Новости – Общество
Общество
Православие в окружении ереси
Члены Всемирного совета церквей. Фото: agionoros.ru
Всемирный совет церквей несет вред православной вере
30 мая, 2016 07:00
7 мин
В 2007 году настоятели трех афонских монастырей — Ватопеда, Григориата и Филофея — обратились к православной полноте с посланием, в котором призвали отказаться от любого сотрудничества со Всемирным советом церквей (ВСЦ). Эту организацию в 1948 году создали протестанты, движимые идеями экуменизма — единства всех христиан, и теперь она объединяет более 330 церквей по всему миру, включая тех, кого святые отцы именовали «отступниками» и «еретиками».
Участие в делах ВСЦ, писали монахи-святогорцы, не только неспособно убедить инославных к принятию истинной веры, но даже наоборот — сбивает с толку православных богословов и толкает их в сторону еретического протестантизма.
Десятью годами раньше, но по тем же причинам из состава ВСЦ вышли Грузинская и Болгарская православные церкви. Неоднозначное отношение к ВСЦ фиксировала и история Московского патриархата, например документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» от 2000 года. Он, в частности, говорит: в ВСЦ доминирует протестантская стихия, которая делает невозможным полновесное православное свидетельство об истине Церкви (читать: голос православной церкви там едва слышен). В деятельности ВСЦ невооруженным глазом видны усилия инославных участников к достижению догматических компромиссов (читать: протестанты так или иначе ведут борьбу за изменение канонов). В связи с этим нужно быть готовым к изменению статуса отношений с данной организацией (читать: быть готовым к разрыву). Несмотря на это, православная церковь была и остается в составе еретического Совета церквей, гася любые призывы из него выйти.
2010 год. Глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион проводит совместную пресс-конференцию с генеральным секретарем ВСЦ пастором Олафом Фюксе Твейтом. Твейт — хорошо стриженый улыбчивый пастор в светском костюме, представитель норвежских протестантов. Среди реплик из зала — вопрос об отношении ВСЦ к однополым бракам и женскому епископату, легализованным рядом протестантских деноминаций. Господин Твейт дает уклончивый ответ: «Роль ВСЦ — предоставлять пространство для высказывания различных церквей».
Митрополит Иларион сидит рядом с господином Твейтом и сохраняет невозмутимость, несмотря на то что в коротком ответе господина Твейта раскрывается суть того, с кем ведет сотрудничество Православная церковь. Господин Твейт тактично не говорит, что в составе ВЦС находится, например, церковь Швеции — лютеранская община, которая с 2007 года благословляет браки гомосексуалистов, а с конца нулевых имеет в своих рядах женщин-епископов, одна из которых призывает снимать кресты с храмовых куполов: дескать, кресты оскорбляют представителей других конфессий.
Спустя пять лет митрополит Иларион станет одним из организаторов другой межконфессиональной встречи — патриарха Кирилла и папы римского, которая поставит православную церковь на грань раскола: часть верующих усмотрит в этом нарушение святоотеческого предания. Он же станет лоббистом Всеправославного собора, против которого, поднимутся иерархи целого ряда Поместных церквей. Одновременно в отделе, который возглавляет митрополит Иларион, продолжат упорно называть ВСЦ «значимой межхристианской организацией». По его версии, она дала возможность русскому православию выйти из советского гетто и донести свою позицию до широкой общественности.
Преподобный Иустин Попович, сербский святой и фактически наш современник, называл ВСЦ «собором, состоящим из 263 ересей, из которых каждая есть духовная смерть». «Участием в нем мы бесчестим святое Православие», — писал преподобный. Почему же мнение ОВЦС идет вразрез с оценкой святого? Почему оно не учитывает свидетельства святогорцев и даже опыт собственной истории?
Вовлечение русского православия в Совет церквей произошло в 1961 году при активном лоббировании тогдашнего председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова) — на тот момент он был еще архиепископом Ярославским и Ростовским. Митрополит Никодим вошел в историю, как главный инициатор экуменических преобразований в Русской православной церкви.
Помимо членства в ВСЦ, под его давлением Синод в 1969 году разрешил православным священникам причащать католиков и старообрядцев — еретиков и раскольников, если говорить словами святоотеческого предания. Владыка Никодим шел на всестороннее сближение с латинянами, что уже тогда вызывало критику со стороны других иерархов. Удивительным образом он и земную жизнь свою закончил в Ватикане — в сентябре 1978 года у него остановилось сердце на приеме у папы Иоанна Павла I. Папа же прочитал над ним отходные молитвы и молитву об отпущении грехов. Чувства православных по этому поводу описал архиепископ Василий (Кривошеин): «Это случилось в Ватикане, в присутствии Папы, вдали от своей епархии и вообще от православных. Конечно, всякая смерть есть тайна Божия, и является дерзновением судить, почему она случается в тот или иной момент и что она означает, но лично я (и думаю большинство православных) восприняли её как знамение Божие. Может быть, даже как вмешательство Божие, как неодобрение той спешки и увлечения, с которыми проводилось митрополитом дело сближения с Римом».
Проблема в том, что нынешний патриарх — ставленник и ближайший ученик экумениста Никодима. На заре своего служения Кирилл был личным секретарем Ленинградского митрополита, им же был хиротонисан в епископа Выборгского, а впоследствии занял место, которое занимал Никодим — главы ОВЦС. В этом отделе в 1995 году начал работу и митрополит Иларион, который сегодня возглавляет его, после того как Кирилла избрали Патриархом.
Таков ответ на вопросы двумя абзацами выше: положительное мнение ОВЦС о Всемирном совете церквей, усиление контактов с католиками и участие во Всеправославном соборе, несмотря на протест большой части православного общества — все это суть продолжение экуменической политики, начатой в 60-е годы Ленинградским, покойным ныне митрополитом.
К слову, и «большую часть православных», которым не нравится экуменизм Московского патриархата, в ОВЦС не считают «большой частью» — называют «маргиналами» и «абсолютным меньшинством». Так, в маргиналы был записан епископ Банченский Лонгин, известный своей благотворительной деятельностью. Накануне Великого поста епископ объявил, что больше не будет поминать патриарха за богослужением — причиной стала его встреча с папой римским и все то же членство в ВСЦ.
В маргиналы записали и Унгенско-Нискоренского епископа Петра (Мустяцэ) из Молдовы, который призвал осудить еретический ВСЦ и выйти из него. В маргиналы записали группы верующих, которые блокировали Архиерейский собор, прося иерархов отказаться от политики экуменизма.
ОВЦС — или «церковный МИД» как любят именовать себя сотрудники отдела — готов записать в маргиналы всех, кроме тех, кто действительно является таковым. Женщину-епископа, которая сидит на заседаниях Всемирного совета церквей в двух рядах от православной делегации, а у себя на родине призывает рушить кресты. Епископа-гомосексуалиста, который присутствует там же. Епископа, который на вопрос, как относиться к однополым бракам, говорит, что у него нет позиции на этот счет.
Вместо попыток прислушаться к голосу собственной паствы «церковный МИД» продолжает твердить о «выходе из гетто». И ни слова о том, что имело бы смысл выйти из ВСЦ, хотя бы для того, чтобы не допустить внутреннего раскола. В «церковном МИДе» не понимают, что почву под ним потряхивает очень серьезно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости