Веруешь ли?
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

ВЦИОМ опубликовал доклад «Россияне стали чаще рассчитывать на Божью помощь»

Много или мало православных в нашей стране? Либеральная пресса постоянно муссирует одну, неизвестно откуда взявшуюся цифру — 3%. Правда, они отмечают, что это те православные, которые почти каждое воскресенье бывают на литургии, исповедуются и причащаются не менее трех раз в год. Заметим, что по таким критериям определить количество православных трудно. У многих чад Русской православной церкви слишком разные условия бытия. Кто-то живет в глухой деревне, откуда добраться до ближайшего храма достаточно трудно; многие горожане вынуждены работать в воскресенье.

Да и вообще, жизнь среднего россиянина становится все более сложной: кризис, нужда в двух работах, те же транспортные проблемы — что в столице, что в деревне. И тем не менее 3% — это явно мало. В этом может убедиться каждый, придя в любой храм на воскресную литургию. Причащаются в небольшом храме с одним служащим священником и по 300, и даже по 600–700 человек, в связи с чем литургия затягивается порой на час, а то и на два.

Ремонтируемые, вновь построенные храмы — это тоже свидетельствует о большом числе верующих. Злопыхатели говорят, что храмы оплачивает чуть ли не государство или «православные олигархи». Спешим разочаровать либеральных оптимистов или пессимистов, ведь порой и не поймешь, хорошо это или плохо, слыша такую информацию из их уст. Так вот, государство никоим образом и никогда не оплачивало строительство хоть какого-то храма. Единственное, если в городе православный или — чаще всего — сочувствующий градоначальник, он может быстро решить проблему с участком, замолвить словечко перед строительными компаниями и жилищно-коммунальными службами. И все.

Очень часто наблюдается иная картина: приход развивается вопреки воле градоначальника, который запросто может оказаться каким-нибудь хаббардистом (сектантство в 2010-е стало по-настоящему модным, но это отдельная тема). И только народная сплоченность вокруг своего пастыря, помощь отдельных, даже не православных, а просто вменяемых, национально ориентированных депутатов дает силы противостоять попыткам местных князьков вставить палки в колеса неизбежному росту и расширению православных приходов.

Что касается «православных олигархов»: если из списка Forbes-100 таковых наберется пять человек, то и слава Богу! Есть неверующие олигархи, по тем или иным причинам жертвующие громадные деньги, на которые вполне можно построить целый собор или даже монастырь. Но их тоже не так много, и их благотворительность чаще всего ограничивается пусть и большим пожертвованием, но единичным. Другое дело, есть значительная прослойка национальной местной буржуазии, которая жертвует часто, но понемногу, столько, сколько может. Так что храмы строятся на копейки, которые приносят те «злые бабушки», которые не дают «нормальному» человеку «расслабиться» в храме, все время шикая и делая замечания. Поэтому, много православных или нет — вопрос весьма относительный.

Верующая. Фото: Евгений Волчков/ТАСС

Фото: Евгений Волчков/ТАСС

Доклад «Россияне стали чаще рассчитывать на Божью помощь» с подзаголовком «Каждый второй житель России верит в религиозные чудеса» поначалу вызывает у православного комментатора оптимизм. Однако анализ представленных показателей заставляет поразмыслить. Думается, сей замечательный документ обратит на себя самое пристальное внимание миссионерских отделов как самой Патриархии, так и епархиальных, и будут сделаны правильны выводы. Начнем с того, что обсуждаемый доклад — это не про православных. Это исследование вообще всех жителей страны, совершенно не учитывающее степень воцерковления православных респондентов. И ВЦИОМ не был бы ВЦИОМом, если бы поступил иначе: это научная социологическая служба. Тем интересней данные, предлагаемые уважаемым институтом.

Итак, согласно результатам опроса, две трети (67%) россиян в той или иной степени рассчитывают на Божью помощь в повседневной жизни, что на 18% больше, чем в 1991 году (49%). И это хорошо. Понимание милосердия Божия, того, что он не оставит дитя свое ни при каких условиях — важный шаг к познанию и восприятию Всевышнего. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф;6:26).

«С 1991 года россияне стали больше верить в связанные с религией явления. Так, каждый второй (50%) опрошенный верит в религиозные чудеса, что на 18% больше, чем 25 лет назад (32%)», — утверждают социологи. К этим данным следует отнестись с осторожностью. Православной человек знает: явные чудеса Божии — редкость необыкновенная, исключительный случай. Это дар. Гораздо чаще верующий человек понимает, что с ним произошло чудо, спустя много лет, а то и десятилетий. Господу угодно, чтобы Ему поверили так — сердцем, умом и душой. Чудо, которое происходит ежедневно, — это литургия, когда Сам Христос пресуществляется в Святых Дарах причастия. И, наоборот, всяческими фокусами часто пробавляются люди злонамеренные.

По телевидению, особенно на таких каналах, как ТВ-3, частенько можно увидеть всяких «прорицательниц» — Галин, Клавдий или Алис. Эти дамы почему-то все красят волосы в белый цвет, обильно завиваются, злоупотребляют макияжем. Антураж, сопутствующий их выступлениям, наполнен православными и католическими иконами, распятиями, фигурками из пантеона индуизма и буддизма, а также — непременно — из древнеегипетских культов; плюс обязательно присутствует хрустальный шар. Согласно православной вере — сплошь идолищи, то есть бесы. Какому богу служат они? Делают вид, что Христу. Но это не так. Напрямую они никогда не прочитают Символ веры. Отдельные молитвы — пожалуйста. И чудес — сколько угодно. Но эти «чудеса» про других людей, и проверить их истинность телезритель не в силах. Вот одна женщина выпила наэлектризованную посредством телеэкрана воду, и было ей счастье, а другая не выпила, и было ей горе-горькое. Но ведь ему, именно ему, счастливчику, дозвонившемуся до студии, обещают не то что чудеса, а чуть ли не половину наличности ФРС.

По данным ВЦИОМ, «46% респондентов против прежних 33% уверены в существовании жизни после смерти». И опять же возникает вопрос? Какой именно жизни после смерти ожидают респонденты? Той жизни вечной вместе с Богом, как это понимает христианство? Или будущей жизни в качестве принца Уэльского, буренки, кактуса или пиона уклоняющегося, как об этом говорят восточные культы?

На вопрос о том, предопределена ли жизнь человека высшими силами, практически каждый второй (48%) россиянин дал положительный ответ. Этот показатель вырос практически в два раза за прошедшие 25 лет (25% тогда). Это тоже не совсем православный показатель. Многие культы имеют в своем пропагандистском арсенале «институт предопределения». Однако только православие, допуская промысел Божий над человеком, признает и абсолютную его свободу в своих действиях. Принципиальное различие. Хотя это очень неплохо, что «в ходе опроса в 1991 году сопоставимая доля респондентов (45%), напротив, утверждала, что судьба человека не зависит от Божьего замысла, сейчас этого мнения придерживается лишь каждый четвертый (26%) участник опроса». Тем не менее «18% респондентов отметили, что они в равной степени согласны и не согласны с утверждением о том, что ход жизни человека предопределен Богом».

Фото: Антон Белицкий/ТАСС

Фото: Антон Белицкий/ТАСС

Отрадно, что «на вопрос, стоит ли на законодательном уровне запрещать произведения, содержащие нападки на религию, более половины (58%) россиян ответили утвердительно. Этот показатель не изменился с 1991 года (58%). Каждый четвертый (25%) участник опроса высказался против подобного запрета, 17% затруднились ответить».

Конечно, опрос, проведенный ВЦИОМ, внушает определенный оптимизм. Люди все активнее отходят от кондового атеизма и сугубо материалистического понимания природы бытия. Они начинают видеть «свет горний». «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин; 8:12). И тут многое зависит и от священников, и от мирян. Не в страшных историях, не в жутких рассказах о последствиях грехов человеческих, даже не в разговорах о пользе регулярного посещения храма и о том ужасе, который настигнет лентяев, не в этом нуждается забывший православие за последнее столетие русский народ.

Смеем предположить, что, как и в первые века христианства, так и в эти пасхальные дни 2016 года по Р.Х. люди ждут одного — благой вести, на распространение которой всех благословил Господь, а именно жизнеутверждающего возгласа «Христос Воскресе!» Апостол Павел утверждал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор; 15:13). Борьба с грехами — этап следующий, когда в уме и сердце утвердится эта божественная идея, что благодаря Христу мир и любой конкретный человек уже спасен, обрел жизнь вечную, и нужно только покаяться и не совершать более греховных поступков. А если опять упал, то снова исповедоваться и просить прощения, то есть не унывать — именно этот смысл вкладывается в постулат «уныние — это грех». Как бы ты ни стращал человека, понимание греховности происходит только после обретения и понимания святости подвига Спасителя. Каждому прихожанину известны сотни случаев, когда, однажды услышав тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», человек сразу становился православным. Вот чудо, так чудо.

Мы начали статью с того положения, в котором в начале XXI века пребывает Русская православная церковь. Мы хотели сказать, что не благодеяниями богатых, дай им всем Бог спасения, а трудом каждого члена отдельного прихода возрождается Русь Православная. А доклад ВЦИОМ дает нам основания надеяться, что многие готовы прийти в лоно Церкви. Так что надежда на всеобщее возрождение православия в России есть.

Христос Воскресе!

От Христовой Заутрени до Красной горки Далее в рубрике От Христовой Заутрени до Красной горкиКак праздновали Пасху в Сибири в XIX веке в купеческих домах, деревнях и острогах

Комментарии

02 мая 2016, 05:21
Людям необходимо во что-то верить. Раньше этими делами занимались коммунисты. Была идеология, была идея. Они, понимая, что в незанятых умах могут завестись "тараканы" нагружали нас общественной работой. Принуждали ходить на демонстрации и митинги. Плохо это было или хорошо? Не знаю. Но и через столько лет помню ощущение праздника и праздничные застолья родителей.
Сейчас ничего подобного нет. Даже замечательный праздник-Новый год, начиная с эпохи правления Димы Айфона, утратил всю свою прелесть. Перешёл в разряд обыденности. Никто на тв-каналах не предупреждает нас о наступлении СОБЫТИЯ. Практически нет "дурашливых", весёлых передач. Зачастую нет даже празднично оформленного номерка канала, в уголку нашего телевизора. Нет наступления радости. Сами знаете "если сто раз сказать что ты свинья, то рано или поздно захрюкаешь", если напоминать, вдалбливать в голову, хорошее, то рано или поздно в нас что-то произойдёт и мы почувствуем хорошее, почувствуем наступление праздника и нам станет морально лучше и легче. Но, похоже, ни кому из руководства это не надо. Лучше держать народ морально "опущенным", отупленным, так легче и проще управлять. А может это безразличие к своему народу?
Вот эту нишу "идеологической пустоты" в нашей жизни стремительно заполняет церковь. Самое страшное, что туда под принуждением уговоро-принудительно затаскиваются неокрепшие, без устоявшихся идеалов наши дети.
Церковь, без мыла, лезет куда только может. В наглую, под предлогом возврата конфискованного когда-то у них, пытаются и получают материальные ценности, без учёта мнения людей. Гребут всё, что только можно под себя. Сильно раздражает коммерциализация церкви.Посмотрите сколько молодых людей, вполне работоспособного возраста уходит в церковь в монастыри, отрицая светскую жизнь. А это прямой ущерб для нашего государства: нет работника, нет семьи, нет детей.
Я не верующий. Я считаю, что для кого-то, кто по характеру слаб или кто попал в безысходную ситуацию и не на кого надеяться церковь это благо. В нашей Православной церкви есть замечательные люди, хорошие интуитивные психологи, которые могут помочь или, в крайнем случае, облегчить человеку жизнь, направить в нужную сторону. Но пусть она так и остаётся отделённой от государства и не лезет настойчиво в глаза.
Христос Воскресе!
02 мая 2016, 10:13
В этой жизни нельзя рассчитывать исключительно на себя. Потому что от конкретного человека мало что зависит. Всегда рассчитываешь на удачу, на благосклонность высших сил.
02 мая 2016, 13:09
Люди идут в церковь как в последнюю инстанцию. А когда государство занимается формализмом. вместо реально помощи бедствующему населению. тогда и появляется время у людей идти в церковь и просить помощи там. потому как больше негде.
И это печально, 21 век за окном, а страна в некоторых вопросах откатывается в середину 19 века, похмелье будет тяжелым
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»