Водителей заставят аккуратнее ездить с детьми
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Наличие в автомобиле малолетнего ребенка или беременной женщины станет отягчающим обстоятельством для игнорирующих правила безопасности водителей

Депутат, член думской фракции «Справедливая Россия» Олег Михеев подготовил проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» (текст имеется в распоряжении редакции. — РП.) в части установления ответственности за нарушение Правил дорожного движения в присутствии малолетнего или беременной женщины. Как отметил законодатель, сознательно нарушающий ПДД водитель, одновременно прекрасно знающий, что рискует не только своей жизнью, но и подвергает опасности жизнь и здоровье детей или беременной женщины, должен, безусловно, нести большую ответственность перед законом.

На сегодня, согласно ч. 1 ст. 264 УК РФ «Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств», нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим ТС, Правил дорожного движения или эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Олег Михеев своим законопроектом предлагает включить в ст. 264 УК РФ новую ч. 1.1, которая будет предусматривать более серьезное наказание для водителей, совершивших преступление по ч. 1 ст. 264, если в момент его совершения они перевозили малолетнего ребенка или беременную женщину. Для таких водителей депутат предлагает установить наказание в виде принудительных работ на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет либо лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет.

«Несовершеннолетние дети и беременные — это лица, которые заведомо находятся в более уязвимом положении, чем здоровые взрослые. Как правило, детям в ДТП причиняются более тяжелые травмы, которые могут привести к инвалидности. А для беременной это риск выкидыша или преждевременных родов, причем опасности подвергается не только жизнь нерожденного малыша, но и самой матери. С такими пассажирами в салоне следует быть особенно осторожными», — сказал Олег Михеев.

Согласно статистике ГИБДД, несмотря на принимаемые меры, детский травматизм и смертность в ДТП не снижаются. С января по май 2015 года в России зафиксировано 6433 ДТП с участием детей, в которых 6801 ребенок ранен и 227 погибло (в некоторых авариях участвовало более одного ребенка). За аналогичный период 2014 года аварий зафиксировано больше — 6731, зато погибших было меньше — 218. Таким образом, по общему числу аварий у нас снижение, а по числу погибших — повышение. И, что самое печальное, эти цифры за последние 7 лет меняются только в рамках статистической погрешности, несмотря на все усилия по внедрению детских автокресел, призванных снизить травматизм.

«Полагаю, что без серьезного усиления уголовной ответственности эту ситуацию не изменить. Люди должны знать, что дети и беременные в салоне — это повод для повышенной уголовной ответственности в случае аварии, — отметил Михеев. — Надеюсь, что такая норма поможет не только снизить детский травматизм и смертность на дорогах, но и прервать цепочку передачи опыта опасного вождения новому поколению водителей. Если дети не будут видеть, как отец за рулем лихачит, они не будут воспринимать такое вождение как само собой разумеющееся».

Руководитель клуба детских психологов Светлана Клюваева пояснила РП, что агрессивная манера вождения может отражаться на малолетних пассажирах.

«У совсем маленьких детей хоть и нет понимания угрозы безопасности жизни, но у них попросту слабый вестибулярный аппарат. Кроме того, передается напряжение водителя, дети тяжело воспринимают крики, брань, переругивания с другими участниками движения и постоянные звуки сигналки. У ребенка зарождается чувство тревоги. При такой постоянной езде часть детей входит в состояние непрерывного напряжения, появляется стресс, ухудшается психическое и соматическое самочувствие, нарушается концентрация внимания и, как следствие, падает успеваемость в школе, — отметила психолог. — Безусловно, наличие детей в салоне авто — это дополнительная ответственность родителей, и только их».

Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов, в свою очередь, заметил, что ст. 264 УК РФ «раздута до невозможности», а новую часть о присутствии в салоне автомобиля ребенка можно будет в определенных случаях обойти, пояснив, что в момент аварии его не было в машине.

«Конечно, благая цель привлечь внимание к безопасности малолетних пассажиров сама по себе может быть хороша, но у нас и так предусмотрены очень большие наказания за причинение вреда жизни вследствие ДТП, которые порой бывают лишь стечением трагических обстоятельств. Например, за убийство по неосторожности человек может получить 7–9 лет, которые коренным образом не к лучшему изменят всю его жизнь», — говорит Шкуматов.

Руководитель общественного объединения «7 и я» Марина Поняхина считает, что идея законопроекта имеет свою аргументацию, но его детали необходимо обсудить с представителями экспертных сообществ, в частности с автомобилистами.

«Надо понять принцип рассмотрения подобных ситуаций, ведь обстоятельства ДТП бывают разными, не всегда человек попадает в такую ситуацию по причине безответственного отношения к ПДД, и еще реже — из-за безответственного отношения к ребенку, находящемуся в салоне автомобиля», — сказала Поняхина.

Инициатива справедливоросса Михеева стала не первым предложением в этом году, направленным на создание большей безопасности для детей, находящихся в автомобилях. Так, на одной из пресс-конференций в середине лета уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов предложил ужесточить ответственность за оставление детей в возрасте до 12 лет в машине в одиночестве, добавив, что соответствующие изменения будут внесены в закон. В частности, планируется дополнить п. 12.9 Правил дорожного движения формулировкой «Во время остановки и стоянки транспортных средств запрещается оставлять детей до 12-летнего возраста».

Рождество Пресвятой Богородицы Далее в рубрике Рождество Пресвятой БогородицыЕе рождение открыло путь в новую эпоху, считают богословы

Комментарии

21 сентября 2015, 10:13
На дорогах не будет порядка, пока его не начнут регулировать сами участники дорожного движения. Адекватных водителей на дорогах все же большинство, но и тех, которые на первых плевать хотели, тоже очень много. Пора уже законодательно разрешать первым "стучать" на вторых. Причем не просто так, а за материальное вознаграждение, что бы был стимул. И пройдет пол-года, максимум год, все будут ездить по струнке. А пока нет должного контроля, так и будут десятки тысяч людей ежегодно погибать в ужасных авариях.
21 сентября 2015, 16:15
А кто то там предлагал за информацию о нарушителях часть штрафов перечислять стукачам, да?..
21 сентября 2015, 17:48
Хорошая идея. Вряд-ли кто-то согласится рысачить и гонять по обочине и на красный, зная, что вокруг десятки потенциальных сексотов, готовых поживиться за твой счёт.
22 сентября 2015, 20:20
Согласен. Повышение требований безопасности в отношении лишь тех, кто перевозит детей мало чего даст, ибо в вас в любой момент может въехать какой-нибудь кретин, наплевавший на правила (зачастую с правительственными номерами, кстати сказать)...!
21 сентября 2015, 10:41
Здравое зерно присутствует, но напрягает реализация законопроекта. Ведь по российской традиции может получиться "как всегда". Да и подводных камней и засад в нововведении полно.
21 сентября 2015, 12:30
Пора потихоньку готовить общество к тому, что в скором времени придется вводить запрет на перевозку детей до 12 лет. в автомобилях не оборудованных подушками безопасности, если только у автомобиля не рамная конструкция
21 сентября 2015, 15:45
Ну судя по тому, что детские кресла выели, а статистическая смертность детей не снижается, не многие то ими и пользуются. Я бы предложил ужесточить наказание за отсутствие детского кресла и перевозку детей без них. А то поначалу как-то взялись за это дело, а где же результат?
21 сентября 2015, 17:53
Детское кресло не панацея. Никаким образом не снизить смертельные ДТП, если культура вождения практически на дне. Нарушают все, причём открыто и никого не стесняясь, кто наглее, тот и прав. Вот это нужно искоренять, а не подушками и креслами обвешиваться
22 сентября 2015, 15:23
То, что культура вождения в России на дне - то правда. Когда закон о повышении штрафов за непропускание пешеходов вышел, все еще как-то стали внимательнее. А теперь опять на большой скорости бывает несутся и фиг кто пропустит! Думают сами разбегутся!
23 сентября 2015, 00:13
Пугает не наказание, а неотвратимость оного. ВОт когда начнут наказывать за ВСЕ нарушения, тогда нарушать перестанут.
22 сентября 2015, 20:17
Только вот спасет ли эта мера детей от тех водителей, которые потенциально создают угрозу ДТП на дорогах, не задумываясь о чужих человеческих жизнях!? Вряд ли...(
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»