Как воспитать настоящее гражданское общество?
Собрание российского исторического общества, Большой зал Государственного исторического музея / фото:

Собрание российского исторического общества, Большой зал Государственного исторического музея / фото: "Русская Планета"

Участники собрания Российского исторического общества решали, как помочь гражданам правильно и ответственно относиться к истории своей страны.

Юбилейные пять лет воссозданному Российскому историческому обществу пришлись на год, когда наша страна отметит столетие Октябрьской революции. Это событие и отношение к нему стали одной из ведущих тем прошедшего накануне в Историческом музее собрании Общества.

Взяв вступительное слово, председатель Российского исторического общества, он же глава Службы внешней разведки РФ Сергей Евгеньевич Нарышкин «с места в карьер» призвал собравшихся коллег достойно и  взвешенно оценивать события столетней давности и их значение для истории.

«Радикализм вообще вреден, а историческому знанию он просто противопоказан, - напомнил собравшимся в лекционном зале ГИМа Сергей Нарышкин. -  Столь масштабные и судьбоносные для нашей страны, Европы и всего мира потрясения нельзя рисовать в одних черно-белых тонах. Их содержание гораздо сложнее и многограннее. Важно, чтобы это понимали не только ученые, но и все наше общество».  Председатель РИО также отметил важность воспитания у подрастающего поколения умения «видеть в своей истории не источник раздора, а общее, объединяющее начало». Общество, способное так относиться к собственной истории можно назвать зрелым, подчеркнул Нарышкин.

Сергей Нарышкин, председатель Российского исторического общества / фото: "Русская Планета"

Распоряжение достойно отметить круглую дату, буквально перевернувшую  былой мир не только в границах бывшей Российской Империи, но и за ее пределами, еще в конце прошлого года отдал Президент России Владимир Путин. В первом пункте документа «О подготовке и проведении мероприятий, посвященных 100-летию революции 1917 года в России» глава государства рекомендовал Российскому историческому обществу создать оргкомитет по подготовке и проведению юбилейных мероприятий. В начале нынешнего года распоряжение было исполнено, рабочую группу возглавил ректор МГИМО и сопредседатель РИО Анатолий Торкунов.

Анатолий Торкунов, сопредседатель РИО, ректор МГИМО / фото: "Русская Планета"

В своем выступлении он отметил, что созданный оргкомитет своей работой призван объединить общество на основе глубокого деполитизированного осмысления революционных событий. Ближайшей осенью состоятся порядка 120 культурно-просветительских событий, в том числе намеченная на октябрь крупная международная научная конференция в Москве.  

Впрочем, большая тема юбилея Октябрьской революции на минувшем собрании Российского исторического общества стала по сути поводом для куда более важного и принципиального разговора о том, каким должно быть вообще историческое образование в России – в том числе и чтобы не допускать того самого деструктивного радикализма во взглядах и оценках, о которых предупредил в своем вступительном слове Сергей Нарышкин.

Понимание этого у РИО имеется. По мнению его председателя, серьезная работа педагогами-историками должна проводиться в области формирования исторической культуры, что подразумевает в первую очередь настоящий бой дилетантам и «беллетристам», а то и прямыми фальсификаторами от исторической науки и формирование единой концепции исторического знания.

Минобрнауки РФ уже внесло свой важный вклад в решение этой важной задачи, о чем на заседании сообщила глава ведомства Ольга Васильева. Так, тридцать восемь учебников не выдержали проверку на соответствие историко-культурному стандарту, который был разработан как раз Российским историческим обществом. Вместо отсеянного «брака» на парты российским школьникам попадут 14 учебников, включенных в три новые методические линейки. Министр также согласилась с ранее высказанным председателем РИО Сергеем Нарышкиным пожеланием, чтобы учебники конкурировали между собой качеством подачи материала, а не его «сенсационностью».

Ольга Васильева, министр образования и науки РФ / фото: "Русская Планета"

Помимо этого, в планах главного образовательного ведомства введение обязательного (наравне с математикой и русским языком) Единого государственного экзамена по истории, тем более, что согласно проведенному в мае нынешнего года опросу социологами «Левада-центра», более половины (52%) опрошенных среди школьных предметов, которым государству стоило бы уделять наибольшее внимание, назвали Историю. 

К слову, на собрание РИО были приглашены и учителя российских школ, со всем вниманием преподающие детям этот важный и, как оказалось, очень востребованный предмет. За качество и инновационность подходов в образовании они были награждены Грамотами Российского исторического общества.

российские учителя истории, отмеченные дипломами Российского исторического общества / фото: "Русская Планета"

В беседе с «Русской Планетой» спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой поддержал идею обязательного ЕГЭ по истории.

- С моей точки зрения, обязательный Единый государственный экзамен по истории нам необходим.  И речь вовсе не о том, допускается ли вариативность в преподавании истории – это отдельный вопрос.  Но и в рамках единого стандарта разные подходы в преподавании, в том числе и самые творческие, возможны.

Приведу пример. Все мы заканчивали советские школы, где существовали очень жесткие стандарты преподавания предметов. Значит ли это, что они и преподавались одинаково? Вовсе нет -  всякий раз все зависело от преподавателя. Из разных школ выходили люди не с разным пониманием истории, но с разным отношением к этому предмету – от полного безразличия, до жадного желания глубже изучать события прошлого, искать закономерности в нем.

Обязательный экзамен по истории необходим еще и ввиду тревожащих лично меня определенных процессов в нашем обществе, когда предпринимаются попытки осветлить, а то и оправдать далеко не самые славные эпизоды нашей недавней истории, вместо того, чтобы дать им честную оценку.

Без широкого понимания процессов, происходящих в мире с позиций гуманитарного знания просто невозможно поднять, в том числе, и экономику.

- При этом историческое сообщество продолжает спорить, нужно ли «унифицировать» преподавание истории, путем создания, к примеру, единого учебника истории.

- Тут  проблема другого свойства. Представим ситуацию, что ребенок, проживавший в Красноярске переезжает с родителями в Томск, поступает там в школу и выясняется, что История в этом учебном заведении преподается по совсем другим учебникам -  это, прямо скажем,  не очень хорошо с точки зрения методики обучения предмета.

 Будучи далеко не сторонником единого жесткого идеологического подхода, я признаю, что в случае, когда мы говорим о преподавании настолько важного для формирования гражданского общества предмета, в обучении ему должны быть определенные общие базовые методологические вещи.

Битва при Клушине Далее в рубрике Битва при Клушине4 июля 1610 года между русско-шведским войском и польской армией у деревни Клушино произошло сражение

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»