«Возникала проблема конкуренции духовенства с народными учителями»
Урок в женской гимназии. Репродукция фотохроники ТАСС 

Урок в женской гимназии. Репродукция фотохроники ТАСС 

В начале XX века преподаватели в деревнях начинали строить гражданское общество

Русская история наполнена примерами того, как люди в тяжелейших исторических условиях гражданское общество создавали «своими руками». В коллективном исследовании «Гражданская идентичность российской интеллигенции в конце XIX — начале XX веков» авторы пытаются рассмотреть роль интеллигенции через призму понятия гражданское общество. Особую ценность представляют части книги, посвященные коллективным и персональным идентичностям представителей интеллектуальных профессий и участников активистских движений.

«Русская Планета» с разрешения издательства «Новый хронограф» публикует фрагмент книги «Гражданская идентичность российской интеллигенции в конце XIX — начале XX веков», посвященный революционной деятельности народных учителей.

Другая часть учителей возможность улучшения условий жизни крестьян видела в революционной деятельности. Она заметно проявлялась в 1870-е и в 1900–1910-е годы, когда учителя и даже некоторые учительницы вели антиправительственную пропаганду среди крестьян, распространяли нелегальную литературу и так далее. В период революции 1905–1907 годов преподаватели земских школ в ряде местностей были главными деятелями Крестьянского союза. В силу своих революционных настроений, активной общественной позиции, непосредственной близости к крестьянству преподаватели земских школ оказывали значительное влияние на процесс «брожения умов» в деревне в предреволюционные годы. «Если в настоящий момент российское крестьянство так организовано, что на него можно положиться вождям революции, то это есть прямой результат работы народных учителей», — писал неустановленный автор из среды профессиональных революционеров в 1912 году.

Некоторые учителя-мужчины пользовались таким большим авторитетом среди крестьян, что их приглашали на сельские сходы, и там мнение учителя имело значение, иногда решающее. Так, когда в одной из деревень Суджанского уезда Курской губернии в начале 1880-х годов обнаружился падеж скота от чумы и крестьяне из-за ложных и невежественных опасений отказались допустить земского ветеринара в деревню (сначала не пускали мужчины, а затем, когда прибыла полиция, — женщины), только вмешательство учителя предотвратило дальнейшее распространение эпидемии, а самих крестьян спасло от наказания за их упрямство, походившее на бунт. Учитель выступил по приглашению крестьян на сходе и доказал им, что убой скота во время эпидемий более выгоден, чем другие меры борьбы с чумой, равно как и то, что необходимо произвести убой скота в одной деревне, чтобы сохранить его во всем уезде. «Я редко когда переживал такие минуты полного нравственного удовлетворения, как в тот день», — писал этот учитель.

Силой вещей формирующаяся социальная идентичность учителей начальной школы приобретала антицерковн ые черты. Прежде всего, это было связано с неурегулированностью вопроса о преподавании Закона Божия, центрального предмета в курсе начальной школы. Ведение уроков по этому предмету было исключительной компетенцией лиц с богословским образованием, поэтому подавляющая часть учителей и все учительницы земских школ преподавать его не имели права, и в качестве законоучителей в школы приглашались приходские священники, редко — дьяконы. На практике, как свидетельствуют самые разнообразные источники, священники часто пропускали свои уроки или не посещали школы вообще, что вынуждало преподавателей без богословского образования в нарушение закона преподавать Закон Божий самостоятельно.

Несмотря на то, что практически в каждом сельском училище числился отдельный законоучитель, в 1903 году в Данковском уезде Рязанской губернии учителям приходилось самим преподавать Закон Божий в каждом втором училище, тогда же в Крапивенском уезде Тульской губернии (по словам инспектора народных училищ) — в «большинстве училищ», в Белевском уезде той же губернии преподавание этого предмета также лежало «главным образом» на учителях и учительницах.

Урок Закона Божьего. Фото: missia.od.ua

Урок Закона Божьего. Фото: missia.od.ua

Похожая ситуация была в других уездах. Как сообщали инспектора народных училищ, «отцы законоучителя... обнаруживают полнейшее равнодушие [к религиозно-нравственному воспитанию детей — Автор], погрузившись исключительно в интересы материальные» (Севский уезд Орловской губернии, 1903 год); «прежде всего, приходится отмечать удивительно небрежное отношение большинства законоучителей к делу преподавания Закона Божия» (Бронницкий уезд Московской губернии, 1913 год). Земский деятель В. Н. Назарьев писал, что в период его работы членом училищного совета одного из уездов Симбирской губернии его наибольшую тревогу вызывали «постоянные... столкновения с законоучителями-священниками, упорно и в большинстве смотревшими на свое учительское жалованье как на прибавку к их скудному содержанию, нисколько не обязывавшую их обучать детей».

Вопрос о преподавании Закона Божия нередко становился причиной конфликтов между преподавателями и законоучителями. В мае 1905 года на общем собрании Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных народны х училищах Саратовской губернии учитель Ольшанского училища Докукин заявил о необходимости изъять преподавание Закона Божия из начальной школы для того, чтобы «освободить учителя от постоянных столкновений с духовенством». Эти столкновения, по словам учителя, нередко имели место по самым разным вопросам, «начиная с желания приходских священников чтобы учителя бесплатно занимались за законоучителей преподаванием Закона Божьего, и с отказа учителей от этого труда и возникающих отсюда недоразумений, переходящих затем на почву религиозную, нравственную, общественную и политическую».

Ходатайства земств о разрешении учителям преподавать Закон Божий отвергались Синодом, который, в частности, указывал, что «предоставление преподавания Закона Божия всем светским учителям, из которых многие сами недостаточно тверды в истинах православной веры, внесет неустойчивость религиозных понятий в простой народ, отдалит священника от народа и умалит его духовное влияние на вверенную ему паству».

Кроме этого, возникала борьба между священником и учителем за лидерство и авторитет в деревне. «Некоторые священники, привыкшие за долгие годы к духовной монополии на селе, чисто психологически с трудом переносили появление новых образованных людей, свежих идей и взглядов, новых форм работы. Возникала проблема собственной состоятельности духовенства в культурном и нравственном отношении, способности конкурировать с народными учителями». Конкуренция проявлялась и в притязаниях части священников выступать в роли руководителей для преподавателей земских школ. Например, председатель Козелецкой уездной земской управы писал в 1881 году:

«Отношения между учителями и законоучителями, вообще говоря, скверны, что вызывается обыкновенно желанием священника добиться какого-то главенства в школе, подозрением, что учитель относится к нему без должного уважения и проч.».

«Если же учителя, — писал один из педагогов, — сами заслуживали себе любовь, доверие и уважение народа, а также благосклонность инспекторов, то, стыдно сознаться, из опасения ради, чтобы им не потерять своего могущества на народ [так в тексте. — Автор] и первенствующего значения, многие законоучителя старались подорвать эту любовь и выставить его в дурном свете. Еще сносна была жизнь учителя, если при взаимных несимпатиях не возникало между им и законоучителем ссоры и их отношения не обострялись, но беда, если они были в разладе: тогда законоучителя где только могли вредили учителю и конфузили его пред народом. Удобным местом для себя избирали церковь. Не дай Бог ученикам с учителем опоздать в церковь или совсем не быть, то после богослужения [это] будет поставлено на вид, и чтобы подорвать авторитет учителя, [священник] заметит: „так как учитель ваш ни сам не ходит в церковь, ни учеников не водит, то хотя вы сами посылайте своих детей в церковь“. Если ученик, читая часы, бывало, ошибется, то без всякого снисхождения законоучитель тут же останавливал его и поручал продолжать псаломщику. Эти сослуживцы часто бывали причиной перевода учителя помимо его желания в другое училище, из злобы ради на учителя, они не жалели на экзаменах проваливать учеников и много еще других видов мести, постыдных для них же, избирали эти господа».

Самолюбие учителей и учительниц оскорблял резкий контраст в отношении «начальства» к ним и к священникам: с последними представители администрации вели себя «вежливо, иногда до подобострастности», а с учителем — «сдержанно и даже сурово». «Такое неравенство буквально развращает священников, и много творится ими несправедливостей над бесправным народным учителем», — доказывал педагог. Формально взаимоотношения преподавателя и священника не регулировались, но фактически учителю или учительнице отводилось «первое место после священника».

Гражданская идентичность российской интеллигенции в конце XIX — начале XX вв. М.: Новый Хронограф, 2013.

Рубль слабеет с каждым днем Далее в рубрике Рубль слабеет с каждым днемКурс евро, вслед за долларом, превысил психологическую отметку, он теперь стоит больше 47 рублей; эксперты: такой рост вряд ли серьезно повлияет на покупательную способность

Комментарии

26 января 2014, 00:23
Я считаю , что и сегодня было бы неплохо вернуть в школьную программу Закон Божий. Хуже точно ребятам не будет, а такое влияние на сознание молодежи может многим помочь встать на правильный путь
26 января 2014, 10:06
Если только в качестве факультатива для тех кто в семинарию готовятся.
26 января 2014, 21:41
Вы даже не представляете ,что там будут преподавать в наше время при введении такого предмета. Видно вы не в курсе какая в церкви сейчас иерархия и безналоговые доходы.
26 января 2014, 10:05
Кому интересно - программа основ православной культуры в сегодняшней школе


Курс состоит из 4-х блоков. Блоки 1 и 4 — общие для всех учеников, изучающих курс Основы духовно-нравственной культуры народов России, в который входит и модуль ОПК.
Первая половина курса (первое полугодие IV класса)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
Урок 1. Россия — наша Родина.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Урок 2. Православие и культура.
Урок 3. Отношения Бога и человека в православии.
Урок 4. Православная молитва.
Урок 5. Библия и Евангелие.
Урок 6. Проповедь Христа.
Урок 7. Христос и Его Крест.
Урок 8. Пасха.
Урок 9. Православное учение о человеке.
Урок 10. Добро и зло. Совесть.
Урок 11. Заповеди.
Урок 12. Милосердие.
Урок 13. Золотое правило этики.
Урок 14. Храм.
Урок 15. Икона.
Урок 16. Зачетные задания.
Урок 17. Обобщающий урок.
Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
Урок 1 (18). Как христианство пришло на Русь
Урок 2 (19). Христианское отношение к природе
Урок 3 (20). Христианская семья
Урок 4 (21). Христианин на войне
Урок 5 (22). Христианин в труде
Урок 6 (23). Подвиг
Урок 7 (24). Заповеди блаженств
Урок 8 (25). Зачем творить добро?
Урок 9 (26). Чудо в жизни христианина
Урок 10 (27). Какими Бог видит людей
Урок 11 (28). Литургия
Урок 12 (29). Монастырь
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Урок 31. Подготовка творческих проектов.
Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.
Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг», и т. д.
Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»