Новости – Общество
Общество
Владимир Мотыль: он снял «Белое солнце пустыни»
Владимир Мотыль / фото Владимир Федоренко, РИА «Новости»
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося режиссера и сценариста Владимира Яковлевича Мотыля
26 июня, 2017 14:40
3 мин
Самый известный фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» рассказывает об установлении советской власти в Средней Азии, а между тем от этой власти пострадала вся семья режиссера.
Владимир Мотыль родился 26 июня 1927 года в белорусском местечке Лепель в семье польского эмигранта. Отец Яков Давыдович трудился слесарем на минском заводе, в 1930 году он был арестован по обвинению в шпионской деятельности и сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, где погиб. Во время грабительской коллективизации семья лишилась своего хозяйства и как враждебный элемент была отправлена в ссылку на Крайний Север. А маленький Володя вместе с мамой Бертой Антоновной оказался в ссылке на Урале, матери, по профессии она была педагогом, местом работы определили колонию для малолетних преступников.
В маленьких уральских городках отсутствовали культурные заведения, но у Володи была возможность смотреть узкопленочное кино – для него кинематограф стал единственным окном в большой мир. Уже тогда он для себя решил: «Вырасту – буду делать кино». На последние деньги мама выписывала сыну журнал о кино «Советский экран», а он в школьном театральном кружке, который сам и организовал, ставил одноактные пьесы и играл в них главные роли.
На провинциальных театральных подмостках Владимир Яковлевич проработает много лет и по окончании Свердловского театрального института. В кинематограф Мотыль «зашел» с фильмом на революционную тематику – «Дети Памира», о приходе на Памир советской власти. Кинолента была снята на Таджикской киностудии.
Фильм был благосклонно воспринят руководством и критиками и послужил режиссеру пропуском в большое кино. Но уже следующий фильм, военная трагикомедия «Женя, Женечка и „катюша“» (1967) киноидеологами был объявлен несоответствующим стандартам советского искусства, хотя зрители придерживались противоположного мнения, в прокате его посмотрело свыше двадцати четырех с половиной миллионов человек.
Успех «Жени, Женечки и „катюши“» значительно превзошел фильм «Белое солнце пустыни» (1969). Вестерн, где плохими парнями являются басмачи, и с иронией рассматривается идея многоженства, пришелся советскому зрителю по вкусу.
Товарищ Сухов, Петька, таможенник Верещагин и даже Саид – стали настоящими народными любимцами, а диалоги из фильма растащили на цитаты. Этот фильм стал талисманом советских и российских космонавтов – перед каждым стартом экипаж корабля обязательно смотрит его.
Успех «Белого солнца пустыни» был закреплен «Звездой пленительного счастья» (1975), фильма о судьбах декабристов и их жен. В этих фильмах красной нитью проходит идея воссоединения семьи, в первом, товарищ Сухов всеми силами пытается вернуться из Средней Азии домой, к любимой супруге Катерине Матвеевне. Во втором, жены декабристов бросают столичную жизнь и следуют за своими мужьями в Сибирь.
Возможность делиться своим богатым опытом с людьми, только входящими в профессию, у Мотыля появилась лишь после смены идеологии, в 1990-х годах он начал вести преподавательскую работу в школах кино и телевидения. Лекции, недавно изданные в виде отдельной книги, говорят о Владимире Яковлевиче, как о талантливым педагоге и теоретике кино.
Скончался прославленный мастер в феврале 2010 года, в возрасте 82 лет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости