Новости – Люди












Люди
Велосипеды не заменят лошадей

Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»
Сохранится ли конная школа в Нескучном саду после смены директора ЦПКиО
30 сентября, 2015 18:17
13 мин
«Центр развития детского конного спорта» работает в Нескучном саду без малого 20 лет на радость и взрослым, и детям, в том числе детям-инвалидам. Много испытаний выпало на долю его сотрудников: и разруха 90-х, и бандитские «наезды», и частые смены в руководстве ЦПКиО. Все это центру удалось пережить, но сейчас над ним нависла угроза – его собираются закрыть.
Для здоровья и побед
Конюшня в Нескучном саду существует еще с 1985 года, когда на месте бывшего живого уголка начал свою работу конноспортивный кооператив «Ямской двор». В 1996 году кооператив, как и многие другие подобные организации того времени, разорился. Хозяйство пребывало в полной разрухе. И Павел Киселев, в то время директор ЦПКиО, пригласил туда Владимира Кирина — мастера конного спорта, члена сборной СССР и сборной профсоюзов СССР. Владимир Владимирович входил в одну команду с советскими чемпионами Европы по троеборью Виктором Петровичем Калининым и Александром Михайловичем Евдокимовым.
«Это было примерно как в советских фильмах: "вот тебе маузер и печать, иди работай", — вспоминает Владимир Кирин. — Это теперь я во всяких хозяйственных делах профессором стал, а тогда вообще ничего не понимал в этом».
Тем не менее Кирин и его единомышленники начали потихоньку поднимать из руин хозяйство приказавшего долго жить кооператива. Построили крытый манеж, оборудовали плац, отремонтировали конюшню. По словам Кирина, на 99% реконструкция осуществлялась на собственные средства и средства спонсоров. За первые три года на развалинах «Ямского двора» был создан пони-клуб «Шериф», который впоследствии стал называться АНО «Центр развития детского конного спорта».
Около 10 лет тренеры центра занимаются с детьми-инвалидами иппотерапией — лечением и реабилитацией с помощью лошадей. Такие занятия очень хороши для детей с эпилепсией, ДЦП, ЗПР (задержкой психического развития), дисплазией тазобедренного сустава, ампутацией конечностей и т.д. Сейчас на иппотерапию бесплатно ходят 28 ребятишек — в основном жители окрестных районов. Инвалидам она дает возможность, по сути, вернуться в общество.
Общение с лошадью — это и массаж, и спортивные упражнения, и эмоциональное оздоровление. Даже у здорового ребенка при виде животных глаза загораются, и весь мир перестает для него существовать. А инвалидам общение с лошадьми помогает перестать быть зацикленными на своей болезни, к ним возвращается интерес к жизни, они видят, что не все в мире так плохо. Особенно когда есть результаты: получить грамоту для ребенка-инвалида — огромное счастье.
А иногда иппотерапия открывает путь и к гораздо более серьезным спортивным успехам. Так, заниматься в центр конным спортом Лиза Миронова пришла, еще будучи здоровой. Но затем девочка тяжело заболела. Два с половиной года Лиза могла передвигаться только в инвалидной коляске, ей должны были делать операцию по замене сустава. В центре специально для нее разработали программу лечебной верховой езды: ходить ей было нельзя, а ездить на лошади врачи разрешили — суставы работают, но человек на них не опирается. Благодаря этой программе сустав удалось сохранить, и операция не потребовалась.
Более того, Елизавета вновь смогла самостоятельно ходить. Теперь она уже взрослая девушка. А еще — обладатель Кубка Москвы и чемпион России по параолимпийской выездке. Среди воспитанников Владимира Кирина есть и другие лауреаты почетных спортивных наград разного уровня — как среди здоровых спортсменов, так и среди инвалидов.

Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»
В центре работают пять тренеров. Помимо того, что в центре проводятся обычные занятия, летом здесь действует дневной лагерь, где ребят катают на лошадях, показывают, как их седлать и чистить. В конюшне 14 лошадей и два пони. Общая территория центра — около 2400 м2. С 2003 года центр участвует в городской целевой программе «Спорт Москвы» для некоммерческих организаций. По пять раз в год на его площадках проводились городские соревнования: розыгрыши Кубков префекта, глав управ районов, муниципалитетов, в которых принимали участие до 100 всадников.
«Бумажные» проблемы
Чтобы описать все перипетии взаимоотношений центра с многочисленными директорами Парка Горького, наверное, не хватит и целой книги. Поэтому вдаваться в подробности не будем, заметим лишь, что в конечном счете Владимиру Кирину удавалось найти с ними общий язык. Но вот беда: за все эти годы парк так и не заключил с центром договор аренды.
Договор начали оформлять еще при Павле Киселеве, но из-за его смерти дело не было доведено до конца. Затем у парка сменились три директора — Александр Зорин, Вячеслав Король и Сергей Капков. После ухода Капкова ЦПКиО возглавила Ольга Захарова, до этого занимавшая должность исполнительного директора парка, а ранее работавшая в топ-менеджменте телеканала «Дождь». И вот с ней у конноспортивной школы отношения не задались.
Ожидалось, что администрация парка заключит с центром договор аренды, и все вопросы будут решены. Но вместо этого, по словам Кирина, Ольга Захарова попыталась выселить конную школу из парка вместе с лошадьми. Сначала хотела разместить на территории центра Кремлевскую школу верховой езды, но благодаря заступничеству Сергея Капкова, в то время занимавшего должность начальника Департамента культуры города Москвы, конников оставили в покое.
В марте 2015 года департамент возглавил Александр Кибовский. Пока шли кадровые перестановки, Ольга Захарова возобновила попытки избавиться от конюшни. Была запланирована реконструкция территории, после которой там должны были быть оборудованы пункт велопроката и душевые кабинки для тех, кто занимается на площадке воркаута. Поскольку этот новый термин в России понятен далеко не всем, переведем его на русский: «воркаут» — это площадка для занятий физкультурой на открытом воздухе.

Владимир Кирин. Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»
Езда на велосипедах и гимнастика на воздухе — дело хорошее, кто же спорит. Но и конный спорт, хоть он нынче и не так моден, тоже очень полезен и нужен, а детям-инвалидам жизненно необходим. Неужели на огромной территории ЦПКиО нельзя найти место для всех?
По словам Ольги Захаровой, действительно нельзя: Парк Горького является объектом культурного наследия, и размещение в нем конюшни — это нецелевое использование территории. Захарова также сообщила, что попыталась договориться с другими парками отдыха Москвы о переселении конюшни к ним, но из этого ничего не получилось. Поэтому Центру развития детского конного спорта грозит перспектива отправляться в никуда… А в этом случае он просто прекратит свое существование.
«Я не знаю, как объяснить детям, что закрытие нашего центра может быть целесообразно, — говорит один из его тренеров Алексей Юрьевич Савкин, в 1974–1976 годах участник сборной СССР по конному спорту. — Руководство парка заявляет, что конноспортивный центр не соответствует его профилю. Но, по-моему, это просто отговорка: на деле они хотят поменять вовсе не профиль, а хозяина этого места. Чтобы и люди, и лошади там были уже другие.
А про наш центр они сочиняют какие-то дикие небылицы. Например, будто у нас лошади тощие, содержатся в плохих условиях. Договорились даже до того, что у нас тут "лошадиный концлагерь"... Как зоотехник я могу сказать, что для лошадей данных пород наши условия вполне подходят. Иначе мы просто не могли бы с ними достойно выступать на соревнованиях городского, областного и общероссийского уровня. Еще одна инсинуация: якобы навозные стоки из нашего комплекса текут в Москву-реку! Хотя по соблюдению санитарных норм у нас никогда не было проблем с надзорными органами».
В самом деле, раз в три года центр обследует Россельхознадзор, и никаких нарушений проверки не выявили. Все лошади и пони состоят под ветеринарным надзором в Центральном административном округе. У каждой есть ветеринарный паспорт со всеми необходимыми отметками.
Места для 16 лошадей на занимаемой центром территории вполне достаточно, к тому же там имеется крытый манеж, а это очень серьезное преимущество. Конюшни, рассчитанные на небольшое количество лошадей, обычно не имеют такого манежа, поэтому в межсезонье они вынуждены приостанавливать работу, а у центра в Нескучном саду такой проблемы нет.
Чтобы не быть голословными, пора рассказать и о самих лошадях. Вот, например, кобыла Гравюра (она же Груша), ей 21 год, в пересчете на человеческий возраст — 71. В свое время она дважды выигрывала чемпионат России среди детей и юношей и многократно становилась победителем чемпионатов Москвы и Московской области. Сейчас на ней учатся ездить дети. С молодыми лошадьми ребятишкам заниматься опасно: норовистые больно. А с Гравюрой — гарантия 100%, что ни один ребенок не упадет. Дети ее просто обожают. И это к вопросу об условиях содержания лошадей: при плохом уходе лошадь элементарно столько не проживет.
Дело всей жизни
«Когда я пришел, здесь никому ничего надо не было, — возмущается Владимир Кирин. — Теперь, когда все налажено, у нас хотят отобрать территорию. Мы 20 лет мучились, налаживая все это хозяйство, и теперь должны уйти в чисто поле?».
«Чтобы понять, что такие организации, как наша, необходимы городу, достаточно просто один раз прийти и посмотреть соревнования с участием детей-инвалидов, — считает Алексей Савкин. — Они приезжают в инвалидных колясках, но в нарядной одежде, а потом выигрывают призы. Они не могут сами подойти, чтобы получить призы, за них их получают родители, но видно, что ребенок весь просто светится от счастья. Да, к сожалению, мы работаем не на массовом уровне, но ведь в Москве совсем немного таких мест, где с инвалидами занимаются бесплатно».
Конный спорт — дело не самое доходное и даже порой затратное: ведь каждой лошади нужны коновод, кузнец, ветеринар, тренер… Но для Кирина и его товарищей это безо всякого преувеличения дело всей жизни: «Нам нравится заниматься с воспитанниками, готовить их к выступлениям. Ничего другого мы не умеем, и больше нам ничего не нужно. Когда мои ребята выигрывают, я как будто сам выигрываю».

Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»
В наши времена, когда считается правильным ради денег браться за любое дело, даже если ты в нем ничего не смыслишь, такую позицию встретишь нечасто. Но Владимир Кирин и его коллеги собираются отстаивать Центр развития детского конного спорта до конца. Они направили обращения на имя Александра Кибовского и в Москомспорт, ответы на них должны прийти в начале октября.
В поддержку центра уже собрано 800 «живых» и более 123 000 тысяч электронных подписей на сайте change.org. Число подписей растет с каждым днем.
«У нас есть спонсор, который готов выделить нам деньги, — говорит Владимир Владимирович. — В Москомспорте также сказали, что если бы у центра был договор, они бы выделили вам средства, а без договора не имеют права. Нам нужно делать ремонт —покрасить и частично залатать крышу в манеже, заасфальтировать дорожки, перекрыть конюшню, но в такой подвешенной ситуации мы не можем вкладывать в это деньги. Мы перестали выезжать с детьми на соревнования. Все пять предыдущих директоров нам помогали, только с Захаровой такие проблемы. Но я уверен: мы победим!».
30 сентября в этой истории возник неожиданный поворот. Департамент культуры города Москвы на основании приказа № 867 принял решение об объединении Парка Горького и парка искусств «Музеон» под общим названием ЦПКиО им. М. Горького. Директором объединенного учреждения назначена глава «Музеона» Елена Тюняева. Трудовой контракт с Ольгой Захаровой, истекающий в последний день сентября, департамент не продлил.
Как все эти перемены скажутся на судьбе конноспортивной школы, пока судить сложно. В пресс-службе «Музеона» «Русской планете» сказали, что Елена Александровна пока входит в курс дела и знакомится с документацией, связанной с различными объектами Парка Горького. Поэтому вопрос о центре она будет готова прокомментировать немного позже. В целом же Елена Тюняева уже дала понять, что никаких кардинальных изменений в парке не будет.
Владимир Кирин новость о ее назначении встретил с радостью. Он надеется, что ему удастся найти взаимопонимание с новым директором и наконец-то документально оформить взаимоотношения между центром и Парком Горького.
В заключение заметим: в том, что конноспортивный центр находится именно в Нескучном саду, помимо всего прочего, есть историческая логика и справедливость. Когда-то неподалеку располагался Орловский манеж, так что лошади в этом месте появились гораздо раньше, чем велосипеды. И даже самый лучший велосипед не заменит человеку, а тем более больному ребенку, общения с живым существом.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости