыпается, как карточный домик

Патриарх Варфоломей не имеет права созывать Всеправославный собор, поскольку по канонам уже не является патриархом. Вместе с этим и созываемый им Собор нелегитимен, заявил афонский старец Гавриил Карейский.

В своем обращении старец, считающийся одним из самых авторитетных подвижников современного Афона, ссылается на 45-е правило Святых Апостолов: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен».

«Наш патриарх, согласно этому правилу, уже отлучен и извержен из сана, поскольку он дважды приглашал папу на престольный праздник, вводил его в храм, позволял ему произносить молитву "Отче наш..." и благословлять народ. Апостольское правило сохраняет свою силу, так что потенциально патриарх уже отлучен и извергнут. Надо только созвать для этого Священный синод», — сказал Гавриил.

«Правила Святых Апостолов», к которым отсылает святогорец, представляют собой наиболее ранний свод канонических норм Церкви, написанный, по преданию, самими апостолами. Документ состоит из 85 правил (Православная церковь признает каноничность всех 85, католическая — только первых 50, считая, что последующие — это дополнения продолжателей ближайших учеников Христа). Авторитетность «Правил» подтверждали вселенские соборы и на них же основывали свои решения. Таким образом, афонский старец прибегает в своем обвинении, пожалуй, к самому авторитетному источнику канонической нормы.

За подтверждением фактов совместных богослужений и молитв вселенского патриарха с римо-католиками, о которых говорит Гавриил, не нужно ходить далеко.

Традиция совместных молений и «лобызаний» началась задолго до Варфоломея. Практически весь XX век константинопольские патриархи-экуменисты (в их числе наиболее яркие — Мелетий и Афинагор) двигали православие в сторону сближения с Ватиканом. В этом смысле Варфоломей лишь продолжатель уже сложившихся традиций (хотя, возможно, более искусный — богословское образование он получил, как ни странно, в католическом иезуитском Папском восточном институте).

Но среди череды сообщений о совместных молитвах, пожалуй, самым интересным выглядит вот это, размещенное на официальном сайте Московской патриархии. «6 марта 2008 года папа Бенедикт XVI встретился с Константинопольским патриархом Варфоломеем. В завершение встречи два иерарха совершили совместную молитву в часовне Урбана VIII в Апостольском дворце», — сухо сообщает факт текст новости.

Никакой оценки, а тем более упоминаний о том, что подобное действо прямо осуждает православная традиция, не следует. Дело представлено как само собой разумеющееся — было и прошло.

Тут следует спросить: почему? А ответ кроется в происходящих ныне событиях: Московская патриархия, по сути, проводит тот же экуменический курс, что и Вселенская, по крайней мере об этом говорят те действия иерархов, которые попадают в широкое информационное поле.

Вот уже около полугода свой голос против Собора поднимают Поместные Церкви. Причем чем ближе сам Собор, тем больше становится этих протестных голосов. В конце мая 2016 года высказался против Афон: представители всех святогорских обителей потребовали изменить ключевые положения документа об отношениях с остальным христианским миром. По их мнению, документ не говорит о главном: единство и углубление диалогов с инославными возможно только после покаяния последних и возвращения их в лоно православия. Уже сказали свое слово сербы: а почему так много в соборных документах говорится о «поисках утраченного единства», но нет ни слова о православных соборах при патриархе Фотии и святителе Григории Паламе — при них соборно закрепили целый ряд догматических заблуждений у инославных? Уже высказались греки, не те греки, что Вселенская патриархия, но греки из Элладской церкви. Документы несут в себе всеересь экуменизма, сказали они. Грузинская церковь отвергла документ на заседании Священного синода. И вот последняя новость с этого «фронта»: от участия в Соборе отказалась Болгарская церковь.

Все это время в Московском патриархате убеждали, что с соборными документами в плане догматической чистоты все нормально: «…принципиальные положения каждого из них получили одобрение со стороны Архиерейского собора, поскольку не противоречат традициям и практике нашей Церкви», — сказал в недавнем интервью РП иеромонах Стефан (Игумнов), представитель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС).

Реакция на протесты православного мира последовала только после заявлений Болгарской церкви — видимо, они были последней каплей, после которой игнорировать позицию большой части православной полноты уже было нельзя. 3 июня патриарх Кирилл созвал экстренное заседание Священного Синода, целью которого было обсудить создавшееся положение дел. И вот что произошло.

