Вера смутных времен
Участники акции протеста у здания парламента Молдавии. Фото: Вадим Денисов/ТАСС

Участники акции протеста у здания парламента Молдавии. Фото: Вадим Денисов/ТАСС

Кризис в Молдавии может увести Православную церковь в Румынию

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир выразил беспокойство по поводу беспорядков в Кишиневе и призвал граждан к мирным действиям.

Нынешний политический кризис в Молдавии может негативно отразиться на судьбе православных в республике, считают эксперты «Русской планеты». В Кишиневе набирает силу движение за возвращение в состав Румынии. На фоне этих настроений Румынская православная церковь будет не прочь присоединить к себе епархии Московского патриархата — в свою очередь, часть молдавских священников готова на это, лишь бы получать зарплату в евро.

Каждой нации по церкви

Молдавской православной церкви, оказавшейся в начале 90-х в границах нового государства, не удалось избежать негативных последствий развала Союза. В церковной жизни главной тенденцией тех времен стал лозунг «Независимому государству — независимую Церковь».

После провозглашения независимости Республики Молдова Московский патриархат предоставил бывшей Кишиневской епархии автономный статус, чем во многом смягчил ситуацию. Параллельно активизировался Синод Румынской православной церкви. Церковные каноны запрещают создавать на одной и той же территории параллельные структуры, однако уже в декабре 1992 года румыны заявили о создании Бессарабской митрополии, озвучив свои претензии на территорию Молдавии.

Подобные действия были расценены в Московском патриархате как раскол, а большинство кишиневских политиков увидело в создании Бессарабской митрополии угрозу государственным интересам Молдавии. Однако во время споров по поводу церковного имущества правительство республики предпочло избегать вмешательства во внутренние дела двух Церквей.

Раздел сопровождался многочисленными конфликтами и потасовками, в качестве ударной силы Бессарабская митрополия так же, как и униаты на Украине, прибегала к помощи боевиков из различных экстремистских организаций.

Русская и Румынская православные церкви долгие годы пытались договориться по статусу Бессарабской митрополии, но пока безуспешно. Тем не менее Церкви общаются. «Мы пришли к совместному пониманию того, что в этом вопросе необходимо воздерживаться от каких-либо односторонних шагов… Мы будем продолжать диалог с целью поиска путей разрешения этой болезненной проблемы», — сказал румынскому агентству Agerpres председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Исторический комплекс

Румынская церковь издавна претендует на территорию Молдавии, объясняя это тем, что у них один народ, один язык и одна вера, рассказал «Русской планете» Андрей Кострюков, ведущий научный сотрудник отдела новейшей истории РПЦ Православного свято-тихоновского гуманитарного университета.

Территория Бессарабии оказалась под властью Румынии в 1918 году. Тогда же и появилась Бессарабская митрополия — она просуществовала до 1940 года (затем Бессарабия вошла в состав СССР), а в 1941-м возобновила свое существование, когда Молдавию оккупировали немецко-румынские войска. В это время из молдавской церкви стали изгонять церковнославянский язык и навязывали румынский. Позже, когда и Молдавия, и Румыния вошли в состав СССР, проблемы на какое-то время стихли и активизировались уже после распада Союза.

Православная церковь Молдовы, Христорождественский собор в Кишиневе

Православная церковь Молдовы, Христорождественский собор в Кишиневе. Фото: Tomasz Milerski/wikipedia.org

Сегодня Бессарабская митрополия насчитывает на территории Молдовы 104 прихода. Синод Румынской церкви назначил митрополитом Бессарабским Петра (Пэдурару). Его история чем-то напоминает историю лидера украинских раскольников Филарета (Денисенко): как и Филарет, Петр был одним из иерархов Русской православной церкви. В начале 90-х годов он выступил за отделение от Московского патриархата и был запрещен в служении. Позже его принял в свою юрисдикцию Румынский патриархат (Филарет пошел дальше и организовал собственную патриархию).

Сегодня Православная церковь Молдовы охватывает около 70% верующих в республике. В лоне неканонической Бессарабской митрополии находятся 10–20% православных.

Зарплата в евро

Власти Молдовы долгое время не регистрировали Бессарабскую митрополию, видя в действиях Румынской православной церкви угрозу своему суверенитету. При этом они и не мешали функционированию ее приходов.

Положение изменилось в 1998 году, когда сторонники Бессарабской митрополии подали иск к Республике Молдова в Европейский суд по правам человека. Суд настоятельно рекомендовал молдавским властям зарегистрировать неканоническую церковную структуру. Власти Молдавии попытались обжаловать решение, однако в 2002 году ЕСПЧ подтвердил его. Вдобавок суд обязал правительство страны выплатить истцам 27,02 тыс. евро в качестве возмещения судебных издержек.

«Бессарабскую митрополию зарегистрировали исключительно под давлением со стороны Европы. Изначально сюда перешли священники, которые были за что-либо обижены на каноническую Церковь Молдавии», — рассказывает РП Людмила Алферьева, сотрудник историко-архивного отдела Тираспольско-Дубоссарской епархии.

По ее словам, сегодня в сторону Европы смотрит большая часть священников канонической Церкви, включая близкое окружение митрополита Владимира, ее предстоятеля. Причины эти скорее материальные, говорит Алферьева: «Дело в том, что в Румынской православной церкви священникам платят официальную зарплату, поскольку Церковь считается государственной структурой. Зарплата в евро по молдавским меркам — весомый аргумент за переход под другую церковную юрисдикцию».

Официально Румынский патриархат заявляет о своем уважении права верующих свободно выбирать одну из двух православных митрополий в Молдавии. Он подчеркивает, что их сосуществование «в Республике Молдова объясняется сегодня тем, что данная территория не является более составной частью ни румынского государства, ни российского государства, а представляет собой новое, независимое государство». Однако на деле политика Румынской церкви носит экспансионистский характер, говорит Людмила Алферьева. «Весьма вероятно, что священников начнут принуждать переходить в лоно Румынской церкви, если Молдова выберет проевропейский вектор развития, — резюмирует эксперт. — Думаю, это осознает и часть духовенства в Молдове — что румыны съедят их только так».

Русского летчика убивают в американской тюрьме Далее в рубрике Русского летчика убивают в американской тюрьмеМИД РФ просят оказать помощь российскому гражданину, находящемуся в застенках США Читайте в рубрике «Религия» На смерть Гейдара ДжемаляФилософ скончался в ночь на понедельник, оставив после себя неоценимое интеллектуальное наследие На смерть Гейдара Джемаля

Комментарии

26 января 2016, 16:47
Во все времена церковь была подвержена власти. Либо власть влияла на церковь, либо церковь на власть. Как показала история любой симбиоз власти и церкви негативен для смертных.
26 января 2016, 22:58
Само понятие церковной власти - оно по сути разрушает религию для современного человека, неправильно это, нужна скорейшая и коренная модернизация этого механизма, время истекает
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»