Возможно ли одолеть казнокрадство
XI Всероссийский форум-выставка «Госзаказ–2015». Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

XI Всероссийский форум-выставка «Госзаказ–2015». Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Государство должно установить контроль над системой своих же закупок

Нет в России более популярного лозунга, чем борьба с коррупцией. На нее выделяются значительные средства, создано Управление по борьбе с коррупцией (почему-то в составе администрации президента), нет такого министра, который не сказал бы хоть раз, что коррупция — это плохо, а результат нулевой, если не отрицательный.

Все дело в том, что коррупцию, как и любое сложное явление, можно разложить на составные части. Это как на войне: чтобы уничтожить армию противника, необходимо разбить каждое ее подразделение. В нашем случае — начиная от вашей мелкой взятки водопроводчику или врачу и заканчивая грандиозными операциями сырьевых монополий.

У коррупционной армии, как и у армии обычной, есть главная ударная сила, элитные войска. Это, разумеется, казнокрадство, вывод средств из бюджета всеми околозаконными, почти законными, псевдозаконными и откровенно незаконными способами. И вот с этой конкретной проблемой — в отличие от абстрактной, рассеянной по всем слоям общества коррупции — бороться можно вполне эффективно.

Никто толком не знает, что такое коррупция. Несколько лет назад президенту Медведеву иностранный гость подарил айфон, и президент передал подарок сыну — по букве закона президент Медведев коррупционер, ибо подарки дороже 3 тыс. руб. обязан передавать государству. По здравому смыслу — да обойдется государство без медведевского айфона.

Четко известно, что такое казнокрадство. Прямая его форма — передача денег из бюджета частным лицам или организациям в корыстных целях. Один из самых типичных примеров — заключение договора о поставке товара или услуги по заведомо завышенной цене, чтобы нелегально получить свою часть от этого избытка цены. Место, где совершаются подобные деяния, также общеизвестно, — это система государственных закупок.

Два премьера, один результат

Ровно четыре года назад, 30 сентября 2011 года, тогдашний премьер-министр Владимир Путин провел в Ново-Огарево совещание, посвященное проблеме госзакупок. Там рассматривались два конкурирующих предложения реформы этой малоэффективной системы — от Минэкономразвития и ФАС. Премьер неожиданно уклонился от принятия какого-либо решения и отправил документы на доработку.

Сейчас подобные совещания проводит премьер-министр Дмитрий Медведев, но воз и ныне там. «Наводить такой порядок нужно не затягивая», — говорит премьер, но конкретных документов не подписывает. Есть предложение проводить абсолютно все торги в электронном (то есть удобном для мониторинга) виде: глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев считает, что подъем доли электронных торгов только на 1% сэкономит бюджету 7 млрд руб. в год. Но проект в стадии «подготовки подзаконных актов».

Ни у правительства, ни у президента нет сил справиться с казнокрадским лобби, блокирующим любые попытки повесить замок на государственный бюджет.

Бездонный колодец

Как уже писала «Русская планета», борьба с коррупцией, а если быть точным в терминах — то с казнокрадством, сегодня является едва ли не единственным резервом повышения эффективности нашей экономики и исполнения обязательств бюджета перед простыми гражданами.

В поиске эффективности правительству и всем руководителям входящих в него ведомств необходимо обратить внимание на вверенные их контролю и управлению — через советы директоров — госкомпании, которые иногда называются ПАО, иногда госкорпорациями или ФГУПами, но это не меняет главного: эти компании должны трудиться на благо России и нас с вами.

По оценке Института энергетической политики, среди 30 крупнейших компаний России 2/3 по выручке занимают госкомпании, а в целом госсектор дает до 60% ВВП страны. Объем же корпоративных закупок крупнейших компаний с госучастием превышает 14 трлн рублей в год.

Для сравнения, бюджет нашей страны — чуть больше 15 трлн. И сегодня в этом бюджете пробита основательная брешь в 1 трлн руб., которые будут возмещены компаниями-экспортерами и Центробанком. Получается, что при повышении эффективности закупок госкомпаний всего на 10% и возвращении этих доходов в бюджет нашей страны, а не выплате в виде бонусов топ-менеджерам, он вновь стал бы профицитным. И не пришлось бы увеличивать налоговое бремя и пенсионный возраст, а также предпринимать другие шаги, прямо противоречащие указаниям президента.

Хитрые манипуляции

Дмитрий Медведев подчеркнул, что в сфере закупок необходимо навести порядок с ценами и качеством закупаемой продукции. Сегодня же, как говорят в бизнес-сообществе, там творится полный беспредел. Тендеры «рисуются» под конкретных поставщиков, близких к руководству госкомпаний либо договорившихся об откатах с конкретными менеджерами. В результате доходит до абсурда. По словам некоторых представителей отрасли, стоимость тендеров «Газпрома» порой бывает завышена в разы.

Малому бизнесу на таких торгах, как правило, делать нечего, хотя он и предлагает меньшие цены и более качественные услуги. Впрочем, глава кабмина высказался именно в поддержку малого и среднего бизнеса. Однако он не мог не признать и значительного завышения цен, и наличия «специфических конкурсов», куда допускается только одна заявка, в результате чего в 2014 году «почти половина от общего объема закупок была сделана у единственного поставщика». А в Минэкономразвития насчитали 2700 формулировок, позволяющих делать закупки у единственного поставщика.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Фото: Исакова Анна / ТАСС

Сегодняшняя система контроля госзакупок — манипулятивная, она оставляет множество возможностей не допустить к тендерам частные предприятия, то есть не отдать заказ, как выражаются в этих кругах, «налево». «Русская планета» уже писала о типичных манипуляциях, которые предпринимают госзакупщики для того, чтобы добиться нужных результатов тендеров.

Борец из Приморья

Генеральный директор работающего в Приморском крае ООО «Сила Света» Дмитрий Зубарев рассказал «Русской планете» о том, как его компания долго и безуспешно пыталась получить хоть один заказ на рынке сетей наружного освещения.

«Я понимаю, какая себестоимость у этих работ, какова норма прибыли — и вижу, что заказы уходят по цене, завышенной в 2–3 раза. Мы действительно могли бы составить серьезную конкуренцию за счет оптимизации издержек», — говорит Зубарев.

Почему чиновники боятся «голодных» независимых предпринимателей? «Мы сбросим цену так, что коррупционной составляющей в ней уже точно не будет и заказ перестанет быть привлекательным для последующего распила», — объясняет Зубарев.

Хотя с 2011 года компания Дмитрия не получила ни одного заказа, он верит, что его борьба может принести пользу как «Силе Света», так и всему рынку по трем причинам.

Во-первых, заказы являются регулярными (содержание сетей освещения нужно всегда, да и строят их тоже регулярно), заказчики одни и те же, победители очевидным образом аффилированы с представителями заказчиков. Если эту связь разорвать (хотя многим кажется, что в России это невозможно), то как минимум удастся получить доступ к будущим заказам.

Во-вторых, доказанный факт ограничения конкуренции должен повлечь уголовную ответственность для создателей схемы. В этом случае заказы будут размещать другие люди, которым придется учесть горький опыт своих коллег.

В-третьих, если удастся создать прецедент и получить по суду упущенную выгоду, что, к слову, предусмотрено российскими законами, то в суды хлынут толпы предпринимателей, права которых были нарушены при госзакупках. И тогда ситуация может все-таки поменяться.

Эффект плацебо

Пока единственным решением проблемы подчиненные Медведева в лице министра экономики Алексея Улюкаева считают уравнивание корпоративных закупок госкомпаний с госзакупками, в результате чего корпоративные закупки могут быть переведены на универсальные электронные площадки.

Однако никакой закон не может остановить российского чиновника или госменеджера, решившего урвать кусок от нашего с вами общего пирога. Поэтому пора менять не законы, а ментальность нашего управленческого класса. Не поменяется ментальность — поменять сам класс. Лучше сверху, иначе сменят снизу — просто из-за постепенного обнищания населения России.

Лучшим решением, чем уравнивание закупок госкомпаний и госведомств, могло бы стать ограничение количества электронных торговых площадок — скажем, не более пяти на всю Россию, а также установление контроля ФСБ над каждой крупной закупкой. Эти предложения содержатся в правительственных проектах, но до статуса закона им очень далеко.

Речь идет также о создании специального органа, занимающегося общественным контролем за всеми закупками с возможностью оспорить результаты тендеров, опираясь на независимые критерии оценки. Кроме того, информация обо всех нарушениях должна публиковаться в официальных государственных СМИ — с указанием имен руководителей конкретных компаний и ведомств, допустивших нарушения в стенах своих организаций.

Возможно, имеет смысл навсегда отстранять от работы госменеджеров, неоднократно уличенных в проведении несправедливых закупок.

Выдать «волчьи билеты»

В ответ на все изложенные предложения можно возразить: мол, количество нарушений уменьшится, но пропорционально возрастет и величина откатов, в которую добавится премия за риск. Ведь, как это ни печально, многие идут в государственную систему именно с прицелом на возможности нелегальных заработков.

Однако на это хочется возразить, что коррупционеры должны жить в постоянном страхе и в ожидании неминуемой расплаты, а поле для манипуляций должно постоянно сужаться. Только так, последовательными, поступательными шагами, быть может, нам удастся побороть казнокрадство. Только в этом кроется залог будущего экономического роста.

* * *

Что же касается борьбы с «коррупцией», то вести ее можно только вокруг себя:  перестать давать и брать мелкие взятки, «решать вопросы» через хороших знакомых, при этом начать платить налоги с «левых» доходов и качественно выполнять собственную работу. Да, мы ухитрились сформировать менталитет, при котором такой человек считается «лохом» и «терпилой». И с этим тоже надо бороться.

А вот Управление по борьбе с коррупцией нужно бы переименовать в Управление по борьбе с казнокрадством. И сконцентрировать его работу именно на этом направлении. Начать можно как раз с мониторинга и контроля госзакупок.

Анатомия журналистских удач Далее в рубрике Анатомия журналистских удачИнтернет-издание «Медуза» и РБК открыли глаза россиянам на удары отечественной авиации в Сирии Читайте в рубрике «Закон» Дорогой наш почтальонВо сколько обходятся бюджету аппетиты госчиновников? Дорогой наш почтальон

Комментарии

02 октября 2015, 11:20
Могу ответственно заявить, что победить казнокрадство в России невозможно.
02 октября 2015, 11:21
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
02 октября 2015, 13:04
Нужен общественный контроль. ОНФ в этом направлении активно работает, и, стоит отметить, что довольно плодотворно. Ужесточение наказания за недобросовестную конкуренцию однозначно нужно, плюс усиление контроля. Предприниматели сами должны видеть тех, кто мухлюет и сообщать о таких прецедентах, куда нужно.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»