Одним из решений Синод постановил утвердить предложения по поправкам Русской православной церкви к проектам ряда документов Всеправославного собора. Предложения эти, согласно официальным журналам Синода, были сформулированы на основе суждений архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Тут же говорится, что та критика документов Собора, которую высказали на Афоне и в ряде Поместных Церквей, «во многом созвучна с предложениями Русской православной церкви».

Проблема в том, что не было никаких предложений Русской православной церкви. До недавнего времени (см. выше) в ее рядах царило почти партийное единогласие по соборным документам. А тем, кто пытался сказать хоть слово против, на Архиерейском соборе в феврале 2016 года говорили прямо: «Сядьте и молчите, без вас уже все решено». Так описывал происходящее украинский епископ Банченский Лонгин, отказавшийся после этого поминать патриарха за богослужением.

К слову, решение Синода признать документы Собора недоработанными соседствует с другим, прямо противоположным по смыслу: «Одобрить усилия по участию в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви, предпринятые патриархом Московским».

Перед нами — типичная «византийская дипломатия». С одной стороны, не желая прослыть сторонником экуменизма, патриархия заявляет о поддержке протестующих (когда игнорировать ее уже нельзя). Но с другой — продолжает высказывать нарочитую лояльность предстоящему Собору.

Один из экспертов РП, объясняя политику патриархии, предположил: в Москве видят, что с Собором и так потихоньку не срастается и, возможно, все, что происходит, не более чем дипломатическая игра. В одной руке у митрополита Илариона, руководителя ОВЦС, телефонная трубка, на которой «висит» патриарх Варфоломей. И владыка Иларион, дипломатично улыбаясь, говорит ему в трубку: «Да, да, да», — на все. Но одновременно он держит вторую трубку, по которой общается с представителями других Церквей. И им он говорит прямо противоположное: «Ну этот Варфоломей дает. Конечно, мы с вами, а не с ним».

Так или иначе, картина печальна. Инициатора Собора, вселенского патриарха, обвиняют в деяниях, за которые, по канонам, он должен быть извержен из сана. Москва затевает странную двойную игру. Предстоятели, судя по последним новостям, возмущаются уже из-за места посадки гостей на Соборе: не всем нравится, что Варфоломей определил себе место во главе столов и не хочет сидеть наравне с остальными. Вдобавок ко всему Церкви не получили из Константинополя отчетности о бюджете Собора, который формировали сообща.

Мероприятие, которое должно было заявить о единстве Православных Церквей, открывает миру нечто совсем иное — снежный ком недовольств, обид и поистине иезуитских интриг. А вопрос: «Кому и для каких целей нужен Всеправославный собор?» — по-прежнему остается без ответа, порождая все новые конспирологические догадки и подозрения.

«Наши люди»: те, кому не все равно Далее в рубрике «Наши люди»: те, кому не все равно«Наши люди» — сообщество тех, чье мировоззрение близко позиции «Русской Планеты». Мы можем по-разному рассматривать какие-то трудности, возникающие в нашей жизни, но объединяет нас одно — мы патриоты своей страны, и для нас самое главное — процветание России

Комментарии

06 июня 2016, 22:23
Почитал йа это все и сделал вывод, кругом шовинизм и сегрегация, нельзя так, ни об этом Христос вещал
06 июня 2016, 22:34
Я уже давно запутался в христианских претензиях друг к другу. Если честно, непонятно, чем одно православие может отличаться от другого христианства. После Всеправославного собора станет все понятно, надеюсь.
07 июня 2016, 07:42
За праведниками правда, а за алчными бабло, власть и обман. Правда без сил и скрытности ничто. Силы не равны )))
08 июня 2016, 08:31
Есть подозрения что этот ход Афонского монаха ни что иное как пиар ход в пользу дальнейшего укрепления РПЦ как лидера православного мира
07 июня 2016, 00:16
Как говорится, "бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе".
Глупо все это выглядит. Вместо того, чтобы Вселенские Соборы собирать, лучше бы наше РПЦ озаботились бы проблемами внутри себя и коррумпированности своих структур в ущерб духовности!
10 июня 2016, 02:18
ИНТЕРЕСНО ? А УКРАИНСКИЕ ЦЕРКВИ ТИПА ФИЛАРЕТОВСКОЙ И УАПЦ ТОЖЕ ПРИГЛАСЯТ? ИЛИ В УПОР НЕ ЗАМЕТЯТ?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»