Новости – Общество
Общество
Возвращение на Черный континент
Солдаты армии США при прибытии на военную базу. Фото: Nicholas KAMM/AFP
Планы США по наращиванию военно-экономического присутствия в Африке вынуждают Россию принять симметричные меры
21 декабря, 2015 12:00
8 мин
Представители американского военного ведомства недавно озвучили планы по созданию новых военных баз. В частности, речь идет о строительстве лагерей для ВС США на территории Африки. Эти планы, по заверению Пентагона, связаны с необходимостью повысить эффективность борьбы с террористической организацией ДАИШ (ИГ, организация запрещена в РФ). Ей ранее присягнули некоторые региональные группировки, к примеру действующая в Нигерии и сопредельных странах «Боко Харам». По информации The New York Times, план строительства баз уже внесен на рассмотрение Белого дома, он касается укрупнения уже действующей базы в Джибути, а также создания военных хабов в Нигере и Камеруне.
За реализацию военных интересов США на Черном континенте отвечает созданное в 2006 году Африканское командование вооруженных сил США (АФРИКОМ) со штаб-квартирой в немецком Штутгарте. Хотя Штаты не особо афишируют собственную активность в Африке, в действительности они ведут активную работу по «завоеванию» континента; представители АФРИКОМ работают над установлением военных отношений с большинством африканских государств с целью наращивания на их территории контингента ВС США. В частности, по итогам 2012 года американские военные провели в Африке 546 различных операций, в первую очередь учебного характера: такие данные представил прессе командующий АФРИКОМ генерал Дэвид Родригес.
Африканское командование вооруженных сил США (АФРИКОМ)
Африканское командование вооруженных сил США (АФРИКОМ). Фото: Mandel Ngan/AP
По мнению некоторых экспертов, с 2013 года Пентагон занимается развитием авиабазы в Энтеббе (Уганда), еще один военный лагерь находится в Уагадугу, столице Буркина-Фасо. Кроме того, американские военные используют небольшую авиабазу в Нзаре (Южный Судан). Небольшие пункты базирования ВВС США существуют в Центрально-Африканской Республике, Конго и Эфиопии. Пентагон строит в Африке базы для своих БПЛА; такие базы есть в Нигере, в Эфиопии и на Сейшельских островах. По оценкам экспертов, за последние годы военная активность Штатов в Африке возросла как минимум вдвое. Таким образом, Вашингтон пытается постепенно установить контроль над континентом, располагающим огромными запасами полезных ископаемых. Присутствие ВС США в африканских странах позволит Штатам оперативно реагировать на события в регионе и влиять на политику местных государств.
Месть полковника Каддафи
Африка — настоящая мировая кладовая полезных ископаемых, и не удивительно, что американская администрация обратила на нее пристальное внимание. К примеру, уже сейчас до 60% поступающего в США хрома, марганца, платины и кобальта экспортируется именно с Черного континента плюс 8% закупаемой Штатами на внешних рынках нефти. В будущем Вашингтон планирует довести этот показатель до 25%.
Понятно, что в Африке не всегда рады американским «гостям», особенно в тех странах, которые уже пострадали от вмешательства западных государств в свою внутреннюю политику.
К примеру, по информации The Guardian, приземлившемуся на базе Ваттия (Ливия) самолету ВВС США пришлось тотчас развернуться и покинуть аэродром. Местное командование объяснило свое распоряжение тем, что американские летчики не имели разрешения на пребывание на военной базе, хотя представители Пентагона пытались заверить ливийских коллег в желании «наладить отношения».
Отметим, что, хотя свержение режима Муаммара Каддафи произошло при прямой поддержке США, сегодня власти Ливии все чаще демонстрируют весьма скептическое отношение к американским «партнерам», параллельно налаживая отношения с Россией, прерванные в период «арабской весны».
По прошествии нескольких лет с момента госпереворота отношения Триполи и Москвы начали постепенно восстанавливаться: в феврале 2015 года ливийский премьер Абдалла Абдуррахман ат-Тани заявил, что страна намерена выстроить заново экономические связи с РФ, вернув их на прежний уровень. Он нанес несколько визитов в Москву, в ходе которых обсуждались перспективы не только экономического, но и военного сотрудничества и совместной борьбы с терроризмом. Другими словами, полковник Каддафи умер, но дело его живет.
Сомали, Сейшелы — далее везде
Ливия — далеко не единственное африканское государство, настроенное на сотрудничество с Россией. Москва может рассчитывать на укрепление союзнических отношений с Египтом: глава государства фельдмаршал Абдул-Фаттах Саид Хусейн Халил Ас-Сиси неоднократно заявлял о готовности Каира активно взаимодействовать с российской стороной. В начале 2015 года состоялся официальный визит президента Владимира Путина в Египет.
Разумеется, в данном контексте нельзя не вспомнить про ЮАР, с которой РФ наладила взаимодействие в рамках БРИКС.
Показательно, что африканские политические лидеры прибыли на Парад Победы, прошедший в Москве 9 мая 2015 года, продемонстрировав намерение выстраивать взаимоотношения с Кремлем без оглядки на мнение Запада. На параде присутствовали, в частности, президент Зимбабве Роберт Мугабе и лидер ЮАР Джейкоб Зума. Экс-президент Ганы Джерри Ролингс и действующий лидер Уганды Йовери Мусевени открыто высказывались в поддержку позиции Москвы по украинской проблематике и по вопросу присоединения Крыма.
У России есть большое преимущество перед Западом в плане построения отношений с африканскими государствами, вытекающее еще из советской политики, направленной на поддержку освободительных движений африканских народов против колониализма. Именно СССР помог, к примеру, Анголе избавиться от португальского владычества, длившегося вплоть до 1960-х годов. Советский Союз на протяжении многих лет активно поддерживал молодые африканские государства, и память об этом не успела окончательно выветриться за годы самоудаления России из международной политики, прошедшие после развала СССР.
Кроме того, Россия обладает еще одним важным преимуществом в глазах стран третьего мира: Москва, в отличие от Вашингтона, не сеет хаос, реализуя свои интересы за рубежом. Напротив, основой геополитической стратегии РФ является борьба за сохранение политической и экономической стабильности в мире. Чем же завершается вмешательство Запада, африканцы уже успели увидеть на печальном примере Ливии и других стран.
Очевидно, что дестабилизация политической обстановки лишь способствует резкому росту террористических организаций, как это случилось в Сирии. Поэтому слова Вашингтона о намерениях бороться с терроризмом во всем мире звучат в высшей степени ненадежно. Зачастую политика Белого дома только усугубляет положение в области противодействия террористической угрозе.
Стоит отметить, что РФ имеет экономические интересы в Африке, на континенте работает несколько наших компаний. В Гвинее реализуют проекты «Русал», ООО «Северсталь-золото», ОАО «Гаммахим»; в ЮАР — группа компаний «Ренова» и ОАО «Мечел»; в Анголе — АК «АЛРОСА», ОАО «Технопромэкспорт», дочернее предприятие ОАО «Газпром нефть» – концерн «НИС», «Росатом», ОАО «Атомредметзолото» и т.д.
По объему инвестиций в африканскую экономику Россия сегодня занимает 5-е место и 12-е — по количеству инвестиционных проектов.
Но в области военного сотрудничества мы пока значительно отстаем от США, все наши военные базы, построенные в Африке Советским Союзом, закрыты в 1990-х. А их было немало: до 1977 года действовала большая военно-морская база в Сомали на берегу Аденского залива. Из-за войны Сомали и Эфиопии, в которой Москва поддержала Аддис-Абебу, база была перенесена на эфиопскую землю, где просуществовала вплоть до крушения советской империи.
Имелись у СССР базы и на Сейшельских островах, а также в Египте, Ливии, Анголе, Гвинее и Тунисе. Увы, все они были покинуты после развала СССР, в годы стремительного угасания былого могущества повергнутой империи. Сегодня Россия должна активизировать усилия на данном направлении. Определенные результаты, касающиеся экономического сотрудничества, уже достигнуты, но их необходимо подкрепить возобновлением военных отношений с государствами Африки.
Это необходимо как по экономическим соображениям (особенно на фоне разрыва хозяйственных связей с западными странами), так и ради общей безопасности: сомнительно, что США сумеют побороть террористическую угрозу в регионе. Как правило, вмешательство Вашингтона ведет лишь к эскалации напряженности. У Москвы иная, гораздо более взвешенная тактика, направленная на стабилизацию ситуации в каждой отдельно взятой стране, и только Россия сможет оказать эффективную поддержку африканским правительствам в борьбе с террористическими группировками, несущими опасность в глобальных масштабах.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости