Великомученик Пантелеимон: исцеление через Христа
«Пантелеймон-целитель», художник Николай Рерих

«Пантелеймон-целитель», художник Николай Рерих

Как юноша-врачеватель попал в мясорубку последней бойни христиан в Римской империи

Он должен был стать врачом при императоре, но вместо этого употребил свое искусство врачевания на благо бедным.

9 августа Православная церковь чтит великомученика Пантелеимона. Он стал одной из жертв последних гонений на христиан в Римской империи и, по преданию, мог исцелять одним лишь произнесением имени Христа.

Гонения

Это было время, которое вошло в историю как «великое гонение христиан». Начавшись в 303 году по указу тетрархов — четырех правителей Римской империи, — оно продлилось десять лет. По всей империи прокатилась волна казней. От христиан требовали в обязательном порядке участвовать в языческих ритуалах. Священные книги уничтожали. Священников бросали в тюрьмы и требовали отказаться от веры.

В конце 302 года Максимиан, один из тетрархов, приказал сжечь христианский храм в Никомедии — городе, расположенном недалеко от места, где вскоре построят Константинополь. Вместе с храмом сожгли и его прихожан, отказавшихся участвовать в жертвоприношении римским богам. В начале 303 года на христиан в Никомедии обрушился новый виток императорских репрессий: очередные массовые казни планировалось провести в начале февраля, в день праздника бога Термина, римского покровителя дорог. А уже в марте христиан обвинили в попытке поджога императорского дворца — это стало поводом для новой массовой расправы.

Источники разнятся в описании числа жертв того страшного времени. Христианские жития называют цифру до 20 000 погибших: сюда вошли как жители самой Никомедии, так и христиане других областей империи, которых свозили в город на казнь. Среди прочих в списке погибших оказался, например, Георгий Победоносец — военачальник, знатный гражданин, который открыто объявил себя христианином перед императором. Ученые полагают, что, вероятно, это о нем писал историк и современник тех событий Евсевий Кесарийский: «Когда впервые был оглашен указ о церквах [Диоклетиана], некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью по Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомедии в общественном месте, и разорвал его на куски как богохульный и нечестивейший. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал все, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие».

Юноша и император

Никомедия была родиной Пантелеимона, ставшего свидетелем расправ над христианами. Будущий целитель родился на стыке культур — мать его была христианкой, а отец веровал в римских богов. Житие говорит: после ранней смерти матери «отрок легко пошел по следам отцовского заблуждения; отец часто приводил его на поклонение к идолам, утверждая в языческом нечестии». При рождении мальчик получил имя Пантолеон, что значило «лев во всем»: родители полагали, что имя даст сыну необходимое в жизни мужество. Пантелеимоном юноша станет позже — когда получит дар исцеления.

По настоянию отца Пантолеон обучался грамматике, а затем был отдан в ученики местному придворному врачу по имени Евфросин. С ним он и оказался в императорском дворце, сопровождая учителя и помогая во врачебных делах. «Все удивлялись красоте и доброму разуму отрока, — пишет святитель Димитрий Ростовский. — И царь, увидев его, спросил: "Откуда он и чей это сын?". Получив ответ, царь приказал Евфросину скорее и как можно лучше научить отрока всему врачебному искусству, выразив желание иметь его при себе всегда».

Святой Пантелеймон с житием, начало XIII века (единственная житийная икона святого Пантелеимона византийского времени)

Святой Пантелеймон с житием, начало XIII века (единственная житийная икона святого Пантелеимона византийского времени). Фото: wikipedia.org

Царем святитель Димитрий называет императора Максимиана, одного из четырех правителей Римской империи. Прозвище у Максимиана было Геркулий, что значило Геркулес: был он наделен необузданной силой, и столь же необузданным, по преданию, был его характер. Талантливый военачальник, Максимиан прославился своими походами против варваров. Одновременно он был нетерпим к любым представителям христианской веры — будь они даже гражданами Рима. В 286 году по его приказу был полностью перебит Фиваидский римский легион. Расквартированный в Египте, он состоял из шести тысяч римских воинов-христиан (впрочем, некоторые историки считают эпизод с его истреблением легендой).

Исследователи подчеркивают: к началу правления Максимиана (285 год) число христиан на всей территории империи выросло примерно в шесть раз. Если в 250 году их было около миллиона, то к концу века стало больше 6 млн. Это составляло около 5–6% от всего населения империи, полагает английский историк XVIII века Эдвард Гиббон.

Христианами становилось все больше римских граждан — это беспокоило язычника-императора. Христиане оказывались в высших кругах, в среде придворной знати, в армии (в связи с чем там периодически устраивали чистки). Легенда о Фиваидском легионе гласит: воинов-христиан по приказу Максимиана подвергли децимации — казни каждого десятого по жребию. После казней легионеры продолжали стоять в своей вере, и тогда казнь каждого десятого повторяли до тех пор, пока не истребили всех.

Целитель

Христиане, которые остались в живых после бойни в Никомедии, прятались у родственников и сочувствующих. Встреча с одним из них изменила жизнь юноши Пантолеона навсегда. Вместо того, чтобы стать врачом при императоре, он ушел врачевать в бедные кварталы города и вскоре сам примерил венец мученика.

Житие рассказывает об этом так: ежедневно Пантолеон проходил мимо одного из домов, где прятались христиане. Один из них, старец-пресвитер Ермолай, наблюдал за юношей через окошко и однажды позвал его. С этого дня они стали встречаться ежедневно: Пантолеон шел к старцу после дневной медицинской практики, и они беседовали о жизни и о Боге. Юноша, в душе которого жила память о матери-христианке, проникался проповедями старца все больше.

Поворотный момент случился в тот день, когда Пантолеон обнаружил мертвого ребенка, укушенного змеей. Димитрий Ростовский пишет: «Взглянув на небо, Пантолеон произнес: «Господи Иисусе Христе, хотя я и недостоин призывать Тебя, но если ты хочешь, дабы я сделался рабом Твоим, яви силу Твою и сделай так, чтобы во имя Твое, отрок этот ожил, а ехидна издохла». И тогда — сообщает житие — ребенок встал живым.

В тот же день Пантолеон принял крещение.

За дар исцеления его стали называть Пантелеимон — Всемилостивый. Он врачевал так: прикасался руками к больному месту и призывал Христа, и тогда слепые глаза становились зрячими, а онемевшие члены обретали способность двигаться. Он исцелил многих в Никомедии, посещал бедные дома и тюрьмы, полные христиан. В конце концов слава о нем дошла до императора.

На глазах у Максимиана юноша произнес имя Иисуса Христа и вернул к жизни парализованного больного. До него это тщетно пытались сделать языческие жрецы. Император рассвирепел: юношу, которого еще вчера хотели сделать придворным врачом, подвергли пыткам. Житие говорит: его пытались сжечь на костре в котле с оловом — но костер затух, утопить в море, подвесив к шее камень, — но камень сделался легким, отдать на съедение львам — но звери замурлыкали и легли у его ног. Тогда по приказу Максимиана Пантелеимону отсекли голову мечом. «Вместо крови, — пишет автор жития, — из шеи святого потекло молоко».

Почитание

На Руси почитание великомученика Пантелеимона началось уже в XII веке. Есть сведения, что князь Изяслав, сын святого Мстислава Великого, приказал выковать лик святого на своем шлеме.

В русском православии святого чтут не только как целителя — его считают также покровителем воинов, идущих на брань. Эта традиция отсылает к его первому имени, Пантолеон.

В Свято-Пантелеимоновом русском монастыре на Афоне хранится глава святого. День его памяти в этой обители празднуют девять дней. В Москве частицам мощей святого можно поклониться в храме Воскресения Христова в Сокольниках и в храме Великомученика Никиты на улице Гончарной (здесь же находится подворье Пантелеимонова Афонского монастыря).

Иконы изображают святого Пантелеимона безбородым юношей. Согласно житию он закончил земную жизнь в возрасте около 20 лет в 305 году (год рождения святого неизвестен). Спустя восемь лет после его кончины император Константин выпустил знаменитый Миланский эдикт — этот документ навсегда запретил гонения и казни христиан в Римской империи.

«Возвращаясь домой, не могу надышаться» Далее в рубрике «Возвращаясь домой, не могу надышаться»«Русская планета» встретилась с пилотом-миротворцем Андреем Трушиным, выполняющим миссию в Африке

Комментарии

09 августа 2015, 11:07
Ох и суровое было время, никто о толерантности к вероисповеданию даже не думал, конечно, кроме самих христиан того времени.
09 августа 2015, 21:11
Во имя религии зачастую творились страшные преступления. И стоит отметить, что творятся до сих пор.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»