Новости – Общество
Общество
Война на дорогах
Украинские активисты стоят на блокпосту возле Львова, блокируя движение грузовиков с российскими номерами во Львовской области. Фото: РИА Новости
Блокада «Правым сектором» российских дальнобойщиков получила симметричный ответ
15 февраля, 2016 20:45
8 мин
Правительство Украины запретило движение российских большегрузных автомобилей по своей территории. Решение было принято на совещании утром 15 февраля. Официальный запрет стал продолжением акции радикалов, которая проходит уже несколько дней в западной части страны. Россия отвечает симметрично и пытается решить проблему по дипломатическим каналам. Дальнобойщики, ставшие жертвами националистов, действуют в кооперации с государством. Российская либеральная оппозиция, еще недавно пытавшаяся использовать водителей, протестующих против системы «Платон», себя никак не проявляет.
Новая блокада началась 11 февраля в Закарпатье. Около села Нижние Ворота группы украинских радикалов начали останавливать грузовики с российскими номерами. Речь шла о десятках автомобилей. По словам коммерческого директора Ространсавто Николая Саврухина, в некоторые из них летели камни, водителей оскорбляли, заставляли снимать российские флаги, если таковые были, а также георгиевские ленточки. Непокорным эти символы закрашивали краской цветов украинского флага, угрожали оружием. Часть дальнобойщиков, узнав о происходящем, разворачивалась и ехала искать объездные пути.
Среди участников блокады российских фур на Украине замечены активисты запрещенной в России организации «Правый сектор». Напомним, именно в Закарпатье летом 2015 года проводилась спецоперация по поиску активистов, укрывшихся в лесистой местности после перестрелки в городе Мукачево. Кроме того, в блокаде приняли участие боевики из организаций «Побратимы Украины», «Карпатская сечь» и националистической партии «Свобода» Олега Тягнибока, чьи позиции в этом регионе после прошедших местных выборов очень сильны.
Украинская полиция не вмешивается в происходящее, а власти явно или неявно даже поощряют самоуправство. Так, о симпатиях к националистам заявил губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль. «Общественные активисты выражают свою позицию, на которую имеют право…» — заявил он. Тягнибок был более резок и прямо потребовал от правительства «прекратить транзит московских фур». В Киеве сначала напомнили, что Украина и Россия обменялись временными квотами на транзитные грузоперевозки и поэтому российские фуры едут транзитом через Западную Украину вполне законно, однако потом все же уступили давлению радикалов.
В результате «эпидемия» стала распространяться на соседние области: Львовскую, Ивано-Франковскую, Ровненскую и Волынскую. Кроме того, группой радикалов был перекрыт пункт пропуска Мокраны — Доманово на границе Украины и Белоруссии. К вечеру 14 февраля к ним добавились Житомирская, Черновицкая, Днепропетровская области. Последним таким регионом стала Сумская область. Акция по блокаде российских фур на Украине широко освещается местным телевидением. Счет вынужденно простаивающим российским большегрузам пошел на сотни.
Участники акции требуют освобождения пленных, находящихся на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса. «Слышали по местному радио, что российских водителей собираются вывезти в АТО для обмена на своих военнопленных. Здесь мы стали врагами, нас пытаются провоцировать, но мы не ведемся», — рассказал в эфире радиостанции «Говорит Москва» дальнобойщик Сергей.
Одна из причин, по которой стала возможна блокада, — резко возросший поток грузовых автомобилей через этот регион. Это произошло из-за запрета на транзит российских большегрузов Польшей. Очередной раунд переговоров между Россией и Польшей по этой теме намечен на 15 февраля.
«Ответка» России
Беспредел, устроенный на Украине по отношению к дальнобойщикам, вызвал достаточно быструю реакцию в нашей стране. Так, в Брянской области полицией были задержаны неизвестные гражданские активисты, которые заблокировали около 30 украинских фур. «Мы предлагали им постоять некоторое время и сообщить руководителям своих фирм о том, что в России тоже начинают ответную кампанию. Мы по-человечески все пытаемся решить, у нас ситуация аховая», — цитирует РИА Новости одного из участников акции. Это подтвердили и в УГИБДД региона. Там заявили, что активисты «решили привлечь внимание, стоят на обочине, беседуют с водителями».
К утру 15 февраля стало известно, что всего было задержано 152 большегрузных автомобиля. Кроме того, было принято системное решение Минтранса: Москва временно приостановила движение украинских грузовиков по территории России. «Действие указанных мер будет сохраняться до урегулирования украинской стороной ситуации с неправомерным блокированием российских грузовых автотранспортных средств на территории Украины», — разъяснили в министерстве.
Также о проблеме высказался премьер-министр Дмитрий Медведев. Он назвал украинских националистов «сумасшедшими» и «бандитами», а их действия в отношении дальнобойщиков — «беспределом». Премьер обвинил Киев в неспособности навести порядок в стране и пригрозил запретом любого украинского транспорта на территории России. Тем не менее глава правительства распорядился наладить контакт с украинской стороной по дипломатическим каналам.
Схожее мнение высказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Вы знаете о вынужденных контрмерах, которые объявил Минтранс. Безусловно, это абсолютно возмутительно, когда при попустительстве властей на Украине подобный беспредел творится в отношении наших перевозчиков. Это абсолютно противоречит нормам международного права, принципам международной организации, которая занимается международными перевозками. Это ни в какие ворота не лезет», — сказал он.
Украинская сторона действует в своем традиционном стиле. Так, глава МИД Украины Павел Климкин пообещал не дать России «просто так везти грузы». При этом он по-свойски назвал боевиков «Правого сектора» «теми ребятами» и отметил «важный эмоциональный момент: в конце концов, почему после недостижения договоренностей с Польшей Россия должна использовать украинскую территорию как определенную обходную дорогу?» Решать вопрос с транзитом Климкин предлагает на основе международного права. Как это сопрягается с участием в истории незаконных вооруженных формирований — неясно.
Украинские фуры, остановленные на территории многостороннего автомобильного пункта. Фото: Антон Вергун/ТАСС
Отметим, что, пока российские ведомства пытаются разрешить ситуацию, организации, объединяющие российских дальнобойщиков, вовсе не бездействуют. Так, на сайте Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) проводится сбор данных российских транспортных средств, заблокированных на Украине. Заполнив специальную форму, водитель отправляет их в АСМАП, которая предоставляет сведения заинтересованным госструктурам: Минтрансу, МИД и посольству РФ в Киеве. Кроме того, ассоциация обратилась к аналогичной структуре на Украине с просьбой о содействии.
Перечисленные действия уже дали определенный результат. Вперед, в Европу, фуры следовать по-прежнему не могут, но вот вернуться домой шанс появился. По поступающей информации, через пункт пропуска Доманово — Мокраны начался транзит российский фур с Украины в Белоруссию. «Они дали нам условие — выехать до 15 часов, чтобы все российские автомобили выехали с Украины. В Россию можно выезжать, но не везде. У них нет договоренности никакой, где пускают, где не пускают», — рассказал радиостанции «Говорит Москва» один из водителей.
Отметим, что российские дальнобойщики за последнее время второй раз оказываются в поле зрения широкой общественности. В первый раз это было в связи с протестами против системы сбора платы за пользование дорогами «Платона». Тогда государство было вынуждено пойти на уступки: снизить тарифы и суммы штрафов за неуплату, а также сдвинуть сроки их ввода в действие. Сейчас настал черед внешнеполитического ведомства помогать российским водителям за рубежом.
При этом представители либеральной оппозиции, так рьяно пытавшиеся оседлать протесты против «Платона» и направить их в выгодную для себя сторону, по поводу ситуации с блокадой фур на Украине не высказываются никак. Что, очевидно, объясняется их традиционной проукраинской позицией. Так, блогер Алексей Навальный в самый пик сопротивления российских дальнобойщиков боевикам «Правого сектора» предпочел вместо поддержки соотечественников запостить текст об отставном премьер-министре Израиля, посаженном на родине за коррупцию.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости