Новости – Общество
Общество
В борьбе за отдых водителей
Водители. Фото: Виктор Драчев/ТАСС
Федеральные власти решили озаботиться соблюдением режима труда и отдыха российских водителей
5 мая, 2016 14:00
5 мин
В Министерстве транспорта во исполнение поручения зампреда правительства Игоря Шувалова от 21 апреля 2016 года № ИШ-П9-2426 начата подготовка законопроекта о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части установления ответственности перевозчиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц) за нарушение режима труда и отдыха водителей при осуществлении перевозок пассажиров и грузов. Поправки призваны упорядочить общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением безопасности дорожного движения. 4 мая ведомство Максима Соколова начало публичное обсуждение готовящейся нормы, которая должна вступить в силу в феврале 2017 года.
На сегодняшний день пока рано говорить, к каким именно мерам административного воздействия на нерадивых собственников транспортных компаний прибегнут власти, однако с учетом действующей практики можно рассчитывать на то, что чиновники рассмотрят возможность введения крупных штрафов и, вероятно, даже приостановления деятельности провинившейся организации на определенный срок.
Сама тема, поднятая властями, безусловно, является одной из самых важных на пути снижения числа катастроф и смертей на российских дорогах, о необходимости чего регулярно говорит президент Владимир Путин.
В настоящее время, и это очевидно, многие транспортные компании, начиная от городских маршрутных такси и заканчивая грузовыми организациями, дальнобойщики которых доставляют грузы в другие города, зачастую в погоне за прибылью сквозь пальцы смотрят на трудовой распорядок сотрудников и не сильно задумываются о том, что после 10 часов, проведенных за рулем, человеку может банально потребоваться отдых.
Все это приводит к тому, что множатся дорожно-транспортные происшествия, виновниками которых становятся водители маршруток или фур. Затем выясняется, что водитель маршрутки по распоряжению начальника сел за руль в шесть утра и даже в восемь вечера без какого-либо заметного промежутка времени на отдых продолжал зарабатывать деньги и развозить пассажиров. То же самое происходит и с водителями фур, которые вынуждены выполнять «нечеловеческие» задания босса и доставлять груз в определенный город к конкретному времени без права на какой-либо отдых.
Организаторы подобной эксплуатации водителей, вынуждая последних к чрезмерному труду под страхом увольнения, не задумываются о том, что они не просто нарушают трудовое законодательство, но и фактически создают угрозу жизни своему сотруднику, а в случае с пассажирскими перевозками — и пассажирам. Сегодня власти пришли к тому, чтобы «вывести» ответственность за это только на административный уровень, но, как может справедливо показаться многим, не лишним для горе-владельцев транспортных компаний будет прописать и уголовную ответственность.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин пояснил РП, что значительная вина лежит и на самих властях.
«Проблема подобная действительно есть, но те чиновники, которые хотят решить ее с помощью административных штрафов, либо хотят заработать очки, либо просто не очень хорошо понимают ситуацию. Юридические лица и всяческие ИП несут на себе груз не только легальных налогов, но и нелегальных поборов. И они вынуждены нанимать меньше персонала, заставляя его работать дольше, — сказал Похмелкин. — Водители тоже соглашаются на это и из-за финансовых соображений, и из-за боязни увольнений. А предлагаемая мера скажется именно на водителях: эти штрафы начнут удерживать из их заработка. Решение проблемы может быть только одно — предоставление большей свободы малому бизнесу».
О том, что организаторы перевозок стремятся обзавестись максимально сговорчивым персоналом, готовым без сна и отдыха крутить руль, свидетельствует и сам контингент водителей. Любой россиянин, проживающий в крупном городе или его спутнике, легко заметит, что в городских маршрутных и пригородных автобусах зачастую за рулем можно встретить иностранных водителей, скорее всего, выходцев из Средней Азии. Кому, как не им, владелец доходчиво и быстро объяснит, что Трудовой кодекс РФ к ним особого отношения не имеет и работать они будут сколько нужно.
И, рано утром отправившись из своего пригорода в город на работу, проведя там вечер, сходив на встречу, а потом в кинотеатр или ресторан, россиянин может в полночь сесть в автобус и заметить, что домой его везет тот же водитель, что и утром, только выглядящий крайне измученно. И вопросы могут возникнуть не только по поводу того, как человек более полусуток без смены управляет транспортным средством, но и в принципе о его разрешении на работу и о наличии легальных водительских прав, учитывая манеру вождения многих. Возможно, для снижения аварийности на российских дорогах властям в принципе стоит рассмотреть вопрос о допуске к коммерческим пассажиро- и грузоперевозкам исключительно российских водителей, которых, конечно, тоже можно заставить работать сверх нормы, но сделать это все же сложнее.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости