Новости – Общество
Общество
Виртуальная гордость учителя
Учитель начальных классов. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Минобрнауки запускает на телеканалах серию роликов о значимости профессии учителя
5 февраля, 2016 13:00
8 мин
С каких пор российское начальство свято уверовало во всесилие телевидения, сейчас установить довольно трудно. Видимо, процесс шел постепенно: при уменьшении числа дел реальных в жизни повседневной увеличивалось количество событий в жизни виртуальной. Ведь еще вождь мирового пролетариата прозорливо заметил, что, «пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»! За годы большевистской власти советская школа превратилась, пожалуй, в лучшую образовательную систему на всем белом свете. Уровень грамотности в СССР был одним из самых высоких в мире.
Естественно, когда в результате образовательных реформ под управлением господ Филиппова и Ливанова отечественная школа за какие-то несколько лет стремительно деградировала, а юное поколение снова стало впадать в безграмотное состояние, вспомнили о всепобеждающем голубом экране и необычайной эффективности рекламы.
В пресс-службе Минобрнауки сообщили, что подготовленные ролики о важности профессии учителя в ближайшее время можно будет увидеть в эфире федерального и регионального ТВ и на сайте министерства. Видать, совсем плохи дела не только с поступлением молодежи в педагогические вузы, но и с отношением учеников к наставникам. Пресс-служба пояснила: «30-секундные сюжеты под названиями "Учитель — больше, чем профессия!", "Говорите учителям "Спасибо" и "Учителя — гордость России" призваны повысить статус учителя и сформировать уважительное отношение к его профессиональной деятельности». Ну, как говорится, дожили. Причем, повторимся, очень быстро.
Кроме того, чиновники от образования предлагали разработать «комплекс мероприятий социальной рекламы педагогической деятельности, направленный на повышение социального статуса педагога». Такая соцреклама должна сформировать уважительное отношение к учителю в обществе и представить его как «креативного профессионала». Стало быть, и с «креативным профессионализмом» учителей проблемы явно недетские, раз приходится обращаться к мастерам рекламного дела, а услуги их стоят недешево. Инициаторы проекта решили исходить из того, что в нашей школе не то что все прекрасно, а просто удивительно идеально. Хотя говорить, даже кричать о бедственном положении российской школы нужно было начинать лет этак десять назад.
«Но состояние отечественной школы так и не стало предметом постоянного общественного интереса, — сетует политолог и публицист Александр Привалов, немало усилий положивший на то, чтобы хотя бы обратить внимание просвещенной публики на беды, волна за волной накатывающиеся на образование. — Это скверно. Наше образование, и прежде всего школу, реформируют уже лет пятнадцать. Это немыслимо долго, но результатов нет, то есть нет позитивных результатов. Налицо ощутимая деградация, и об этом нужно хотя бы говорить вслух. Это должно быть осознано обществом».
Но, согласно директиве Минобрнауки, общество по-прежнему предлагается пичкать сказками из виртуальной жизни школ. «За каждым нашим достижением стоит труд учителя», — торжественно провозглашается в ролике со слоганом «Учитель — больше, чем профессия!»
Может, и больше. Но министерские клерки, видимо, забыли, что количество живых контактов учеников и их родителей в сотни, если не в тысячи раз превосходит возможное число показов по ТВ просветительских роликов, даже будь бюджет их размещения больше всей сметы на рекламу, например, корпорации Coca-Cola.
Еще предыдущий профильный министр Андрей Фурсенко произвел настоящий переворот в педагогической науке. Один из столпов просвещения и методики обучения, на концепции которого столетиями держалась мировая школа, Ян Амос Коменский (1592–1670) полагал, что образование «должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни». Целью образования в СССР было формирование всесторонне и гармонично развитой личности. По мнению Фурсенко, это все какая-то ерунда и блажь. Он высказался в том духе, что, мол, советская система образования пыталась готовить творцов; нам же надо пестовать грамотных потребителей.
В ролике под жизнеутверждающим слоганом «Учителя — гордость России!» звучит много прекрасных слов.
И что «учитель важен в жизни каждого человека», и что «от его знаний и опыта зависит наше будущее»; и — самое умилительное — «он обыкновенный человек, а особенными людьми он помогает стать своим ученикам». Тут, видимо, предполагались слезы родителей и смущенные, благостные улыбки учеников. Так бы оно и было. Если бы, повторимся, ученики и их родители не ходили бы в школу и не знали бы наверняка про каторжный труд современного учителя и низкий уровень профессиональной подготовки, особенно у молодых педагогов. Но тут трудно винить педагогов: наши руководители образования превратили их из учителей в натаскивателей на сдачу ЕГЭ.
«Совсем недавно господин Ливанов или кто-то из его заместителей открытым текстом сказал, что ставка учителя должна быть 36 часов. Раньше было восемнадцать, — возвращает нас к реальности Александр Привалов. — Такая ставка — это открытый отказ от сколько-нибудь качественной работы. Даже если забыть про то, что в результате реформы управления сейчас по поводу каждого своего часа в классе учитель должен написать прорву бумаг, все равно 36 часов в неделю — это полный отказ от профессионального роста, от поддержания себя в профессиональной форме. Это работа на износ. Человек изматывается, изнашивается и либо уходит из школы, либо становится заводным граммофоном. Какова польза от загнанного педагога, судите сами».
«Я учительский сын, — продолжает Привалов, — хорошо помню матушкины беды и радости и могу с уверенностью сказать: чиновничий гнет, давивший на учителя в советское время, это жалкие полпроцента от того, что устроили сейчас. То, что происходит с образованием, во многом идет от президентских указов 2012 года, когда были даны свирепые задания по обеспечению работникам общей и высшей школы некоего приемлемого уровня заработной платы. Наши уважаемые реформаторы подошли к делу просто: как сделать, чтобы зарплата была больше? Надо, чтобы людей было меньше». Что и происходит.
А дабы скрасить происходящее, креативные мыслители придумали ролик под названием «Говорите учителям "Спасибо!"»
Очень хотелось бы взглянуть на автора сего «просветительского» произведения и поговорить с ним с глазу на глаз. В ролике главную роль играет известный «резидент Comedy Club» Михаил Галустян. Он приходит в школу с шикарным букетом в какой-то из будних дней и, даря своей учительнице цветы, назидательно говорит обалдевшим детям: «Говорите учителю, Людмиле Петровне, спасибо!» Пожалуй, из всех представленных рекламных работ эта самая впечатляющая. Потому что, при всем уважении к замечательному артисту Галустяну, учитывая его амплуа и список сыгранных ролей, сказанные им слова — меньшее, что ожидаешь от него услышать.
Думали ли инициаторы проекта о том, как реальность отразится на восприятии виртуальных роликов, и о том, что жизнь настолько разошлась с предоставлением креативщиков о школе, что ролики могут вызвать реакцию, обратную ожидаемой? Может, и думали, а может, и нет. Это теперь не важно. Главное — не рефлексировать, сделать ролики, освоить бюджет и отчитаться, поставив очередную галочку.
«Главная беда школы, которую невозможно даже начать лечить, пока реформаторы на местах, состоит в том, что школы нет, — делает печальный вывод Привалов. — Школа перестала быть самоценной, самодостаточной организацией и стала пристегнутым снизу придатком к институту: она всего-навсего готовит в вуз и никакой иной ценности официально не имеет. Совершенно очевидно, что к сколько-нибудь современным технологиям и достижениям науки пускать нас будут очень неохотно, если вообще будут. И присутствие в качестве пусть второстепенного, но полноправного элемента мировой системы, покупающего за нефтяные деньги недостающих специалистов, нам не светит».
«Покуда школой не озаботится общество — родители, учителя, дети, чтобы защитить свое право получать не ошметки, а образование, школа так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов», — резюмирует Александр Привалов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости